Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановления деталей»
В.Е. ЕПИШКИН, А.П. КАРАЧЕНЦЕВ, В.Г. ОСТАПЕЦ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Учебное пособие по дисциплине
«Проектирование предприятий автомобильного транспорта» для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Тольятти 2008
УДК 629.113 (075.8)
ББК 39.39.33я73
Р е ц е н з е н т ы :
доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей и восстановление деталей» Тольяттинского государственного университета, к.т.н. В.А. Ивлиев
Начальник управления планирования и анализа финансово-хозяйственной дея- тельности дочерних и зависимых обществ ОАО «Лада-Сервис» А.В. Павлова
Епишкин В.Е.
Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: Учеб- ное пособие по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»: для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобиль- ное хозяйство» / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец - Тольятти: ТГУ, 2008. - 284 с.
Рассмотрены современное состояние производственно-технической базы автосервисных предприятий и организационные формы их деятельности, опи- саны порядок и технология выполнения расчётов годовой программы, трудо- ёмкостей основных видов работ, площадей производственных и администра- тивно-бытовых подразделений, численности основных производственных и вспомогательных рабочих; представлены примеры планировочных решений участков и отделений. В учебном пособии даны рекомендации по выбору тема- тики курсового проектирования, приведена структура курсовой работы по раз- делам, изложены правила оформления пояснительной записки и графической части курсовой работы.
Учебное пособие разработано на основе действующей нормативной доку- ментации в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также Положения о курсовых проектах и работах, принятого Уче- ным советом ТГУ (Решение № 302 от 18.03.2004 г.)
Для студентов спец. 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» Редактор к.т.н., доцент Малкин В.С.
Утверждено научно-методическим советом ТГУ
© Тольяттинский государственный университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................... 7
|
2.8.2. Организация технологического процесса технического обслуживания 54
2.8.3. Организация технологического процесса текущего
ремонта....................................................................................... 55
2.9. Расчёт численности производственных и вспомогательных
рабочих................................................................................................ 60
2.9.1. Расчет численности производственных рабочих..................... 60
2.9.2. Распределение исполнителей по специальностям и
квалификации............................................................................ 61
2.9.3. Определение численности вспомогательных рабочих............. 62
2.10. Определение площадей производственных помещений................... 64
2.11. Расчет площадей складских и вспомогательных помещений........... 67
2.11.1. Расчет площадей складских помещений................................. 67
2.11.2. Определение площадей вспомогательных помещений.......... 70
2.12. Рекомендации по проектированию подразделений основного производства (постовых работ)................................................................................. 71
2.12.1. Участок уборочно-моечных работ......................................... 72
2.12.2. Участок приёмки-выдачи автомобилей . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
2.12.3. Участок диагностики................................................................ 78
2.12.4. Участок технического обслуживания и ремонта
автомобилей............................................................................. 81
2.12.5. Участок замены масла............................................................. 83
2.12.6. Кузовной участок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.12.7. Окрасочный участок............................................................... 87
2.13. Производственные подразделения цеховых работ ТО и ТР............ 90
2.13.1. Агрегатное отделение.............................................................. 92
2.13.2. Отделение ремонта приборов системы питания, электротехнических и аккумуляторных работ.......................................................... 94
2.13.3. Шинное отделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
2.13.4. Обойное отделение................................................................... 97
2.13.5. Сварочное, жестяницкое и медницкое отделение................... 98
2.13.6. Слесарно-механическое отделение.......................................... 98
2.14. Дополнительные производственные подразделения......................... 99
2.14.1. Автосалон................................................................................. 99
2.14.2. Участок самообслуживания.................................................... 104
2.14.3. Салон проката автомобилей.................................................. 105
2.14.4. Пункт государственного технического осмотра
автомобилей при СТО............................................................ 107
