Расчёт и оценка удельных показателей СТО
Для оценки технического уровня рассчитанной станции технического об- служивания используются следующие удельные показатели:
· число основных производственных рабочих - рУД ,
чел. / раб.пост ;
· площадь производственно складских помещений - fПС,
· площадь административно-бытовых помещений - f АБ ;
· число комплексно обслуживаемых автомобилей в год -
м2 / раб.пост ;
nА ;
· число автомобиле-заездов на антикоррозионную обработку -
nЗА ;
· число автомобиле-заездов для уборочно-моечных работ -
nЗУМР ;
· число продаваемых автомобилей в год (автомобилей прошедших пред-
продажную подготовку) -
nЗПП .
Нормативные удельные значения рассматриваемых выше удельных пока- зателей, рассчитанные для эталонных условий приведены в табл. 2.32 .
|
|
рУД
УД × КР ;
f ПС =
f Э × К ;
|
f Э × К ;
|
= n Э × К × К
× КПР × ККР;
|
|
|
× КР × ККЛ
× К ПР × ККР ;
где
|
|
|
УД ПС
Э Э
|
|
- эталонные удельные значения соответствующих
удельных показателей, принимается по табл. 2.30
|
ККЛ - коэффициент учёта класса легковых автомобилей, принимается для автомобилей особо малого класса – 1,15, для автомобилей ма- лого класса- 1,00, среднего класса – 0,85;
К ПР - коэффициент учёта среднегодового пробега автомобилей (при- нимается по табл. 2.32);
К КР – коэффициент учёта климатического района эксплуатации авто- мобилей (определяется по табл. 2.33).
Таблица 2.30
Удельные показатели СТО на один рабочий пост для эталонных условий (по ОНТП-01-91)
Показатель | Тип СТО | |
Городская | Дорожная | |
Численность производственных рабочих | 5,0 | 4,7 |
Площадь производственно-складских помещений , м2 | ||
Площадь административно-бытовых помещений , м2 | ||
Площадь территории , м2 | ||
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год N | - | |
Число заездов автомобилей в год NЗ | - | |
Число заездов автомобилей на коммерческую мойку NЗК | - | |
То же, на противокоррозионную обработку NЗА | - | |
То же, на предпродажную подготовку автомоби- лей NЗП | - |
Примечание.Значения, представленные в таблице рассчитаны для следующих эталон- ных условий: - для городских СТО число рабочих постов – 10; среднегодовой пробег авто- мобилей – 10000 км; климатический район – умеренно-холодный; - для дорожных СТО: чис- ло рабочих постов – 3;тип СТО – универсальная;
Таблица 2.31.
Коэффициент КР для различных показателей в зависимости от числа рабочих постов станции технического обслуживания автомобилей
Число рабочих постов | Значения КР для расчета показателей | |||
Число производствен- ных рабочих | Площадь производственно- складских поме- щений | Площадь административно- бытовых помещений | Площадь территории | |
0,84 | 1,05 | 1,1 | 1,29 | |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
1,0 | 0,86 | 0,83 | 0,82 | |
1,0 | 0,74 | 0,75 | 0,8 |
Таблица 2.32
Коэффициент учета пробега автомобилей
Среднегодовой пробег автомоби- лей, км | К ПР |
1,25 | |
1,00 | |
0,84 | |
0,72 | |
0,63 | |
0,56 | |
0,50 |
Таблица 2.33
Коэффициент учета климатических условий
Тип климатического района | К КР |
Умеренный | 1,00 |
Умеренно-теплый, умеренно-тёплый влажный, тёплый влажный | 1,11 |
Жаркий сухой, очень жаркий су- хой | 0,91 |
Умеренно холодный | 0,91 |
Холодный | 0,83 |
Очень холодный | 0,56 |
Удельное число комплексно обслуживаемых автомобилей в год определя-
ется по формуле:
n = n Э
× КР × ККЛ
× К ПР × ККР ,
|
|
Для сравнения расчетных значений удельных показателей с нормативными значениями их следует представить в табличной форме (табл. 2.34).
Таблица 2.34
Основные удельные показатели спроектированной СТО
Наименование по- казателя, условное обозначение | Нормативные значения | Скорректированные нормативные значения | Расчётные значения | Отклонение от норма- тива, % |
Численность про- изводственных рабочих | ||||
Площадь произ- водственно- складских поме- щений | ||||
Наибольшее отклонение от норматива |
Технико-экономическая эффективность проекта оценивается путём срав- нения его удельных показателей с эталонными значениями, а также с показате- лями действующих передовых СТО и автоцентров, схожих по назначению и производственной мощности (Приложение 9).
По результатам анализа делается заключение об эффективности техноло- гического проектирования. В выводах также указываются возможные причины отклонения полученных показателей от нормативных значений.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные отличия в выборе исходных данных для расчёта сервисных предприятий различных типов.
2. Как определяется производственная программа для городских неза- висимых, дилерских и дорожных СТО?
3. Поясните методику распределения трудоёмкостей работ ТО и ТР автомобилей между постами и производственными отделениями цеховых ра- бот.
4. По каким признакам производится группировка работ по основным производственным участкам?
5. Как рассчитываются поточные линии диагностики и инструмен- тального контроля на СТО?
6. Перечислите возможные формы организации ТО и ТР на СТО?
7. Изобразите схему технологического процесса предпродажного об- служивания и продажи автомобилей на СТО и поясните её.
8. Изобразите схемы технологических процессов ТО и ТР автомоби- лей на СТО и прокомментируйте их.
9. Как рассчитывается штатная и явочная численность основных про- изводственных рабочих на СТО?
10. Как производится распределение производственных рабочих по специальностям и квалификации?
11. Как рассчитываются площади основных производственных участ- ков СТО, административных и вспомогательных помещений?
12. Опишите основные отличия при расчёте городских независимых, городских дилерских и дорожных СТО.
13. Как определяется площадь стоянки для автомобилей клиентов и ра- ботников СТО?
14. Как определяется площадь складских помещений СТО?
15. Как определяется число постов для ТО и ТР автомобилей на СТО?
16. Какой порядок расчета принят при проектировании производствен- ных отделений?
17. Как определяется количество рабочих постов косметической мойки транспортных средств в зависимости от степени механизации?
18. Какое стационарное технологическое оборудованию применяется на участке диагностики?
19. Перечислите основные требования к расположению комплекса ку- зовного и окрасочного участков в производственном корпусе.
20. Из каких территориально обособленных зон состоит автосалон на крупной СТО, охарактеризуйте их назначение и основные рекомендации по проектированию?
21. В каких случаях подразделения цеховых работ совмещаются с уча- стками постовых работ?
22. Перечислите работы, производимые автомобилем технической по- мощи непосредственно в дорожных условиях?
23. Какие требования по технике безопасности предъявляются к участ- ку по ремонту и установке газобаллонного оборудования?
24. Какие работы входят в комплекс обязательных работ при проведе- нии предпродажной подготовки товарных автомобилей?
25. Охарактеризуйте назначение отдела главного механика и перечень выполняемых работ?
26. Какие удельные показатели используются для оценки технического уровня рассчитанной СТО?
Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА
3.1. Общие требования
Под объёмно-планировочным решением здания понимается размещение в нём производственных подразделений в соответствие с их функциональным на- значением, технологическими, строительными, противопожарными, санитар- но-гигиеническими и другими требованиями.
При проектировании сервисных предприятий используются унифициро- ванные типоразмеры строительных конструкций и параметров зданий, установ- ленные действующими нормативными документами в области строительства (СНиПы), а также типовые проекты и существующие на рынке готовые строи- тельные конструкции.
Шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях (расстояния между разбивочными осями здания в продольном направлении) определяется макси- мальными размерами плит перекрытий и принимается равным 6 или 12 м. Раз- меры пролётов (расстояния между разбивочными осями здания в поперечном направлении) принимаются кратными 6 и могут составить 6, 12, 18, 24 ,30, 36 м (для СТО применение ферм последних 3-х размеров нежелательно).
