Расчет основных параметров стрелки и крестовины
Главнейшими параметрами, определяющими пригодность стрелки с криволинейным остряком для реализации требуемых скоростей движения поездов, являются:
· радиусы кривизны остряка R0 и R;
· начальный угол остряка βн;
· угол наклона рабочей грани остряка βвг к горизонтали в точке изменения радиуса R0 на R;
· стрелочный угол β;
· передний вылет рамного рельса m.
К основным параметрам крестовины относятся:
· угол крестовины α;
·
|
· задний вылет крестовины q.
Величина радиуса остряка R0 может быть определена из выражения
, м, (3.1)
где Vп – скорость движения поездов на боковое направление проектируемого стрелочного перевода, км/ч (см. задание);
j0 – наибольшее допускаемое значение центробежного ускорения, внезапно возникающее при движении по остряку, м/с2. Рекомендуемая расчетная величина j0=0,3÷0,4 м/с2; наибольшее допускаемое значение центробежного ускорения в практике – 0,64 м/с2.
Величина начального угла остряка βн может быть определена из следующего выражения:
, (3.2)
где Vc – скорость движения поездов по боковому направлению существующего стрелочного перевода, апробированного долголетней практикой, км/ч;
βнc – начальный угол остряка указанного существующего стрелочного перевода.
Рекомендуется принимать значение Vc для стрелочных переводов типа Р50, Р65 при марках крестовин 1/9, 1/11 – 40÷50 км/ч, а при марке 1/18 – 80 км/ч; для стрелочных переводов типа Р65 марки 1/22 – 120 км/ч.
Величину βнc для учебных целей студенты могут принять: для стрелочных переводов типа Р65 до марки 1/11 – 00 41', до марки 1/18 – 00 25', для стрелочных переводов типа Р65 до марки 1/22 – 00 21'. Значения Vc и βнc в курсовой работе принимаются по ближайшей к заданной марке стрелочного перевода, эксплуатируемого на дорогах РФ. Полученная по формуле (3.2) величина βн по конструктивным соображениям (по условию обеспечения достаточной прочности остряка) не может быть меньше 00 18', поэтому, если при расчете она оказалась менее 00 18', то следует принять для дальнейших расчетов βн =00 18'.
Угол расчета наклона рабочей грани остряка к горизонтали βвг в конце кривизны R0 определяется по следующей формуле:
, (3.3)
где bг – ширина головки остряка, мм (при типе Р50 – 70 мм, Р65 – 72,8 мм, Р75 – 72,4 мм).
Стрелочный угол находится из выражения:
|
, (3.4)
Если величина β окажется меньше величины βвг, то β необходимо принять равной βвг.
Величина переднего вылета рамного рельса m обуславливает уровень напряжений в рамном рельсе и его деформаций. Учитывая, что ширина колеи в начале остряков Sостр всегда несколько больше, чем в передних стыках рамных рельсов Sрр, величину переднего вылета рамного рельса целесообразно определять из условия плавного отвода ширины колеи:
, мм, (3.5)
где i – отвод ширины колеи. Принимается в пределах 0,0005÷0,002.
Значения Sостр и Sрр можно принять 1524 мм и 1520 мм соответственно.
Величину переднего вылета рамного рельса m, найденную по условию равномерного отвода ширины колеи, следует уточнить из условия рациональной раскладки брусьев по следующей формуле:
, мм, (3.6)
где a – пролет (расстояние) между осями брусьев стрелочного перевода, мм. Рекомендуется пролет между осями брусьев в курсовой работе принимать 500 мм.
M – число пролетов величиной a, принимаемое для переводов марок 1/9, 1/11 в количестве 5 штук; марки 1/18 – 7 штук; марки 1/22 – 9 штук;
Δ – нормальный стыковой зазор, принимаемый в расчетах 8÷10 мм;
c – нормальный стыковой пролет; для рельсов типа Р75 и Р65 при стыке на весу c =420 мм, для рельсов типа Р50 – c =440 мм;
P – ширина стрелочной подушки под началом остряка, принимаемая студентами при разработке курсовой работы 80 мм.
При вычислении mпр желательно, чтобы выполнялось соотношение mпр≈m. Если же оно при принятых значениях M и a не выполняется, следует проверить величину отвода ширины колеи, подставив в формулу (3.5) вместо m значение mпр. В случае превышения i допускаемых пределов необходимо изменить величины M и a в формуле (3.6) добиться, чтобы указанные пределы соблюдались.
Значение угла крестовины α может быть определено по формуле
|
где N – показатель марки крестовины стрелочного перевода (по заданию).
Крестовина состоит из передней (усовой) – n и задней (хвостовой) q частей, которые называются также вылетами крестовин.
В связи с тем, что в современных стрелочных переводах длину прямой вставки перед крестовиной K рекомендуется принимать не менее Kmin, которая определяется по формуле:
, мм, (3.8)
где S – ширина колеи, 1520 мм.
Последовательность определения длины хвостовой части крестовины сводится к расчету ее минимальной (теоретической) и конструктивной (практической) величины.
Для крестовин цельнолитых и с литым сердечником теоретическую длину q находят по следующему выражению:
, мм, (3.9)
где B – ширина подошвы рельса данного типа (студентам следует принять Р50 – 132 мм; Р65, Р75 – 150 мм);
b – ширина головки рельса данного типа (студентам следует принять Р65, Р75 – 72 мм);
5 мм – расстояние между подошвами рельсов, подходящих к хвосту крестовины, принимаемое с таким расчетом, чтобы у них не соприкасались подошвы.
|