2.14.5. Участок эвакуации автомобилей и технической помощи
на дорогах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.6. Участок быстрого сервиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.7. Участок антикоррозионной обработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.8. Участок тюнинга (спецкомплектации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.9. Участок установки газового оборудования . . . . . . . . . . . . . . | ||
2.14.10. Отделение по ремонту систем кондиционирования . . . . . . | ||
2.14.11. Участок предпродажной подготовки автомобилей . . . . . . . | ||
2.15. | Отдел главного механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
2.16. | Расчёт и оценка удельных показателей СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Раздел 3. ОБЪЁМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
3.1. | Общие требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.2. | Требования к производственным помещениям СТО . . . . . . . . . . . . . | |
3.3. | Требования к административно-бытовым помещениям СТО . . . . . | |
3.4. | Требования к складским помещениям СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.5. 3.6. | Основные правила выполнения чертежей планировочных решений курсовой работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Порядок выполнения объемно-планировочного решения произ- водственного корпуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА. . . . . . | ||
4.1. | Особенности проектирования дилерских (авторизированных) СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.2. | Особенности проектирования дорожных СТО . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
4.3. | Особенности проектирования СТО грузовых автомобилей или автобусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Раздел 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ............................................................................................................ 165
5.1. Цели и задачи курсового проектирования....................................... 165
5.2. Выбор темы курсовой работы.......................................................... 166
5.3. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.............. 169
5.4. Основные требования по оформлению курсовой работы............... 173
5.4.1. Оформление пояснительной записки....................................... 173
5.4.2. Оформление графической части.............................................. 175
5.5. Выполнение графической части работы на ЭВМ............................. 178
5.6. Организация выполнения и защиты курсовой работы.................... 179
5.6.1. Организация выполнения курсовой работы........................... 179
5.6.2. Защита курсовой работы......................................................... 180
Список используемой литературы.................................................... 184
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 186
ВВЕДЕНИЕ
Российский рынок легковых автомобилей в последние годы демонстрирует устойчивый рост и является одним из наиболее динамично развивающихся сек- торов экономики. Повышение покупательной способности населения страны, развитие системы автокредитования и обострение конкурентной борьбы между отечественными производителями автомобилей и иностранными компаниями при сохранении тенденции выравнивания цен на иномарки и автомобили рос- сийского производства, привело к значительному росту автомобильного парка страны и существенным изменениям в его возрастной и марочной структуре.
По данным ГИБДД за последние 10 лет автомобильный парк России уве- личился в 2,5 раза и к началу 2008 года составил более 27 миллионов автомо- билей. Рост происходит, главным образом, за счет увеличения количества лег- ковых автомобилей, которых зарегистрировано в РФ около 20 миллионов. Еже- годно количество автомобилей в России увеличивается на 8%. Особенно ярко тенденция к быстрому росту числа автомобилей проявляется в крупных горо- дах, где за последние годы автопарк увеличился по разным данным от 5 до 10 раз.
Структура автомобильного парка РФ в зависимости от типа автомобиля выглядит следующим образом: в целом по России, на долю легковых автомо- билей приходится не менее 80% от общей численности автомобильного парка (в абсолютных единицах эта величина составляет порядка 21,6 млн. автомоби- лей). Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13% или 3,51 млн. еди- ниц. Автобусов в России значительно меньше - около 2% от общей численно- сти автомобильного парка или порядка 0,54 млн. единиц.
Постепенное увеличение спроса на новые отечественные автомобили и иномарки в провинции заставляет столичных продавцов легковых автомобилей задумываться о выходе за пределы московского региона. К созданию широких региональных сетей автосалонов подошли уже несколько крупных столичных дилеров. Как следствие этого факта – активное развитие сетевого и дилерского
автосервиса по аналогии с западноевропейскими странами, где дилерские сер- висные предприятия занимают более 50% рынка услуг по техническому обслу- живанию и ремонту транспортных средств.