Желательно, чтобы корпус СТО имел однотипную сетку колонн, но по технологическим соображениям при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять пролёты разной ширины и высоты во вза- имно перпендикулярных направлениях (мелкую сетку колонн целесообразно использовать на участках цеховых работ СТО, для административно-бытовых и вспомогательных помещений).
При проектировании производственного корпуса СТО из сборных железо- бетонных конструкций рекомендунтся выбирать сетку колонн из следующего размерного ряда:
· для зон ТО и ТР автомобилей, а также остальных участков постовых работ - 6´18, 6´24, 12´18, 12´24 (допускаемые значения - 6´9, 6´12);
· для отделений и участков цеховых работ и административно-бытовых помещений - 6´6, 12´12 (допускаемые значения - 6´15).
При проектировании СТО на базе облегчённых металлоконструкций мо- дульного типа, следует учесть, что российской промышленностью в основном выпускаются модули следующих размеров 18´18, 18´24, 24´24, 30´30, 36´36. (допускаемые значения 12´18, 24´30, 24´36) [9].
Вновь проектируемые СТО должны иметь по возможности прямоугольную форму с соотношением сторон в пределах 1,5…2,0. При выполнении проектов и реконструкции действующих сервисных предприятий следует отталкиваться от требований технологического процесса, наличия свободной территории под застройку, плана расположения коммуникаций и формы имеющегося земельно- го участка.
Высота до низа несущих конструкций в производственных помещениях СТО зависит от типа и габаритов обслуживаемых транспортных средств, нали- чия технологического и грузоподъёмного оборудования и выбранного типа ко- лонн (наиболее часто принимаемые значения 3,6; 4,2; 4,8; 6,0; 7,2; 8,4 и др.) При выборе высоты производственного помещения следует руководствоваться рекомендациями табл.18.5 (Приложение 18).
Основными требованиями при разработке объёмно планировочного реше- ния корпуса СТО являются:
· расположение основных зон и производственных участков СТО в со- ответствии со схемой технологических процессов в одном здании без его деления на мелкие помещения;
· соответствие планировки (количества рабочих постов, площадей под- разделений) технологическому расчёту и заданию на курсовую работу;
· максимальное использование типовых планировочных решений с вне- сением изменений, соответствующих современного уровню развития автообслуживающей отрасли;
· унификация и типизация производственных подразделений и произ- водственного корпуса;
· рациональное использование производственных площадей предпри- ятия;
· стадийное развитие СТО, предусматривающее её расширение без зна- чительных перестроек и нарушений технологического процесса;
· обеспечение удобства и высокого уровня комфорта для клиентов СТО, путём расположения помещений, которыми они пользуются и осна- щения их дизайнерскими разработками.
Пересечение маршрутов транспортных потоков на территории СТО долж- но быть сведено к минимуму.
Площади СТО по своему производственному и функциональному назна- чению подразделяются на следующие группы:
· производственные;
· складские;
· административно-бытовые;
· сервисные;
· вспомогательные.
Для расчёта предварительных размеров производственного корпуса при- нимается единый норматив производственной площади в размере 120 м2 на один рабочий пост. Исходя из этого, площадь производственного корпуса оп- ределяется по формуле:
Fпр
= 120 × X å
Длина и ширина здания принимается с учётом принятой сетки колонн и должна быть кратна 6. В процессе формирования объёмно планировочного ре- шения общая площадь может корректироваться с учётом требований организа- ции технологического процесса и резервов для развития, но при этом принятая площадь не должно отличаться от расчётной более чем на 20 %. В исключи- тельных случаях допускается большее отклонение, тогда студент должен пред- ставить полное технико-экономическое обоснование необходимости дополни- тельных площадей.
Технологические связи между подразделениями сервисных предприятий представлены на схеме рис. 3.1.
