Отделение по ремонту систем кондиционирования
Отделение предназначено для поддержания в работоспособном состоянии систем кондиционирования, а также климат-контроля автомобиля, и установки соответствующих систем на любые транспортные средства по заявкам их вла- дельцев.
Отделение организуется только на больших и крупных СТО, специализи- рующихся в основном на автомобилях иностранного производства и отечест- венных автомобилях представительского класса, оборудованных системами кондиционирования.
В отделении выполняются следующие виды работ и услуг:
Ø ремонт и техническое обслуживание снятых с автомобилей кондицио- неров;
Ø диагностика электронного блока управления системой климат- контроля;
Ø поиск мест утечек из системы;
Ø ремонт компрессоров;
Ø промывка системы кондиционирования;
Ø ремонт и изготовление магистралей системы;
Ø дозаправка фреоном систем кондиционирования (производится непо- средственно на автомобиле);
Ø оборудование автомобилей кондиционером и системой климат- контроля.
В ближайшие несколько лет ожидается резкое увеличение потребитель- ского спроса на вышеперечисленные услуги, поскольку кондиционеры начина- ют устанавливаться на отечественные автомобили даже в стандартной ком- плектации. Поэтому на прогрессивных СТО целесообразно выделять специали- зированные посты в зоне ТО и Р для выполнения соответствующих работ. Ко- личество рабочих постов определяется по общепринятым правилам, рекомен- дуется оснащать их двухстоечными подъёмниками.
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей
Участок предназначен для выполнения комплекса операций по выявлению и устранению недостатков и повреждений, возникших в процессе транспорти- ровки и хранения автомобиля, и проведения работ связанных с подготовкой ав- томобиля к эксплуатации перед выставлением на продажу, для того чтобы он полностью соответствовал техническим условиям завода-изготовителя и имел привлекательный для клиента внешний вид.
Качество автомобиля в момент продажи должно соответствовать требова- ниям технических условий завода-изготовителя, «Правилам продажи населе- нию легковых автомобилей и мотоциклов с колясками» и другой нормативно- технической документации, утверждённой в установленном порядке. Выполне- ние предпродажной подготовки с отметкой в сервисной книжке является обяза-
118
Легковые автомобили подлежит продаже только после проведения полно- го комплекса работ по предпродажной подготовке, предусмотренных ОСТ 37.001.082-82 "Подготовка предпродажная легковых автомобилей" и техноло- гическими инструкциями на разные модели автомобилей, например "Предпро- дажная подготовка автомобилей ВАЗ", разработанными технической службой "АвтоВАЗтехобслуживание".
Необходимость проведения этого вида обслуживания обусловлена тем, что при доставке автомобилей к месту продажи, а также во время их хранения загрязняются поверхности кузова и салона, нарушаются некоторые регулиров- ки, появляются различные повреждения и мелкие неполадки. Перед продажей необходимо удалить с наружной поверхности кузова защитный слой (если есть такое покрытие), помыть автомобиль и почистить салон, а также проверить на- личие жидкостей и масел в системах и агрегатах, состояние агрегатов, систем и узлов, в том числе обеспечивающих безопасность движения, а также наличие технической документации, комплектующих изделий и принадлежностей.
Все выявленные отказы и неисправности устраняют, чтобы покупатель по- лучил автомобиль в исправном состоянии, соответствующем техническим ус- ловиям.
Предпродажная подготовка легковых автомобилей на большинстве сер- висных предприятий предусматривает осуществление трёх комплексов работ: обязательных работ, работ по потребности, дополнительных работ по желанию клиента.