В отличие от многих развитых стран мира, в России автомобильный парк достаточно стар. Если средний возраст легковых автомобилей в Европе состав- ляет примерно 8 лет, то в нашей стране этот показатель превышает 12-летний рубеж. Так, по расчетам аналитического агентства "АВТОСТАТ", на конец 2007 - начало 2008 года средний возраст автомобилей «LADA» в парке России равняется 12,3 годам. Автомобили других российских марок еще более старые
– средневзвешенное значение их возраста составляет 16,2 года. Значительно более свежим выглядит парк иномарок – 8,7 года, что близко к европейским показателям.
Основные тенденции в автообслуживающей отрасли нашей страны заклю- чаются в следующем [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]:
· формирование официальных дилерских и сервисных сетей большинством предприятий производящих автомобили, осуществляющих сборку авто- мобилей из готовых комплектов автокомпонентов или реализующих ав- томобили на территории страны в достаточно больших объёмах (ино- странные компании, не имеющие собственных производственных мощ- ностей на территории РФ);
· формирование официальных дилерских сетей из независимых автосер- висных предприятий с участием крупных зарубежных компаний;
· возрастающий с каждым годом спрос на услуги по обслуживанию авто- мобилей иностранного производства;
· преобладание профилактических воздействий над ремонтными на пред- приятиях, ориентированных на автомобили иностранного производства и обратная тенденция на СТО специализирующихся по обслуживанию и ремонту автомобилей российского производства;
· развитие локальных сетей сервисных предприятий;
· рост спроса на сервисные услуги со стороны частных и корпоративных клиентов;
· увеличение доли кузовных и малярных работ вследствие повышения аварийности на автомобильных дорогах страны из-за повышения плотно- сти движения автомобилей и снижения «культуры вождения» со стороны автовладельцев;
· сокращение доли работ по обслуживанию автомобилей вследствие уве- личения периодичности технического обслуживания и появления необ- служиваемых агрегатов, узлов и деталей;
· сокращение объёма работ по восстановлению деталей и агрегатов машин на сервисных центрах вследствие снижения цен на новые изделия, и дос- тижения примерного равенства между их ценами и ценами на восстанов- ление детали по существующей в России технологии;
· увеличение объёма работ по дополнительному оборудованию автомоби- лей, обеспечивающему повышенный комфорт водителю и пассажирам, придающему автомобилю оригинальный внешний вид и улучшающему технико-эксплуатационные свойства;
· рост спроса на услуги малых автомастерских, специализированных по определённым видам работ;
· устойчивый спрос на новые или бывшие в употреблении, но незначи- тельно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей ино- странного производства, доля которых в общей структуре автопарка страны увеличивается ежегодно;
· оснащение сервисных предприятий современным технологическим обо- рудованием и как следствие всеобщий рост механизации и автоматизации работ по ТО и ТР автомобилей;
· рост спроса на техническую информацию и новые средства её системати- зации и использования (мультимедийные пособия с элементами интерак- тивного режима для обучения производственного персонала, интерактив-
ные каталоги деталей и запасных частей, электронные руководства по
эксплуатации автомобилей, построенные по принципу гиперссылок, ис- пользование специальных программ для оформления заказов и т.п.)
· острый дефицит высококвалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей (особенно иномарок), в связи с чем возника- ет необходимость организации собственных учебных центров на крупных СТО и Спецавтоцентрах.