Обкаточный участок Мойка агрегатов Агрегатное отделение Склад узлов и агрегатов
Слесарно-механическое отделение
Сварочно-жестяницкое отделение
|
|
Склад материалов
Промежуточная кладовая
Участок УМР Участок приёмки-выдачи
Автосалон Клиентские помещения
Магазин продажи за- пасных частей и аксес- суаров
Участок ТР Участок ТО
Участок диагностики
Отделение по ремонту
системы питания
Электротехническое отделение
Аккумуляторное отделение
Маслораздаточная Маслохозяйство Склад масел
Склад эксплуатацион- ных материалов
Шинное отделение Склад шин
Рис. 3.1. Технологические связи между подразделениями сервисных предприятий
Перечень основных производственных и административных подразделе- ний с указанием расчётной и принятой на чертеже площади приводится в таб- личной форме (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Площади помещений СТО
№ | Наименование участков, помещений | Площадь по расчёту, м2 | Принятая площадь, м2 |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛОЩАДИ | |||
Участок | |||
Кузовной участок | |||
.... | ..................................................................... | ...................... | ........................ |
n | Малярный участок | ||
Итого: | |||
СКЛАДСКИЕ ПЛОЩАДИ | |||
Склад запасных частей | |||
Инструментально-раздаточная кладовая и склад инструмента и спецостнастки | |||
..... | ..................................................................... | ....................... | ................... |
n | Иные складские площади | ||
Итого: | |||
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (ИНЖЕНЕРНЫЕ) ПЛОЩАДИ | |||
Очистные сооружения | |||
..... | .................................................................... | ....................... | ................... |
n | Компрессорная | ||
Итого: | |||
ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ | |||
Автосалон | |||
..... | ..................................................................... | .......................... | ........................ |
n | Магазин продажи запасных частей | ||
Итого: | |||
АДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВЫЕ ПЛОЩАДИ | |||
Офисное помещение | |||
Умывальная комната | |||
Техническое помещение | 1,8 | ||
Душевая кабина | 1,7 |
Офисное помещение | |||
..... | ..................................................................... | .......................... | ...................... |
n | Кабинет приёмщика и инженера по га- рантии | ||
Итого: | |||
ПРОЧИЕ ПЛОЩАДИ | |||
Сан. узлы с тамбуром | |||
..... | ..................................................................... | .......................... | ........................ |
n | Тамбур | 4,5 | |
Итого: | |||
Всего: |
Примеры планировочных решений подразделений СТО, реализованные на практике при строительстве сервисных предприятий в г.о. Тольятти, а также рекомендуемые планировки станций различной мощности приведены в Прило- жениях 20, 21. [9, 19].
Требования к производственным помещениям СТО
В производственных помещениях СТО непосредственно выполняются все технологические операции, направленные на поддержание или восстановление работоспособности подвижного состава, в их числе должны быть:
· участки постовых работ ТО и ТР;
· кузовной и малярный участки с вспомогательными помещениями;
· участки и отделения цеховых работ ТО и ТР;
· участки тюнинга, предпродажной подготовки;
· другие основные производственные участки и отделения.
При проектировании производственных помещений следует руководство- ваться требованиями и рекомендациями нескольких нормативных документов, основным из которых является СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».
Согласно вышеуказанным нормам рекомендуется:
· объединять, как правило, в одном здании помещения для различных производств, складские, административные и бытовые помещения, а также помещения для инженерного оборудования;
· принимать объемно-планировочные решения зданий с учетом сокра- щения площади наружных ограждающих конструкций;
· применять преимущественно здания, сооружения и укрупненные бло- ки инженерного и технологического оборудования в комплектно- блочном исполнении заводского изготовления;
Количество наружных ворот в здании производственного корпуса СТО для въезда и выезда подвижного состава, следует принимать в зависимости от суммарного количества рабочих постов, вспомогательных постов и автомоби- ле-мест ожидания согласно табл. 3.2[18]
Таблица 3.2.
Количество ворот в здании производственного корпуса
Суммарное число рабочих постов, вспо- могательных постов и автомобиле-мест ожидания | Минимальное количество ворот в здании для въезда и выезда под- вижного состава |
до 25 включительно | |
св. 25 до 100 | |
св. 100 до 200 |
Примечание.Количество наружных ворот, кроме помещения с одними наружными воротами, допускается уменьшать на одни ворота при условии возможности въезда и выезда через одно смежное помещение, обеспеченное нормативным количеством наружных ворот, рассчитанным на общую численность автомобилей в этих помещениях.
