Вопрос 15. Правовые основы деятельности ОВД при ЧС.
Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. Они образуют систему, представленную следующими актами: Конституция Российской Федерации; конституционные и федеральные законы Российской Федерации; международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией); указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; акты министерства внутренних дел; других министерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенцией надведомственности; законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; а также акты специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.
Необходимо подчеркнуть, что нормативными актами Российской Федерации в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компетенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.
Вопрос.16.Краткое содержание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.
Нормативные акты, обеспечивающие (регулирующие) деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, в общем виде образуют систему, которая может быть представлена следующим образом:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конституционные и федеральные законы.
3. Указы Президента.
4. Постановления Правительства.
5. Акты министерства внутренних дел, других министерств, ведомств, госкомитетов (приказы, наставления, инструкции, уставы, директивы и др.).
6. Законы и подзаконные акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации (положения, постановления и т.д.).
7. Решения специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям (комиссий по ЧС, ведомственных и межведомственных органов оперативного управления, комендатур и др.).
В рамках этой системы необходимо рассматривать и международные правовые акты, ратифицированные Россией, а также межгосударственные акты суверенных независимых государств бывшего СССР, ратифицированные Россией, оказывающие существенное влияние на Российский нормотворческий процесс.
Основу всех законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, является Конституция Российской Федерации
(1993г.).
Второй группой законов, образующих систему законодательных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и должностных лиц в особых условиях, являются конституционные и федеральные законы.
Применительно к деятельности органов внутренних дел в особых условиях в соответствии с Конституцией разработаны и приняты два конституционных закона:
1. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ;
2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ.
Основными отличительными чертами Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» являются:
Во-первых, расширение числа обстоятельств введения чрезвычайного положения (ст. 3 пп. «а» и «б»).
Во-вторых, содержание Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения (ст. 5) стало более четким, определенным, прозрачным. В нем определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, дается его обоснование, определяются границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения, определяется перечень чрезвычайных мер, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и организаций, время вступления Указа в силу, срок его действия, должностные лица и государственные органы, ответственные за осуществление определенных мер.
В-третьих, более определенно сформулированы меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15).
В четвертых, более четко определены силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения (ст. 16). Четко определены задачи, выполняемые Вооруженными Силами российской Федерации и другими войсками (ст. 17).
В-пятых, значительно повышена роль и место коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, его права (ст. 18).
В-шестых, определено место и порядок создания объединенных оперативных штабов (ст. 19).
В-седьмых, порядок введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, создания временных специальных органов управления территорией и федерального органа (ст.ст. 22, 23, 24, 25).
В Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О военном положении»:
Во-первых, дается понятие военного положения (ст. 1), определяются цели его введения, период действия, Вооруженные Силы и другие войска и формирования, порядок объявления общей и частичной мобилизации.
Во-вторых, определяются основания (ст. 3) и порядок введения военного положения (ст. 4).
В-третьих, регламентируется режим военного положения и его обеспечение (ст.ст. 5, 6, 7, 8, 9, 10).
В-четвертых, определяются полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (ст.ст. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).
В-пятых, определено правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения и их ответственность (ст.ст. 18, 19, 20).
Блок федеральных законов, регламентирующих деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России в особых условиях довольно значителен. В него входят свыше трех десятков федеральных законов, среди которых необходимо назвать:
- Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390 ФЗ;
- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ;
- Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «Огражданской обороне»;
- Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Руководители органов внутренних дел обязаны знать, что в них, как правило, закреплены основополагающие вопросы организации и функционирования государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях.