Нормы расчета площади производственных и складских помещений
1.19. Площадь помещений и сооружений (открытых площадок) для хранения подвижного состава, а также площадь помещений для постов ТО и ТР должна определяться в зависимости от расчетного количества автсмобнле-мест хранения, рабочих и вспомогательных постов ТО и ТР и мест ожидания, размеров подвижного состава и норм размещения, в зависимости от категорий автомобилей, приведенных в приложении 2.
1.20. Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР.
1.20.1. Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных, следует производить по формуле:
(1.1)
где: ТСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч.;
К% - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.16);
КР - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 27;
ДРГ - число рабочих дней в году;
С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс;
s - продолжительность выполнения в течение смены работ по видам ЕОс, ч.;
Р - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28);
КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29).
Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле:
, (1.2)
где АС - списочное количество подвижного состава, ед.,
КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава;
Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 5);
КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП = 0,70);
АЧ - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристика.
Таблица 27
Тип рабочих постов | Коэффициент резервирования постов, КР, при количестве технологически совместимого подвижного состава | |||||||||||
до 100 | св. 100 до 300 | св. 300 до 500 | св. 500 до 1000 | св. 1000 до 2000 | св. 2000 | |||||||
при количестве смен рабочего производства | ||||||||||||
2¸3 | 2¸3 | 2¸3 | 2¸3 | 2¸3 | 2¸3 | |||||||
ЕО (ЕОс и ЕОт) | 1,8 | 1,4 | 1,5 | 1,25 | 1,35 | 1,18 | 1,2 | 1,1 | 1,15 | 1,03 | 1,1 | 1,05 |
ТО-1, ТО-2 общего и углубленного диагностирования | 1,4 | 1,2 | 1,25 | 1,13 | 1,17 | 1,09 | 1,1 | 1,05 | 1,07 | 1,04 | 1,05 | 1,03 |
ТР (регулировочные и разборочно-сборочные, окрасочные) | 1,8 | 1,4 | 1,5 | 1,25 | 1,35 | 1,18 | 1,2 | 1,1 | 1,15 | 1,08 | 1,1 | 1,05 |
сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие | 1,4 | 1,2 | 1,25 | 1,13 | 1,17 | 1,09 | 1,1 | 1,05 | 1,07 | 1,04 | 1,05 | 1,03 |
Таблица 28
Типы рабочих постов | Численность одновременно работающих на одном посту, чел. | ||||||||||
Типы подвижного состава | |||||||||||
Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | Прицепы и полуприцепы | ||||||||
особо малого класса | малого класса | среднего класса | большого класса | особо большого класса | особо малой грузоподъемности | малой и средней грузоподъемности | большой грузоподъемности | особо большой грузоподъемности | |||
Посты ЕО: | |||||||||||
уборочных работ | |||||||||||
моечных работ | т | ||||||||||
заправочных работ | - | ||||||||||
контрольно-диагностических и ремонтных работ | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||||
Посты ТР: | |||||||||||
регулировочные и разборочно-сборочные | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
сварочно-жестяницкие | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||
малярные | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | ||||||
деревообрабатывающие | - | - | - | - | - | - | 1,5 |
Таблица 29
Тип рабочих постов | Коэффициент использования рабочего времени постов, КИСП. при числе смен работы в сутки | ||
одна | две | три | |
Посты ежедневного обслуживания | |||
- уборочных работ | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
- моечных работ | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
Посты первого и второго технического обслуживания | |||
- на поточных линиях | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
- индивидуальные | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
Посты общей и углубленной диагностики | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
Посты текущего ремонта | |||
- регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
- разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием) | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
- окрасочные | 0,90 | 0,88 | 0,87 |
1.20.2. Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует производить по формуле:
(1.3)
где: ТТГ - годовой объем работ ЕОт, чел. ч.;
ТТГ=ТТ(АТО-1+АТО-2)´КТР,
где: ТТ - разовая трудоемкость ЕОт, чел. ч.;
АТО-1+АТО-2 - годовое количество ТО-1 и ТО-2;
КТР - коэффициент, учитывающий выполнение ЕОт при ТР, связанным с заменой агрегатов (КТР=1,6);
КИСП, КР, ДРГ, С, s, р - имеют те же значения, что и в формуле (1.1), но применительно к режиму выполнения ЕОт.
1.20.3. Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий.
1.20.4. Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять по формуле:
где: ТГ - годовой объем работ, чел. ч.;
КР - коэффициент резервирования постов (табл. 27);
ДРГ - число рабочих дней в году;
С - число смен работы в сутки;
s - продолжительность смены, ч.;
Р - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28);
КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29).
При определении количества рабочих постов общего диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.
При определении количества рабочих постов углубленного диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.
При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ.
1.20.5. При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов.
При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75, допускается на этих постах проведение регулировочных работ.
1.20.6. Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах.
Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях:
для ТО-1 и общего диагностирования одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более;
для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более.
Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток.
При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах.
При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5, допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1.
Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах.