Количество ворот в здании производственного корпуса также зависит от выполняемых в отдельных помещениях работ и услуг, например, малярный и кузовной участки на больших СТО должны иметь собственные ворота для въезда и выезда в связи с характером выполняемых работ и удобством органи- зации технологического процесса.
Размеры наружных ворот для въезда и выезда подвижного состава следует принимать с учетом габаритов приближения, указанных в Общесоюзных нор- мах технологического проектирования предприятий автомобильного транспор- та. Расположение ворот в помещениях хранения, постов ТО и ТР (при количе- стве ворот более единицы) должно быть рассредоточенным.
Наружные ворота помещений хранения, обслуживания и ремонта подвиж- ного состава следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами в районах со средней расчетной температурой наружного воздуха −15°С, и ниже, при сле- дующих условиях:
· при количестве пять и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота в помещениях постов ТО и ТР подвижного состава;
· при расположении постов ТО и ТР на расстоянии 4-х и менее метров от наружных ворот;
· при хранении в помещении 50-ти и более легковых автомобилей, при- надлежащих гражданам.
Централизованная раздача свежих и сбор отработавших моторных и трансмиссионных масел предусматривается на СТО с численностью рабочих постов более 10. Для этих целей на СТО организовывается маслохозяйство.
По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подраз- деляются на категории (А, Б, В1-В4, Г, Д) в зависимости от размещаемых в них технологических процессов и свойств находящихся (обращающихся) веществ и материалов. Категории зданий и помещений устанавливаются в технологиче- ской части проекта в соответствии с НПБ 105, ведомственными (отраслевыми) нормами технологического проектирования или специальными перечнями, ут- вержденными в установленном порядке (Приложение 16).
В помещениях высота от пола до низа выступающих конструкций пере- крытия (покрытия) должна быть не менее 2,2 м, высота от пола до низа высту- пающих частей коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации - не менее 2 м, а в местах нерегулярного прохода людей - не менее 1,8 м. При необходимости въезда в здание автомобилей высо-
та проезда должна быть не менее 4,2 м до низа конструкций, выступающих час- тей коммуникаций и оборудования, а пожарных автомобилей - не менее 4,5 м.
Ширину тамбуров и тамбур-шлюзов следует принимать более ширины проемов не менее чем на 0,5 м (по 0,25 м с каждой стороны проема), а глубину - более ширины дверного или воротного полотна не менее чем на 0,2 м, но не менее 1,2 м.
Размеры ворот для въезда и выезда подвижного состава следует прини- мать с превышением габаритов транспортных средств (для универсальных СТО
– выбирается автомобиль с наибольшими габаритами) не менее чем на 0,2 м по высоте и 0,6 м по ширине.
Уклон маршей в лестничных клетках следует принимать не менее 1:2 при ширине проступи 0,3 м; для подвальных этажей и чердаков допускается прини- мать уклон маршей лестниц 1:1,5 при ширине проступи 0,26 м.
Сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. Сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии не более 100 м один от друго- го.
Длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее длины са- мого крупногабаритного автомобиля, который предполагается обслуживать на СТО, но не превышать её более чем на 0,8 м. Глубина (учитывая дорожный просвет автомобиля) для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса составляет 1,3 … 1,5 м, а для грузовых автомобилей и больших автобу- сов – 1,1 … 1,2 м. Ширина канав устанавливается исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд и обычно составляет 0,9…1,1 м. Для входа и выхода из траншейных канав делают не менее 1-й лестницы на каждые 5 осмотровых канав. Глубина открытой траншеи 1,2…1,6 м, закрытой – не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи. Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм или металлической – толщиной 20…25 мм, высо- той не более 150 мм.
Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения и маневрирования подвижного состава и иметь огражде- ние перилами высотой 0,9 м.
На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей. Для обеспечения подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационар- ные канавные подъемники.
Пример общей компоновки производственных, складских, торговых и ад- министративно-бытовых зон СТО приведён на рис. 4.2., также на рисунке при- мерно соблюдены пропорции, характеризующие соотношение между габарит- ными размерами перечисленных помещений.