В комплекс обязательных входят работы, выполнение которых предусмот- рено ОСТами или технологическими инструкциями на различные марки авто- мобилей. Операции производятся в следующей последовательности:
Ø проверка наличия технической документации, комплектующих изделий и принадлежностей;
Ø удаление внешнего консервационного покрытия (при его наличии);
Ø чистка салона автомобиля;
Ø наружная мойка кузова и колёс автомобиля (при необходимости - дру- гие виды моек);
Ø проверка и, при необходимости, регулировка закрывания дверей, капо- та, крышки багажника, работы замков и стеклоподъемников, перемеще- ния салазок передних сидений и фиксации спинок сидений при отки- дывании, давления в шинах, натяжения ремня вентилятора, работы приборов электрооборудования и контрольно-измерительных прибо- ров;
Ø проверка крепления колес;
Ø проверка и доводка до нормы уровня масла в картере двигателя и агре- гатах, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, тормозной жид- кости в бачках главных цилиндров тормоза и привода выключения сце- пления;
Ø проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторной батарее и, при необходимости, доливка дистиллированной воды;
Ø проверка герметичности систем тормоза и привода сцепления, охлаж- дения двигателя и отопления кузова, питания и смазки двигателя;
Ø проверка работы автомобиля на ходу, действия тормозов и, при необхо- димости, проведение регулировочных работ;
Ø проверка наличия механических повреждений кузова, полученных при транспортировке автомобилей;
Ø другие работы.
Рекомендуемая трудоёмкость этого комплекса работ составляет около 4 чел.-ч. и зависит от модели автомобиля и требований завода-изготовителя.
Комплекс работ по потребности включает работы по ликвидации неис- правностей, а иногда и отказов, которые невозможно устранить во время про- ведения регулировочных работ первого комплекса. Как показывает опыт, про- ведение этих работ требуется для 3,5-4,5% продаваемых автомобилей, и выпол- няются они в соответствии с договорами между торгующими организациями и заводами-изготовителями.
Комплекс дополнительных работ включает работы по спецкомплектации автомобиля, выполняемые по заявкам покупателя и дополнительно оплачивае- мые им.
Комплекс работ по предпродажной подготовке товарных автомобилей распределён между участками и отделениями предприятия в соответствие со спецификой выполняемых работ.
Годовой объём работ на участке предпродажной подготовки автомобилей определяется по формуле:
ТПП
= NПР × t ПП ,
где
NПР
- годовая программа СТО по продаже автомобилей, авт./год.
t ПП - нормативная трудоёмкость предпродажной подготовки автомо- биля в зависимости от типа автомобиля и указывается в исход- ных данных.
Отдел главного механика
Отдел главного механика (ОГМ) предназначен для поддержания в техни- чески исправном состоянии технологического и гаражного оборудования, экс- плуатируемого на СТО, а также всех других систем СТО (канализация, водо- снабжение, вентиляция, электроснабжение и т.д.), обеспечивающих её нор- мальную жизнедеятельность.
В отделении ОГМ выполняются следующие виды работ и услуг:
Ø ремонт и периодическое обслуживание электрооборудования и техно- логического гаражного оборудования;
Ø ремонт инженерных коммуникаций, обслуживание и ремонт производ- ственного и административного корпусов;
Ø ремонт и обслуживание систем канализации, тепло- и водоснабжения;
Ø изготовление нестандартного оборудования для производства, инстру- мента и приспособлений;
Ø другие работы по самообслуживанию предприятия.
По аналогии с АТП на крупных СТО возможно разделения участка по ви- дам выполняемых работ на 4 самостоятельных подразделения:
· ремонтно-строительное;
· электротехническое;
· сантехническое;
· механическое.
Годовой объем работ на участке отдела главного механика принимают равным годовому объёму работ по самообслуживанию предприятия. В перечне работ по самообслуживанию АТП входят ТО и ремонт технологического, энер- гетического и силового оборудования, инженерных коммуникаций (водопрово- да, канализации, текущий ремонт зданий, внутрипроизводственные транспорт- ные и погрузочно-разгрузочные работы, а также перегоны автомобилей, изго- товление и ремонт нестандартного оборудования, приспособлений и инстру- мента и др.).
Т å =ТТОиР
+ ТПП
+ ТУМР +Т ПВ +ТТЮН
+ åТi ,
где
ТТОиР ,
ТПП ,
ТУМР ,
ТПВ ,
ТТЮН - трудоёмкость соответствующих видов ра-
бот, выполняемых на СТО, чел.·ч.
åТ i - суммарная трудоёмкость дополнительных работ, выполняемых
на СТО (все остальные работы указанные в задании на проектиро- вание)
Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия определяется по формуле:
ТС = Т å× КС
где КС
– коэффициент объема работ по самообслуживанию предприятия,
принимается в следующих пределах
KС = 0,10...0,20 . Меньшее
значение принимается для крупных сервисных предприятий.