1.21. Количество вспомогательных постов контрольно-пропускного пункта определяется по формуле:
, (1.5)
где: АС - списочное количество подвижного состава, ед.;
КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава;
Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения, подвижного состава в предприятие, табл. 5);
КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП=0,70);
АЧ - часовая пропускная способность одного поста (табл. 30).
Таблица 30
Тип подвижного состава | Часовая пропускная способность поста, автомобилей/ч | |
с бензиновыми и дизельными двигателями | газобаллонные | |
Легковые автомобили. | ||
Автобусы | ||
Грузовые автомобили и автопоезда |
1.22. Число мест ожидания подвижного состава перед ТО и ТР следует принимать:
для поточных линий технического обслуживания - по одному для каждой поточной линии;
для индивидуальных постов технического обслуживания, диагностирования, текущего ремонта - 20% от количества рабочих постов.
При наличии в предприятии закрытой стоянки подвижного состава, а также для природно-климатических районов умеренно-теплого, умеренно-теплого влажного, теплого влажного, жаркого сухого места ожидания в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует; для очень жаркого сухого района места ожидания следует предусматривать под навесом на территории предприятия.
1.23. Число автомобиле-мест хранения подвижного состава должно приниматься по списочному количеству подвижного состава в предприятии за вычетом рабочих постов ТО и ТР, мест ожидания перед ТО и ТР, а также автомобилей, находящихся в капитальном ремонте, в постоянных длительных командировках и автомобилей, постоянно работающих в 3-ю смену.
Способы хранения подвижного состава в зависимости от климатических и эксплуатационных условий следует предусматривать в соответствии с приложением 4.
1.24. Высота помещения для хранения. подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2,0 м.
Высота помещения для рабочих постов ТО и ТР подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций должна определяться в зависимости от высоты обслуживаемого подвижного состава, наличия и типа подъемно-транспортного оборудования и оснащения рабочих постов или приниматься согласно приложению 2 табл. 8.
1.25. Площадь производственных помещений участковых работ должна определяться по нормам расстановки оборудования в зависимости от площади, занятой оборудованием и коэффициентов плотности расстановки оборудования, согласно приложению 2 табл. 6 и 7.
Принятая общая площадь производственных помещений участковых работ не должна иметь отклонения от расчетной более чем на ±10%.
Коэффициенты загрузки основного технологического оборудования должны составлять не ниже:
- для моечно-уборочного, диагностического, контрольно-испытательного | - 0,5 |
- для окрасочно-сушильного, кузнечно-прессового, сварочного, кузовного | - 0,6 |
- для металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, разборочно-сборочного | - 0,7 |
1.26. Нормативы площади складских помещений АТП, эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО и ПТК, установлены исходя из продолжительности хранения материалов и запасных частей, приведенной в табл. 31.
Таблица 31
Наименование запасных частей и материалов | Продолжительность хранения, дней | |||||
АТП | эксплуатационный и производственный филиал | БЦТО, ЦСП | ПТК | |||
Топливо для автомобилей | - | |||||
Смазочные и лакокрасочные материалы, автомобильные шины | ||||||
Кислород, азот и ацетилен в баллонах | ||||||
Пиломатериалы, металл и прочие эксплуатационные материалы | ||||||
Двигатели и агрегаты | Постоянный неснижаемый запас по нормам, указанным в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" | |||||
Детали и узлы | ||||||
Отработавшие смазочные материалы, подлежащие регенерации | ||||||
Металлолом, ценный утиль | ||||||
Подлежащие списанию автомобили агрегаты, узлы | - | |||||
Автомобильные шины, подлежащие восстановлению и списанию | ||||||
Агрегаты, узлы и детали ремонтного фонда, подлежащие капитальному ремонту, восстановлению | ||||||
Инструмент | ||||||
Примечания. 1. Для автотранспортных предприятий, расположенных в отдаленных районах или местах нерегулярного снабжения, допускается увеличивать продолжительность хранения запасных частой и материалов, но не более чем в 2 раза.
2. При организации в регионе централизованной системы материально-технического снабжения и при наличии центральных оборотных складов, продолжительность хранения запасных частей и материалов, кроме топлива, для АТМ следует уменьшить в 2 раза.
1.26.1. Площади складских помещений и сооружений АТП определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл. 32, на численность подвижного состава и на корректирующие коэффициенты в зависимости:
КС1 - от среднесуточного пробега подвижного состава;
КС2 - от численности технологически совместимого подвижного состава;
КС3 - от типа подвижного состава;
КС4 - от высоты складирования;
КС5 - от категорий условий эксплуатации.
Результирующий коэффициент корректирования определяется как произведение отдельных коэффициентов.
