Участок приёмки-выдачи автомобилей
Участок предназначен для первоначальной приёмки автомобиля на сер- висное предприятие, предварительной оценки его технического состояния, про- верки комплектности, а также для оформления необходимого перечня докумен- тов и утверждения клиентом перечня необходимых работ и услуг для восста- новления работоспособности транспортного средства и последующей передачи автомобилей их владельцам.
Автомобиль принимается на СТО, как правило, в комплектности завода- изготовителя. Однако допускается отсутствие некоторых нормалей (болты, гай-
ки, шайбы), отдельных фар, сигнальных фонарей или наличие на автомобиле деталей и узлов, превышающих комплектность завода-изготовителя (дополни- тельные фары, сигнальные фонари, люки, зеркала, буксирные приспособления, багажники, радиоаппаратура, чехлы сидений и т.д.).
Перечень недостающих или дополнительно установленных деталей и уз- лов регистрируется при приемке автомобиля в заказ-наряде или ином докумен- те, чтобы устранить возможные недоразумения с заказчиком.
При приёмке и выдаче автомобиля выполняются следующие виды работ и услуг:
Ø проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает вла- делец;
Ø внешний осмотр автомобиля и проверка агрегатов узлов и систем, влияющих на безопасность движения;
Ø проверка технического состояния автомобиля с целью выявления де- фектов, не заявленных владельцем;
Ø определение объёма и стоимости работ, согласование их с владельцем;
Ø приёмка в гарантийный ремонт новых автомобилей, определение соот- ветствия неисправности критериям гарантийного обслуживания;
Ø оформление приёмочных документов;
Ø оценка качества выполненных на участках работ по ТО и ТР автомоби- ля при его выдаче (производится либо инженерами ОТК, либо масте- ром-приёмщиком).
Внешний осмотр и проверка комплектности автомобиля проводятся с це- лью выявления механических повреждений и исключения возможных кон- фликтов между станцией и владельцем автомобиля. При обнаружении неком- плектности или повреждений производится отметка в приёмочном документе.
В последнее время на крупных СТО при приёмке автомобилей его техниче- ское состояние оценивается с помощью линий диагностики (инструментально- го контроля), которые обеспечивают комплексную проверку состояния подвес-
ки и тормозной системы (Приложение 8, рис. 8.8, 8.9). В комплект линии вхо- дят:
v стенд диагностики схождения колёс автомобиля по их боковому уводу;
v стенд проверки амортизаторов;
v стенд для диагностики состояния тормозной системы автомобиля;
v стенд контроля состояния передней подвески и рулевого управления;
v осмотровая канава.
Рядом с участком приёмки-выдачи располагаются кабинеты инженеров- приёмщиков и инженеров по гарантии, где проводятся беседы с клиентами по поводу возникших неисправностей и оформляются первичные приёмочные до- кументы.
Количество мастеров-приёмщиков определяется по числу автомобиле- заездов в смену: на одного работника в смену должно приходиться не более 12- 15 автомобилей. Дополнительно предусматривается один резервный специа- лист (возможно резервный пост), что обусловлено необходимостью избежания очередей в часы пиковой нагрузки.
Из участка приёмки-выдачи должен быть прямой выход в демонстрацион- ный зал (при наличии на СТО автосалона) и магазин запасных частей и авто- принадлежностей. Пост приёмки автомобилей может быть тупиковым или, что более целесообразно, проездным. При проектировании участка следует преду- смотреть уклон пола не менее 2% и стоки для воды и талого снега. Одну или несколько стен участка необходимо сделать стеклянными, желательно, чтобы клиенты могли видеть сервисную зону ТО и ТР автомобилей, демонстрацион- ный зал и магазин запчастей и аксессуаров во время осмотра собственного транспортного средства мастером-приёмщиком.
Число постов на участке приёмки и выдачи автомобилей определяется по формуле:
X = NCi× КН ,
|
РГ
×TСМ
× C × АПР
где
NC - суточное число заездов автомобилей на СТО, авт./сут.
Суточное число заездов определяется по формуле:
|
|
× C × АПР
где, в дополнении к исходным данным по п. 2.1,
КН - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на по-
сты приёмки-выдачи, принимаем КН
= 1,1 -1,5 , большее значение
коэффициента принимается для малых городских СТО и дорож- ных СТО.
КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста, принима-
ется
КИСП
= 0,95
при односменном режиме работы СТОА,
КИСП
= 0,94
при двухсменном режиме работы,
КИСП
= 0,945
при
полуторосменном режиме работы
АПР - пропускная способность поста приёмки, принимается для город-
ских СТО
АПР
= 2 ¸ 3
авт./ час , для дорожных СТО
АПР = 2
авт./ час .
Участок диагностики
Участок диагностики предназначен для определения технического состоя- ния автомобиля, его агрегатов, механизмов и узлов без разборки с возможно- стью прогнозирования остаточного ресурса на основании данных о текущем техническом состоянии и динамике его изменения.
Диагностика автомобиля производится, как правило, в следующих случа-
ях:
Ø по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;
Ø при приёмке автомобиля на СТО (если на участке приёмки отсутствует необходимое контрольно-диагностическое оборудование или эти уча- стки объединены в соответствие со схемой технологического процесса)
Ø при выполнении технических воздействий на автомобиль, если до кон- ца не ясен характер неисправности или результат предыдущего диагно- стирования вызывает сомнение;
Ø перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества произве- денного ТО и ТР.
На данном участке в зависимости от мощности и типа СТО могут произ- водятся следующие виды работ:
Ø проверка и регулировка углов установки управляемых колёс автомоби- ля (развал, схождение, угол продольного наклона оси поворота колеса);
Ø проверка несоосности мостов автомобиля;
Ø проверка состояния амортизаторов путём снятия их характеристик;
Ø диагностика состояния тормозной системы автомобиля;
Ø контроль состояния передней подвески и рулевого управления;
Ø определение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей;
Ø определение дымности отработавших газов дизельных двигателей;
Ø диагностика состояния системы освещения и световой сигнализации;
Ø диагностика состояния ЭСУД (считывание кодов неисправностей);
Ø проверка состояния электрооборудования и системы зажигания авто- мобиля;
Ø диагностика состояния цилиндропоршневой группы и газораспредели- тельного механизма;
Ø визуальный осмотр автомобиля;
Ø диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям;
Ø определение (прогнозирование) остаточного ресурса отдельных узлов и всего автомобиля в целом.
В зависимости от размера станции и суточной программы работ по диаг- ностированию возможно выполнение некоторых видов работ на участке приём- ки-выдачи автомобилей. При этом на участке диагностики выделяются специа- лизированные посты для регулировки углов установки управляемых колёс, проверки электрооборудования, ЭСУД и системы зажигания, а также отдель-
ный пост проверки тягово-экономических показателей автомобиля. Трудоёмко- сти остальных видов работ суммируются с общим объёмом работ по приёмке- выдаче автомобилей. Как правило, в этом случае на участке располагается вы- сокопроизводительная современная линия инструментального контроля авто- мобилей.
К стационарному оборудованию участка диагностики, обозначаемому на чертеже производственного корпуса СТО, относятся:
· стенд для проверки бокового увода автомобиля в сторону от прямоли- нейного движения;
· стенд для проверки эффективности работы тормозной системы автомо- биля;
· стенд для проверки величины люфтов в подвеске автомобиля;
· стенд для снятия характеристики амортизаторов автомобиля;
· подъёмник и система регулировки УУУК.
Примеры условных обозначений перечисленного выше технологического оборудования на чертежах производственного корпуса СТО, а также иного оборудования, применяемого для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей, представлены в Приложении 10.
Для выполнения всех работ на участке достаточно 2…3-х работников вы- сокой квалификации: механиков-диагностов 5-6 разрядов и водителя- испытателя.
Диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям производится, как правило, на крупных СТО с числом рабочих постов более 25, специализированный пост целесообразно размещать в отдельном помещении в связи с высоким уровнем шума при определении технического состояния авто- мобиля. При проектировании необходимо предусматривать отдельное помеще- ние операторской для мастера-диагноста площадью не менее 9 м2.
Для диагностирования используются стенды тяговых качеств (СТК), ими- тирующие работу автомобиля в различных скоростных и нагрузочных режи- мах. В связи с широким распространением полноприводных автомобилей на
СТО всё чаще применяются двухосные стенды с возможностью продольного перемещения переднего блока роликов в зависимости от размера диагности- руемого автомобиля. Помещение диагностирования необходимо оборудовать отсосом выхлопных газов и мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Для до- полнительного охлаждения двигателя автомобиля, работающего в тяжёлых ус- ловиях, часто используют передвижной вентилятор, устанавливаемый перед радиатором автомобиля.
Пример участка диагностики для легковых автомобилей с расположением вспомогательных помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.5. (Приложение 8).