Рис. 3.2. Пример компоновки зон СТО
Экспликация помещений:1 – автосалон, 2 – клиентские и административные помещения,
3 – центральный склад, 4 – производственные подразделения СТО
Участок УМР следует располагать с учётом возможности оказания произ- водимых там работ без заезда автомобилей на участки постовых работ СТО, как самостоятельных услуг. Посты уборочно-моечных работ целесообразно распо- лагать в отдельных изолированных помещениях, что связано с характером вы- полняемых технологических операций. Проёмы для проезда автомобилей из помещения мойки и уборки в зону ТО и ТР допускается закрывать водонепро- ницаемыми шторами.
На СТО до 25 рабочих постов участки приёмки и выдачи автомобилей обычно совмещены. В этом случае посты оснащаются подъёмниками.
Тупиковое расположение постов диагностирования позволяет осуществить независимый заезд автомобилей для выполнения какого-либо вида диагности- ческих работ. Посты для проверки и регулировки углов установки управляемых колёс на крупных СТО обычно располагают в зоне ТО и ТР, также в зоне на специальной площадке оборудуется пост для работ по системе освещения и световой сигнализации.
Учитывая специфику работ на СТО рекомендуется 60-70 % их постов ос- нащать подъёмниками.
На СТО до 25 рабочих постов предпродажная подготовка производится в зоне ТО и ТР, где выделяются специализированные посты по предпродажной подготовке автомобилей.
Офис сервис-менеджера 10-15 м2.
Офис приёмщика должен выходить на участок приёмки, содержать карто- теку клиентов и перечень работ и услуг осуществляемых СТО. Рекомендуемая площадь составляет 6 м2 на одного работника и дополнительно 4,5 м2 на каж- дого последующего сотрудника.
Диспетчерскую необходимо располагать так, чтобы из неё просматрива- лись все рабочие посты зоны ТО и ТР. Рекомендуемая площадь на одного ра- ботника 5 м2.
Офис сервисной службы располагается рядом с офисом менеджера. Реко- мендуемая площадь составляет 8 м2 на одного и 5 м2 на каждого последующего сотрудника.
Кассу располагают рядом с кабинетом приёмщика. Рекомендуемая пло- щадь на каждого сотрудника 3 м2. Кладовка для бланков, регистраторов и про- чего должна занимать не менее 5 м2.
На специализированных автоцентрах рекомендуется иметь специальное помещения для проведения собраний и обучения персонала площадью 2 м2 на каждого обучаемого.
Кузовное и окрасочное отделения расположенные в отдельном блоке должны иметь свои конторские помещения из расчёта 8 м2 на одного и 5 м2 на каждого последующего сотрудника.
Примерные площади технических помещений: компрессорной - 10, бой- лерной - 12, инструментальной кладовой - 18 м2, помещение для хранения га- рантийных дефектных деталей - 10 м2.
На больших СТО и автоцентрах выделяют отдельное помещение страхо- вому агенту – кабинет площадью не менее 6 м2. Площадь помещения для де- журных водителей, при организации в предприятии круглосуточного дежурст- ва, следует принимать исходя из расчетной численности дежурного персонала и нормы 3 м2 на одного человека, но не менее 12 м2.
В помещениях сварочного и жестяницкого участков допускается разме- щать посты для выполнения работ с заездом автомобиля (непосредственно на автомобиле).
Подачу автомобилей на посты окраски и сушки следует предусматривать устройствами, исключающими запуск двигателя и образование искрения.
На СТО с количеством рабочих постов ТО и ТР до 10-ти включительно, работы, связанные с ремонтом агрегатов, слесарно-механические, электротех- нические и радиоремонтные работы, а также работы по ремонту инструмента, изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производст- венного инвентаря допускается производить в одном помещении с постами ТО и ТР подвижного состава.
Шиномонтажные работы также допускается производить в помещении по- стов ТО и ТР.
