Терроризм на воздушном транспорте. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Терроризм на воздушном транспорте. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
1) использование воздушных судов в качестве оружия.
2) нападение, совершаемые террористами в воздухе (захват ВС)
3) нападение, совершаемые террористами на земле
4) закладки ВУ на объекты инфраструктуры аэропорта, транспортные средства;
5) применение ПЗРК и стрелкового оружия;
6) нападение с применением электронных средств, таких, как радиопередатчики или другие средства, создание активных преднамеренных радиопомех или изменения состояния наземных или бортовых авиационных систем управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна;
7) применение химического, биологического и бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок;
8) использование радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества
К числу таких мероприятий следует отнести:
1. принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
2. заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
3. введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полетов в гражданской авиации;
4. введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
5. создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке и предназначенных для охраны аэропортов и др.
2.Авиационная безопасность. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, основные понятия
Авиационная безопасность(АБ) - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации
Другими словами, авиационная безопасность - это отсутствие недопустимою риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Основные понятия, нормы, правила и процедуры по авиационный безопасности
1. Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.
В контролируемой зоне аэропорта, на объектах авиатоливообеспечения и на коммерческих складах устанавливаются дополнительные ограждения, а также вводится пропускной режим. Для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливаются пропуска единого образца.
Контрольно-пропускные пункты в аэропортах оборудуются воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для осмотра транспорта и грузов, а также техническими средствами для досмотра работников аэропорта и командированных лиц, а запасные контрольно-пропускные пункты - воротами.
Территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.
Работники, находящиеся в контролируемой зоне, обязаны иметь на верхней одежде пропуска с легко различимыми фотографией и надписями.
Места стоянки воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов аэропортов и контрольно-пропускных пунктов должны оборудоваться охранным освещением.
2. Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.
Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пассажиры-инвалиды (на костылях, в инвалидных креслах, на носилках и т.д.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.
Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной авиационной службой России.
Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.
В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.
При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.
В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.
При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.
В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.
Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.
3. При перевозке оружия и боеприпасов оружие огнестрельное, спортивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упакованном, разряженном виде, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна.
В отдельных случаях единичные экземпляры оружия могут перевозиться под сохранностью экипажа воздушного судна. Оформление такой перевозки производится при досмотре.
На борту воздушного судна при наличии разрешительных документов могут иметь при себе оружие лица, выполняющие служебные обязанности. Информация о наличии таких лиц сообщается командиру воздушного судна.
4. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.
В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.
Если досмотр окажется безрезультатным, а угрозе инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.
По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам.
Воздушные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, должны располагать:
а) надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;
б) специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи между экипажем и бортпроводниками;
в) специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного судна в полете;
г) замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;
д) противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и взлет воздушного судна;
е) запираемыми помещениями (багажниками) для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ;
ж) инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона воздушного судна, производстве экипажем специального досмотра воздушного судна в полете, порядке обращения со взрывными устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.
Предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного судна, которые, однако, могут быть использованы как орудия нападения или для сокрытия опасных веществ и предметов, должны на период полета помещаться в специальные, запираемые помещения, металлические шкафы (ящики) на борту воздушного судна.
5. Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна.
Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.
В аэропортах применяются следующие технические средства досмотра:
а) рентгенотелевизионные стационарные интроскопы - для контроля ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора и переносные интроскопы с телевизионным или твердотельным приемником - для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения объекта исследования;
б) стационарные металлоискатели - для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
в) портативные (ручные) металлоискатели - для повторного досмотра с целью обнаружения более точного места нахождения металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;
г) переносные металлоискатели - для поиска оружия в багаже, не имеющем металлических включений (ковры в скатке, корзины с фруктами и другие);
д) аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) включает в себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ методом нейтронной активации;
е) бортовое телевидение - в целях наблюдения за обстановкой в салонах воздушного судна;
ж) аппаратура фиксации абонентского номера телефона, по которому поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
6. Администрация аэропорта обязана обеспечивать прием воздушного судна, ставшего объектом незаконного вмешательства.
7. Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Межведомственная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.
Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:
- захвате воздушного судна на земле;
- захвате воздушного судна в полете;
- угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта;
- анонимных угрозах;
- инцидентах в аэропорту;
- вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;
- вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудования из-за пределов границ аэропорта;
- обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту.
Для обеспечения работы оперативных штабов Федеральной авиационной службой России, администрациями авиационных предприятий и аэропортов выделяются специальные помещения - командные пункты, оснащенные необходимыми средствами связи.
При проведении мер по авиационной безопасности на борту воздушного судна командир воздушного судна руководствуется инструктивными документами о порядке действий экипажа в чрезвычайной ситуации.