Таблица 32
Наименование складских помещений, сооружений | Площадь складских помещений, сооружений на 10 единиц подвижного состава, м2 | |||
для легковых автомобилей | для автобусов | для. грузовых автомобилей | для прицепов и полуприцепов | |
Запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов | 2,0 | 4,4 | 4,0 | 1,0 |
Двигателей, агрегатов и узлов | 1,5 | 3,0 | 2,5 | - |
Смазочных материалов с насосной | 1,5 | 1,8 | 1,6 | 0,3 |
Лакокрасочных материалов | 0,4 | 0,6 | 0,5 | 0,2 |
Инструмента | 0,1 | 0,15 | 0,15 | 0,05 |
Кислорода, азота и ацетилена в баллонах | 0,15 | 0,2 | 0,15 | 0,1 |
Пиломатериалов | - | - | 0,3 | 0,2 |
Металла, металлолома, ценного утиля | 0,2 | 0,3 | 0,25 | 0,15 |
Автомобильных шин новых, отремонтированных и подлежащих восстановлению | 1,6 | 2,6 | 2,4 | 1,2 |
Подлежащих списанию автомобилей, агрегатов (на открытой площадке) | 4,0 | 7,0 | 6,0 | 2,0 |
Промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации подготовки производства) | 0,4 | 0,9 | 0,8 | 0,2 |
Порожних дегазированных баллонов (для газобаллонных автомобилей) | 0,20 | 0,25 | 0,25 | - |
Примечания. 1. Площади складских помещений и сооружений для эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО, ПТК и ЦСП с учетом их централизованного материально-технического обеспечения на региональном уровне следует принимать с коэффициентом 0,6 от указанных в таблице.
2. Площадь топливозаправочного пункта или площадки для размещения передвижных, топливозаправочных средств следует определять исходя из нормативного расхода топлива, продолжительности запаса и норм размещения, приведенных в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР.
3. Площадь складирования дегазированных баллонов на ППБ, поступивших и прошедших переосвидетельствование, следует принимать не более 9,5 м2/100 автомобилей в год.
1.26.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от среднесуточного пробега приведены в табл. 33.
Таблица 33
Среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км | Коэффициент корректирования, КС1 | Среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км | Коэффициент корректирования, КС1 |
0,8 | 1,0 | ||
0,85 | 1,15 | ||
0,9 | 1,25 |
1.26.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от количества технологически совместимого подвижного состава приведена в табл. 34.
Таблица 34
Количество технологически совместимого подвижного состава, ед. | Коэффициент корректирования, КС2 | Количество технологически совместимого подвижного состава, ед. | Коэффициент корректирования, КС2 |
до 50 | 1,4 | св. 700 до 800 | 0,83 |
св. 50 до 100 | 1,2 | св. 800 до 1000 | 0,80 |
св.100 до 150 | 1,15 | св.1000 до 1300 | 0,75 |
св.150 до 200 | 1,1 | св.1300 до 1600 | 0,73 |
св. 200 до 300 | 1,0 | св.1600 до 2000 | 0,70 |
св. 300 до 400 | 0,95 | св. 2000 до 3000 | 0,65 |
св. 400 до 500 | 0,90 | св. 3000 до 5000 | 0,60 |
св. 500 до 600 | 0,8 | св. 5000 | 0,55 |
св. 600 до 700 | 0,85 |
1.26.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 35.
Таблица 35
Тип подвижного состава | Коэффициент корректирования КС2 |
Легковые автомобили | |
особо малого класса | 0,6 |
малого класса | 0,7 |
среднего класса | 1,0 |
Автобусы | |
особо малого класса | 0,4 |
малого класса | 0,6 |
среднего класса | 0,8 |
большого класса | 1,0 |
особо большого класса | 1,4 |
Грузовые автомобили | |
особо малой грузоподъемности | 0,5 |
малой грузоподъемности | 0,6 |
средней грузоподъемности | 0,8 |
большой грузоподъемности св. 5,0 до 6,0 т | 1,0 |
св. 6,0 до 8,0 т | 1,2 |
особо большой грузоподъемности | |
св. 8,0 до 10 т | 1,3 |
св. 10,0 до 16,0 т | 1,5 |
автомобили-самосвалы карьерные | 2,2 |
Прицепы и полуприцепы | |
прицепы одноосные малой и средней грузоподъемности | 0,9 |
прицепы двухосные средней и большой грузоподъемности | 1,0 |
прицепы двухосные особо большой грузоподъемности | 1,2 |
полуприцепы одноосные и двухосные особо большой грузоподъемности | 1,1 |
полуприцепы многоосные особо большой грузоподъемности | 1,3 |
прицепы и полуприцепы-тяжеловозы | 1,5 |
1.26.5. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от высоты складирования приведены в табл. 36.
Таблица 36
Высота складирования, м | Коэффициент корректирования КС4 |
3,0 | 1,6 |
3,6 | 1,35 |
4,2 | 1,15 |
4,8 | 1,0 |
5,4 | 0,9 |
6,0 | 0,8 |
6,6 | 0,73 |
7,2 | 0,67 |
1.26.6. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от категорий условий эксплуатации приведены в табл. 37.
Таблица 37
Категория условий эксплуатации подвижного состава | Коэффициент корректирования КС5 |
I | 1,0 |
II | 1,05 |
II | 1,1 |
IV | 1,15 |
V | 1,2 |