Целесообразность реконструкции, расширения и технического перевоору- жения существующих автосервисных предприятий и строительства новых СТО и технических центров в нашей стране обусловлена прежде всего устойчивым ростом спроса на услуги по ТО и ТР транспортных средств, вызванным сле- дующими причинами [1, 4, 5]:
· устойчивый рост автомобильного парка страны, прогнозируемый ещё как минимум в течение 10 - 12 лет;
· большинство возникающих транспортных предприятий, приобретающих автомобильную технику, не обзаводятся собственной дорогостоящей производственно-технической базой, рассчитывая обслуживать подвиж- ный состав на специализированных предприятиях;
· существенная часть действующих предприятий автомобильного транс- порта для снижения себестоимости работ предпочитают производить на своей базе только малотрудоёмкие работы по обслуживанию автомо- бильного парка, требующие минимальных затрат на основное техноло- гическое оборудование и производственный персонал, а трудоёмкие рег- ламентные и ремонтные работы проводятся на специализированных сер- висных предприятиях;
· снижение доли автовладельцев, обладающих достаточными технически- ми знаниями и практическими навыками для самостоятельного ухода за своим средством передвижения;
· оснащение современных транспортных средств сложными электронными системами и устройствами, для ремонта которых требуется специальное
оборудование и обученный персонал, которые могут предоставить только СТО;
· повышения благосостояния и уровня жизни населения страны в целом, когда большая часть автовладельцев не желает производить обслужива- ние собственного автомобиля и имеет финансовую возможность для вы- полнения такового на спецпредприятии;
· развитие системы обязательного автострахования, которой предусматри- вается ремонт автомобилей на специальных предприятиях за счёт средств страховой компании;
· наёмные водители всё чаще возражают против выполнения работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобиля или не имеют соответ- ствующей квалификации, что отрицательно сказывается на качестве ра- бот и ведёт к снижению общего ресурса транспортных средств.
Рост автомобильного парка страны требует интенсивного развития произ- водственно технической базы для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей. В последнее время всё меньше автовладельцев производят обслужи- вание автомобилей собственными силами: большинство предпочитает дове- риться услугам специализированных сервисных предприятий, таких как СТО, спецавтоцентры и т.д.
При написании учебного пособия авторы руководствовались действую- щими нормативными документами, требованиями корпоративных стандартов к дилерским автосервисным предприятиям.
Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и призвано способствовать приобретению ими знаний и практических навыков по проектированию автооб- служивающих предприятий, что входит в список квалификационных требова- ний к специалисту (инженеру, бакалавру, магистру) по технической эксплуата- ции автомобилей. Учебное пособие содержит обширный справочный материал, который может быть использован при выполнении курсовой работы по дисци- плине и дипломного проекта по указанной специальности.
Рекомендации по проектированию производственных подразделений основного производства (постовых работ)
В общем случае проект каждого подразделения должен содержать сле- дующие пункты:
· назначение подразделения;
· основные виды работ производимых в подразделении;
· организация работы в подразделении;
· режим работы подразделения;
· расчёт годового объема работ, выполняемых в подразделении;
· определение количества специализированных постов по видам работ;
· определение численности основных производственных рабочих и их квалификации;
· расчёт площади подразделения;
· краткая характеристика основного стационарного технологического оборудования применяемого для выполнения технических воздействий.
Исходные данные по каждому подразделению рекомендуется представлять в форме табл. 2.26.
Таблица 2.26
Исходные данные для расчёта (наименование производственного подразделения)
Наименование характеристики подразделения, единицы измерения | Условное обозначение | Численное значение |
Годовой объём работ, чел.- ч. | Т | |
Трудоемкость одного обслуживания, чел.- ч. | t | 1,8 |
Время работы подразделения, ч. | Тоб | |
Среднее число технологически необходимых ра- бочих на посту | РП | |
Коэффициент плотности расстановки постов | К П | 5,0 |
. . . . . . . . | . . . . . | . . . . . |
При формулировании перечня основных работ по ТО и ТР выполняемых в конкретном подразделении необходимо учитывать тип СТО и ее мощность, а также руководствоваться данными табл. 1.1. Например, капитальный ремонт узлов и агрегатов (двигателя) производится в условиях специализированных автоцентров, а дорожные и городские СТО не обладают достаточной матери- ально-технической базой для проведения данного сложного и трудоёмкого вида ремонта.
Режим работы подразделения выбирается из условия обеспечения непре- рывности технологического процесса по ремонту и обслуживанию автомобилей и соблюдения требований трудового законодательства. При выборе режима ра- боты зон и участок следует руководствоваться требованиями табл. 3.1.
