Административные регламенты, понятие и сущность.
Под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, т.е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.
Административный регламент должен исчерпывающим образом (с описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, формой результата, должностным положением исполнителя и т.д.) регулировать исполнение соответствующих государственных функций.
В течение последнего времени вопросы повышения эффективности государственного управления деятельностью авиации и использования воздушного пространства неоднократно становились объектом внимания законодательной и исполнительной власти.
Концепция административной реформы изложена в ряде постановлений Правительства Российской Федерации.
После реформы исполнительной власти 2004 года, когда была введена трехуровневая структура федеральных органов (министерства, службы и агентства), стала очевидной необходимость разработки должностных регламентов государственных гражданских служащих на основе административных регламентов. Это и было юридически закреплено в Федеральном законе N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Однако само понятие "административный регламент" в законе не было сформулировано.
После принятия Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р) 11 ноября 2005 г. Правительство РФ приняло Постановление "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)".
Это Постановление является базовым нормативным правовым актом, в котором устанавливаются требования к разработке и утверждению федеральным органом исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных услуг (предоставления государственных услуг).
Даже первичный анализ действующей национальной и международной нормативной базы, практики административного регулирования в сфере гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания показывает, что важнейшей составляющей государственного регулирования деятельности авиации на современном этапе является правовая регламентация обеспечения безопасной деятельности авиации.
Несмотря на различные специфические качества, связанные с объектами регулирования, с географическими, национальными, культурными особенностями стран, все программы проверок (аудита) безопасной деятельности авиапредприятий, объектов инфраструктуры ГА (IOSA, SAFA, LOSA и т.д.) прямо или косвенно включают оценку элементов сертификации авиационного персонала, объектов инфраструктуры ГА, ведение государственных реестров и т.д.
Понимая, что прямого аналога термина "административный регламент" в других странах не существует, мы тем не менее учитываем, что многие государства, рассматривая вопросы четкой регламентации оказания государственных услуг и формализации этих процедур, признают эти процессы в качестве основных инструментов эффективного управления гражданской авиацией.
В настоящее время большинство федеральных органов исполнительной власти разрабатывают и принимают соответствующие административные регламенты, описывающие порядок выполнения конкретных государственных функций.
Административные регламенты, которые разработаны федеральными службами и федеральными агентствами, которые находятся в ведении федерального министерства, утверждаются в установленном порядке федеральным министром.
Так, административные регламенты Федерального агентства воздушного транспорта исполнения государственных функций по конкретному направлению деятельности должны утверждаться приказом Министра транспорта Российской Федерации.
При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию исполнения государственных функций, в том числе с помощью следующих основных процедур, направленных на сокращение количества документов, предоставляемых заявителем, сокращением сроков исполнения государственных функций, введения института ответственности должностных лиц, упорядочения и устранения избыточных административных процедур и т.д.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 779 закреплена возможность предоставления государственной услуги в электронной форме.
Одновременно с утверждением административного регламента федеральный орган исполнительной власти должен внести изменения в соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.
Административные регламенты подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тексты административных регламентов должны быть размещены в местах исполнения государственных функций или предоставления государственной услуги.
Административные регламенты должны содержать следующие разделы:
- общие положения;
- требования к порядку исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги;
- административные процедуры;
- порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;
- порядок обжалования действий должностного лица.
Принимая во внимание, что административно-управленческие процессы в системе государственного регулирования деятельности авиации и использования воздушного пространства недостаточно эффективны, разработка и ввод в действие административных регламентов в комплексе с другими мерами, направленными на повышение результативности государственного регулирования деятельности авиации, представляются достаточно действенным инструментом в части обеспечения безопасной и эффективной работы воздушного транспорта.