На территории иностранных государств командир воздушного судна принимает решение, согласуя его по возможности с местными полномочными органами по авиационной безопасности и с представительствами Российской Федерации за рубежом.
8. После урегулирования ситуации с актом незаконного вмешательства должно проводиться тщательное его расследование, о результатах которого информируются администрации аэропортов Российской Федерации, иностранные государства - эксплуатанты воздушных судов, ставших объектом незаконного вмешательства, и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) согласно принятым обязательствам.
9. Порядок проведения мероприятий, предусмотренных Нормами, правилами и процедурами, устанавливается Федеральной авиационной службой России.
Планы и программы авиационной безопасности, цели и задачи
В соответствии с требованиями Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также в целях обеспечения эффективности мероприятий по защите деятельности ГА от АНВ каждое авиационное предприятие России должно иметь свою разработанную и утвержденную Программу обеспечения авиационной безопасности.
Программа обеспечения авиационной безопасности разрабатывается администрацией авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта) с учетом местных условий, особенностей производственно-хозяйственной деятельности, согласовывается с территориальным органом ГСГА России и утверждается руководителем авиационного предприятия (аэропорта, эксплуатанта)
Утвержденные программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятий должны содержать комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности, как в обычных условиях эксплуатации, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства.
Планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:
- захвате воздушного судна на земле;
- захвате воздушного судна в полете;
- угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта;
- анонимных угрозах;
- инцидентах в аэропорту;
- вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;
- вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудования из-за пределов границ аэропорта;
- обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту.
Цель и основная задача программы - обеспечить безопасность, регулярность и эффективность работы авиапредприятия путем разработки и внедрения мер необходимой защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ), направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала, воздушных судов, охраны аэропорта и расположенных на нем объектов в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.
Это достигается за счет осуществления комплекса мер и привлечения различных людских и материальных ресурсов авиапредприятия, его эксплуатантов и арендаторов.
Требования авиационной безопасности к аэропортам
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 28 ноября 2005 года N 142
Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам"
1. Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее - Правила) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
2. Настоящие Правила разработаны на основании Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс)*, Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897**, а также с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
Правила осуществления предполётного и послеполётного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 25 июля 2007 года N 104 Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров
1. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров (далее - Правила) разработаны на основании Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации"* (далее - Воздушный кодекс), Положения о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897**, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года N 142***, стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
2. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
3. Настоящие Правила обязательны для исполнения сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта (далее - служба авиационной безопасности), участвующими в проведении предполетного и послеполетного досмотров, администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2016 года приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года N 227.
4. Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
Послеполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незаконного ввоза и распространения оружия, боеприпасов, наркотических средств, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных веществ и предметов, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер, в первую очередь из регионов со сложной оперативной (криминогенной) обстановкой и с использованием автоматизированных поисковых информационных систем Министерства внутренних дел Российской Федерации розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, утративших связь с родственниками и без вести пропавших, находящихся в розыске.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2016 года приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года N 227.
5. Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, легковоспламеняющимися, отравляющими, радиоактивными и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории Российской Федерации.
Требования к персоналу, непосредственно связанные с обеспечением авиационной безопасности на воздушном транспорте
Требования к сотрудникам службы авиационной безопасности.
Специфика работы по обеспечению авиационной безопасности и использование для этого высокотехнологичного оборудования предъявляют к сотрудникам служб АБ особые требования.
Хорошо подготовленный и высококвалифицированный персонал служб АБ - ключ к успеху в обеспечении авиационной безопасности на требуемом уровне.
В связи с этим вопросам отбора, приема на работу и подготовке сотрудников САБ должно уделяться постоянное и серьезное внимание на всех уровнях.
Критерии подбора персонала служб авиационной безопасности.
Индивидуальные критерии отбора персонала САБ в большинстве государств носят различный характер. Тем не менее, в большинстве ведущих стран мира подбор персонала служб авиационной безопасности осуществляется по общепринятой практике.
Эта практика устанавливает процедуры для руководства аэропортов (авиапредприятий), которые требуется соблюдать при принятии решения о приеме кандидата на работу в службу авиационной безопасности.
Прием на работу.
При принятии решения о приеме на работу сотрудником САБ аэропортам и авиакомпаниям рекомендуется применять ниже указанные процедуры проверки сотрудника или кандидата, которые должны проводиться независимо от характера предыдущей работы кандидата, даже если он проходил службу в вооруженных силах или работал в другом аэропорту (авиапредприятии).