Участок диагностики
Участок диагностики предназначен для определения технического состоя- ния автомобиля, его агрегатов, механизмов и узлов без разборки с возможно- стью прогнозирования остаточного ресурса на основании данных о текущем техническом состоянии и динамике его изменения.
Диагностика автомобиля производится, как правило, в следующих случа-
ях:
Ø по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;
Ø при приёмке автомобиля на СТО (если на участке приёмки отсутствует необходимое контрольно-диагностическое оборудование или эти уча- стки объединены в соответствие со схемой технологического процесса)
Ø при выполнении технических воздействий на автомобиль, если до кон- ца не ясен характер неисправности или результат предыдущего диагно- стирования вызывает сомнение;
Ø перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества произве- денного ТО и ТР.
На данном участке в зависимости от мощности и типа СТО могут произ- водятся следующие виды работ:
Ø проверка и регулировка углов установки управляемых колёс автомоби- ля (развал, схождение, угол продольного наклона оси поворота колеса);
Ø проверка несоосности мостов автомобиля;
Ø проверка состояния амортизаторов путём снятия их характеристик;
Ø диагностика состояния тормозной системы автомобиля;
Ø контроль состояния передней подвески и рулевого управления;
Ø определение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей;
Ø определение дымности отработавших газов дизельных двигателей;
Ø диагностика состояния системы освещения и световой сигнализации;
Ø диагностика состояния ЭСУД (считывание кодов неисправностей);
Ø проверка состояния электрооборудования и системы зажигания авто- мобиля;
Ø диагностика состояния цилиндропоршневой группы и газораспредели- тельного механизма;
Ø визуальный осмотр автомобиля;
Ø диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям;
Ø определение (прогнозирование) остаточного ресурса отдельных узлов и всего автомобиля в целом.
В зависимости от размера станции и суточной программы работ по диаг- ностированию возможно выполнение некоторых видов работ на участке приём- ки-выдачи автомобилей. При этом на участке диагностики выделяются специа- лизированные посты для регулировки углов установки управляемых колёс, проверки электрооборудования, ЭСУД и системы зажигания, а также отдель-
ный пост проверки тягово-экономических показателей автомобиля. Трудоёмко- сти остальных видов работ суммируются с общим объёмом работ по приёмке- выдаче автомобилей. Как правило, в этом случае на участке располагается вы- сокопроизводительная современная линия инструментального контроля авто- мобилей.
К стационарному оборудованию участка диагностики, обозначаемому на чертеже производственного корпуса СТО, относятся:
· стенд для проверки бокового увода автомобиля в сторону от прямоли- нейного движения;
· стенд для проверки эффективности работы тормозной системы автомо- биля;
· стенд для проверки величины люфтов в подвеске автомобиля;
· стенд для снятия характеристики амортизаторов автомобиля;
· подъёмник и система регулировки УУУК.
Примеры условных обозначений перечисленного выше технологического оборудования на чертежах производственного корпуса СТО, а также иного оборудования, применяемого для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей, представлены в Приложении 10.
Для выполнения всех работ на участке достаточно 2…3-х работников вы- сокой квалификации: механиков-диагностов 5-6 разрядов и водителя- испытателя.
Диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям производится, как правило, на крупных СТО с числом рабочих постов более 25, специализированный пост целесообразно размещать в отдельном помещении в связи с высоким уровнем шума при определении технического состояния авто- мобиля. При проектировании необходимо предусматривать отдельное помеще- ние операторской для мастера-диагноста площадью не менее 9 м2.
Для диагностирования используются стенды тяговых качеств (СТК), ими- тирующие работу автомобиля в различных скоростных и нагрузочных режи- мах. В связи с широким распространением полноприводных автомобилей на
СТО всё чаще применяются двухосные стенды с возможностью продольного перемещения переднего блока роликов в зависимости от размера диагности- руемого автомобиля. Помещение диагностирования необходимо оборудовать отсосом выхлопных газов и мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Для до- полнительного охлаждения двигателя автомобиля, работающего в тяжёлых ус- ловиях, часто используют передвижной вентилятор, устанавливаемый перед радиатором автомобиля.
