Вопрос 15. Правовые основы деятельности ОВД при ЧС.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государст­венных органов, в том числе органов и подразделений МВД Рос­сии, в особых условиях, различны по юридической природе, вре­мени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяю­щим, характеру, содержанию, направленности и степени регуля­тивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федера­ции; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других мини­стерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенци­ей надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления; а также акты спе­циализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.

Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Россий­ской Федерации в значительной мере урегулированы основопо­лагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компе­тенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организаци­онно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Вопрос.16.Краткое содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.

Нормативные акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, в общем виде образуют систему, которая может быть представлена следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституционные и федеральные законы.

3. Указы Президента.

4. Постановления Правительства.

5. Акты министерства внутренних дел, других министерств, ведомств, госкомитетов (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).

6. Законы и подзаконные акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации (положения, постановления и т.д.).

7. Решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям (комиссий по ЧС, ведомственных и межведомственных органов оперативного управления, комендатур и др.).

В рамках этой системы необходимо рассматривать и международные правовые акты, ратифицированные Россией, а также межгосударственные акты суверенных независимых государств бывшего СССР, ратифицированные Россией, оказывающие существенное влияние на Российский нормотворческий процесс.

Основу всех законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, является Конституция Российской Федерации
(1993г.).

Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:

1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ;

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.

Основными отличительными чертами Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» являются:

Во-первых, расширение числа обстоятельств введения чрез­вычайного положения (ст. 3 пп. «а» и «б»).

Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрез­вычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрез­вычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрез­вычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрез­вычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.

В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).

В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).

В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).

В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).

В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).

В Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О военном положении»:

Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.

Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).

В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).

В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).

В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).

Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:

- Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390 ФЗ;

- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ;

- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ;

- Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера»;

- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;

- Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «Огражданс­кой обороне»;

- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.

Наши рекомендации