На СТО с числом рабочих постов не более 10 допускается в помещении зоны ТО и ТР размещать посты для ремонта кузовов при помощи сварки, если указанные посты имеют ограждение сплошным несгораемым экраном высотой не менее 2,5 м. Проемы между помещениями уборочно-моечных работ и смеж- ными с ними помещениями допускается закрывать водонепроницаемыми што- рами.
Помещения для выполнения окрасочных работ следует проектировать в соответствии с “Правилами и нормами техники безопасности, пожарной безо- пасности и производственной санитарии для окрасочных цехов”, утвержден- ными Минхимнефтемашем.
При размещении в помещении окрасочных работ окрасочно-сушильных камер, работающих на жидком и газообразном топливе (“АФИТ” ВНР и др.), следует предусматривать отдельное помещение теплогенераторной, которое следует располагать у наружной стены с выходом наружу и отделять от других помещений противопожарными перегородками.
Хранение наполненных и порожних баллонов кислорода и ацетилена в ко- личестве до 10 штук включительно каждого наименования допускается произ- водить в отдельных металлических шкафах, устанавливаемых в простенках ме- жду оконными или дверными проемами снаружи производственных зданий с расстоянием не менее 0,5 м от шкафа до края простенка.
Помещение для хранения смазочных материалов с размещением емкостей для свежих и отработавших масел и смазок и насосного оборудования для их транспортировки следует располагать у наружной стены здания с непосредст- венным выходом наружу.
Требования к административно- бытовым помещениям СТО
Помещения в зданиях административного назначения СТО, как правило, подразделяются на следующие основные функциональные группы:
· кабинеты руководства (директор, технический директор и т.д.);
· рабочие помещения структурных подразделений (сервисная служба, отдел гарантии и т.д.);
· помещения для совещаний или обучения персонала;
· помещения информационно-технического назначения;
· входная группа помещений (вестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны);
· помещения социально-бытового обслуживания (столовая, медицин- ский пункт, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживаю- щего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.);
· помещения технического обслуживания здания, в том числе: ремонт- ные мастерские, кладовые различного назначения и т.п.
Высота помещений от пола до потолка должна быть не менее 3 м. В не- больших офисах, размещаемых в объеме жилых зданий, и в заводских конто- рах, размещаемых в административно-бытовых зданиях, высота помещений может соответствовать высоте, принятой в этих зданиях.
Высота коридоров и холлов должна быть не менее 2,4 м; в офисах, разме- щаемых в жилых зданиях, и в заводских конторах, размещаемых в администра- тивно-бытовых зданиях, - не менее 2,2 м.
Ширина коридоров должна быть не менее 1,2 м при длине 10 м; не менее 1,5 м при длине свыше 10 м и не менее 2,4 м при использовании их в качестве кулуаров или помещений ожидания для посетителей.
Ширина лестничных маршей должна составлять не менее 1 м.
Площадь кабинетов охраны труда определяется в зависимости от списоч- ной численности работающих на предприятии, и принимается равной 24 м2 .
Расстояние от рабочих мест на производственных участках СТО до туале- тов, курительных помещений, устройств питьевого водоснабжения при проек- тировании должно приниматься не более 75 м.
Площадь помещений следует принимать из расчета 4 м2 на одного работ-
ника управления, 6 м2 на одного работника конструкторского бюро и прирав- ненных им производств.
Площадь кабинетов руководителей должна составлять не более 15% общей площади рабочих помещений. При кабинетах руководителей предприятий и их заместителей должны быть предусмотрены приемные. Допускается устраивать одну приемную площадью не менее 9 м2 на два кабинета.
Уборные в многоэтажных бытовых, административных и производствен- ных зданиях должны быть на каждом этаже.
При численности работающих на двух смежных этажах 30 чел. или менее уборные следует размещать на одном из этажей с наибольшей численностью.
Общую уборную для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более 15 чел.
Вход в уборную должен предусматриваться через тамбур с самозакрываю- щейся дверью.
При проектировании сервисных предприятий следует предусматривать, медпункты (фельдшерские здравпункты), а также помещения для отдыха в ра- бочее время и психологической разгрузки.
При штатной численности работников от 50 до 300 чел. организуется ме- дицинский пункт. Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м2 - при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м2 - от 151 до 300.
На предпри