Пример участка диагностики для легковых автомобилей с расположением вспомогательных помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.5. (Приложение 8).
Участок замены масла
Участок предназначен для периодической замены смазочных материалов, применяемых в узлах и агрегатах автомобилей, в связи с полной или частичной утратой ими своих эксплуатационных свойств (антифрикционные, моющие, ан- тикоррозионные, противопенные и т.д.).
На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:
Ø проверка уровня масла и при необходимости его доливка;
Ø проверка степени загрязнённости используемых масел и прогнозирова-
Ø слив отработанного моторного масла из картера двигателя и трансмис- сионного – из агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля;
Ø заливка нового (свежего) масла в объёмах, предусмотренных норма- тивной технической документацией;
Ø комплексная смазка автомобиля при очередном ТО в соответствие с имеющейся химмотологической картой;
Ø экспертиза качества предоставленных для независимого анализа марок автомобильных масел (производится на крупных СТО при наличии на участке химической лаборатории).
На малых СТО замена масла на автомобиле выполняется либо на специа- лизированном посту зоны ТО и ТР, либо на обычных универсальных постах, оснащённых подъёмниками.
Выделение участка смазки в самостоятельное подразделение производится при наличии не менее 2-3 специализированных постов для выполнения соот- ветствующих видов работ.
На участке может применяться как стационарное, так и передвижное тех- нологическое оборудование. Первое в основном используется на СТО грузо- вых автомобилей и располагается в нишах осмотровой канавы, второе – при выполнении работ на постах, оснащенных подъёмниками.
При использовании системы централизованной подачи масла, насосное оборудование и запасы масла (ёмкости с маслом) должны располагаться в от- дельном помещении, площадь которого зависит от габаритных размеров обору- дования и особенностей монтажа.
Для долива масла в агрегаты автомобилей на СТО часто используется пе- реносное маслозаправочное оборудование в связи с его простотой и более низ- кой стоимостью.
Кузовной участок
Участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации и после дорожно- транспортных происшествий. На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:
Ø разборочно-сборочные по кузову или раме автомобиля;
Ø арматурно-кузовные работы (снятие и установка дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съёмных де- талей);
Ø восстановление геометрии кузова и рихтовка панелей (исправление ис- кажений геометрических размеров кузова и устранение неровностей деформированных поверхностей,);
Ø сварочные работы (удаление сваркой поврежденного участка кузова, установка дополнительных ремонтных деталей, заварка трещин, разры- вов и пробоин).
Повышение аварийности на дорогах страны приводит к увеличению спро- са на услуги СТО специализирующихся по кузовному ремонту, поэтому даже на малых сервисных мастерских обязательно наличие не менее 1-го поста для выполнения работ по восстановлению первоначальной геометрии кузова.
Доставка аварийных автомобилей на посты участка может производиться либо собственным эвакуатором при наличии на СТО подразделения оказываю- щего техническую помощь на дорогах, либо транспортом сторонних организа- ций.
Кузовной и окрасочный участки целесообразно располагать в обособлен- ном блоке помещений в связи с повышенной шумностью и повышенной вред- ностью проводимых в этих подразделениях работ. Так как въезд на участок осуществляется с улицы, то необходимо наличие собственного конторского помещения для мастера-приёмщика. Обычно помещение приёмщика является общим для малярного и кузовного участка, его площадь принимается из расчё-
та 8 м2 на первого сотрудника и дополнительно по 5 м2 на каждого следующего работника.
Должность мастера кузовного участка вводится при наличие не менее 5 штатных работников в производственном подразделении. На средних предпри- ятиях мастер как правило выполняет и обязанности приёмщика, но при суточ- ной величине заездов на участок более 14 автомобиле-заездов необходимо на- нимать дополнительного сотрудника и предусматривать отдельное помещение для мастера площадью не менее 8 м2.