Каждый аэропорт (авиапредприятии) при приеме на работу сотрудников служб АБ должен удостовериться, что все сотрудники САБ прошли проверку послужного списка согласно местным и государственным требованиям к сотрудникам безопасности за предшествующие 10 лет и тщательную проверку личного дела за предшествующие 5 лет до приема на работу в САБ, при этом:
1. Проверка не выявила судимости (административных правонарушений) за предшествующие 10 лет за любое из ниже перечисленных преступлений:
• Различные виды судимостей (отбывание срока, условно и т. д.);
• Подделка различных документов, мошенничество, вымогательство, соучастие;
• Хулиганство, нарушение общественного правопорядка, нарушение правил воздушных перевозок;
• Случаи привлечения к административной ответственности (за хранение, ношение и использование оружия, передачу ложной информации, незаконное проникновение в охранные зоны и т. д.);
2. Проверяемое лицо должно объяснить причины перерывов в работе (более 12 месяцев) за предшествующие 10 лет, а также вышеуказанных правонарушений (если таковые имеются);
3. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет среднее образование, плюс 3 года работы в правоохранительных органах, экономической безопасности или контроллером, или сочетание образования и опыта работы, которого, по мнению работодателя, достаточно для выполнения служебных обязанностей в САБ;
4. Принимаемое на работу в САБ лицо умеет говорить, читать и писать по-русски достаточно хорошо для того, чтобы:
а) выполнять устные и письменные инструкции, касающиеся выполнения порученных обязанностей,
б) читать надписи на русском языке на удостоверениях личности, документах, авиабилетах и ярлыках на предметах, обычно встречающихся в практике обеспечения АБ,
в) понимать вопросы, отвечать на них и давать инструкции на русском языке лицам, находящимся на территории аэропорта,
г)заносить информацию об инцидентах и журнальные записи в документацию по авиационной безопасности на русском языке.
5. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет физические способности и возможности выполнять порученные функциональные обязанности. Помимо указанных способностей кандидаты в сотрудники групп досмотра должны иметь способность различать цвета, достаточно хорошее зрение и слух, координацию движений, а также моторные навыки, соответствующие следующим стандартам:
а) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии понимать и исполнять инструкции на русском языке, касающиеся правильного исполнения своих обязанностей по досмотру.
б) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии давать устные указания на русском языке, касающиеся процесса досмотра лицам, проходящим досмотр.
в) сотрудники групп досмотра должны уметь различать на рентгеновском мониторе соответствующие формы оружия, боеприпасов и запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если рентгеновское оборудование дает цветное изображение, сотрудник группы досмотра должен различать все цвета и знать, что обозначает каждый цвет;
г) сотрудники групп досмотра в процессе работы должны быть в состоянии слышать и быстро реагировать на человеческую речь и звуковые сигналы, подаваемые оборудованием пункта досмотра;
д)сотрудники групп досмотра, осуществляющие ручную проверку багажа и ручной клади, должны уметь эффективно просматривать и обращаться с предметами багажа и ручной клади;
е)сотрудники групп досмотра, осуществляющие личный досмотр "похлопыванием" или с помощью ручного металлоискателя должны уметь обращаться со своим оборудованием при обыске различных участков тела человека,
ж) сотрудники групп досмотра, производящие личный досмотр должны иметь возможность дотянуться до всех частей стоящего взрослого человека одной рукой или ручным металлоискателем в ней.
Для осуществления специальных функций досмотра должны использоваться только те работники, которые имеют способности для такой работы.
Все решения о пригодности кандидата к выполнению функций по авиационной безопасности должны приниматься старшим должностным лицом аэропорта (авиапредприятия). При принятии этого решения должностное лицо должно принять во внимание информацию, полученную во время проверок, а также учесть те периоды времени, за которые не удалось получить полную информацию.
Принимаемое на работу в САБ лицо успешно прошло начальную, последующую и при необходимости специальную подготовку, в соответствии с требованиями программы обеспечения безопасности аэропорта (авиапредприятия).
Терроризм на воздушном транспорте. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
1) использование воздушных судов в качестве оружия.
2) нападение, совершаемые террористами в воздухе (захват ВС)
3) нападение, совершаемые террористами на земле
4) закладки ВУ на объекты инфраструктуры аэропорта, транспортные средства;
5) применение ПЗРК и стрелкового оружия;
6) нападение с применением электронных средств, таких, как радиопередатчики или другие средства, создание активных преднамеренных радиопомех или изменения состояния наземных или бортовых авиационных систем управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна;
7) применение химического, биологического и бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок;
8) использование радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества
К числу таких мероприятий следует отнести:
1. принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
2. заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
3. введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полетов в гражданской авиации;
4. введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
5. создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке и предназначенных для охраны аэропортов и др.
2.Авиационная безопасность. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, основные понятия
Авиационная безопасность(АБ) - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации
Другими словами, авиационная безопасность - это отсутствие недопустимою риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.