В помещении кузовного участка целесообразно выделять следующие спе- циализированные рабочие посты:
· рабочие посты для правочно-рихтовочных работ;
· рабочий пост для сварочных работ;
· рабочий пост для обойно-арматурных работ;
· специализированный пост для разборки и сборки автомобиля.
Для восстановления геометрии кузовов на СТО с расчётным числом постов менее 4-х используются мобильные системы для правки и вытяжки элементов кузова. На крупных СТО и спецавтоцентрах с числом постов в кузовном участ- ке от 4-х и более применяются стационарные стапеля для восстановления пер- воначальной геометрии кузова в комплексе с переносным оборудованием. Два и более стационарных стапеля может размещаться на СТО с штатным числом работников в кузовном участке более 30-35 человек.
Количество постов арматурных работ по кузову автомобиля составляет 20- 25 % от общего числа рабочих постов в кузовном участке. При этом не менее 30-35 процентов постов оборудуется двустоечными подъёмниками.
Примечание. Под арматурными понимаются работы, которые включают операции по разборке-сборке кузова и его механизмов, снятию и установке (за- мене) стёкол, фонарей, флок-фар и др.
Для складирования снятых с автомобиля деталей кузова на участке необ- ходимо предусмотреть площадку для складирования либо, что более приемле- мо, складское помещение для хранения деталей. Площадь склада или площадки
принимаем в размере 15-20 % от общей расчётной площади кузовного участка (большее значение принимается для площадок и складских помещений на ма- лых СТО).
Пример кузовного участка с расположением вспомогательных и складских помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.3. (Приложение 8).
Окрасочный участок
Окрасочный участок предназначен для полной окраски кузовов автомоби- лей, частичного восстановления лакокрасочного покрытия в местах его повре- ждения, а также окраски отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процессе его восстановления.
На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:
Ø демонтаж элементов, препятствующих покраске автомобиля или, на- оборот, демонтаж детали, подлежащей окраске;
Ø подготовка поверхности к окраске (грунтование, устранение коррозии, снятие старой краски, шлифование, шпатлевание и герметизация свар- ных швов, нанесение шумоизолирующих мастик);
Ø полная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности кузова, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, моторного отсека и багажника, включая внутренние поверхности капота и крышки багажника);
Ø наружная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности (без мо- торного отсека, багажного отделения, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, капота и крышки багажника с предвари- тельной защитой не окрашиваемых поверхностей);
Ø частичная окраска кузова (окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова и предвари-
Ø окраска отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процес- се его восстановления на других производственных участках СТО;
Ø аэрография – нанесение оригинального рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля (может также выполняться на уча- стке тюнинга);
Ø сушка окрашенных поверхностей;
Ø полировка поверхности кузова.
Участок окраски включает три отделения, выделенные в отдельные произ- водственные зоны: подготовительных работ, окрасочное и отделение подбора колера или краскоприготовительное отделение (на станциях малой мощности может существовать четвертое подразделение – отделение антикоррозионной обработки).
В подготовительном отделении выполняются следующие работы:
· снятие старой краски,
· шпатлевка,
· шлифование,
· обдувка поверхностей сжатым воздухом,
· промывка водой,
· герметизация сварных швов мастикой,
· защита не окрашиваемых поверхностей бумагой и липкой лентой.
На участке подбора колера выполняются следующие работы:
· подготовка лакокрасочных материалов к окраске,
· подбор колера в соответствие с цветовой гаммой окрашиваемой по- верхности,
· доведение лакокрасочных материалов до рабочей вязкости.
Подбор колера - процесс получения необходимого цветового оттенка эма- ли путем смешивания основных (однопигментных) цветов эмалей в определен- ной пропорции.
Участок подбора колера должен размещаться в изолированном помещении