Международные полеты воздушных судов
Радиосвязь с ВС
1. Командир воздушного судна или другой член экипажа воздушного судна, имеющего средства радиосвязи, при выполнении полета обязан пользоваться определенной радиочастотой для получения информации. В случаях, предусмотренных федеральными авиационными правилами, командир воздушного судна или другой член экипажа воздушного судна и соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны осуществлять между собой связь по радио.(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
2. Радиосвязь при обслуживании воздушного движения в пределах территории Российской Федерации осуществляется на русском языке. При полетах воздушных судов по международным воздушным трассам в пределах территории Российской Федерации, в том числе в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, а также в районах над открытым морем, в которых ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, радиосвязь может осуществляться на английском и русском языках. Порядок осуществления радиосвязи устанавливается федеральными авиационными правилами.
Международные полеты воздушных судов
1. Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
2. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
3. Правила международных полетов вс, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в АИПРФ.
4. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Опознавательные знаки воздушных судов иностранных государств должны сообщаться эксплуатантами уполномоченному органу в области гражданской авиации до начала выполнения международных полетов.6. Для выполнения полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации эксплуатанты обязаны предоставить уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам. Условия такого обеспечения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Стандарты ИКАО
ИКАО разрабатывает следующие типы Стандартов и других положений:Стандарты и Рекомендуемая практика, которые называются SARPS (если имеется в виду и то и другое);
Правила аэронавигационного обслуживания (PANS);Дополнительные региональные правила (SUPPs) иразличного рода инструктивный материал.Стандарт определяется как техническое требование в отношении физических характеристик, конфигурации, материала, эксплуатационных характеристик, персонала или процедур, единообразное выполнение которого признано необходимым для безопасности и регулярности международной аэронавигации и которое выполняют Договаривающиеся государства в соответствии с Конвенцией; в случае невозможности выполнения, об этом в обязательном порядке уведомляется Совет согласно статье 38 Конвенции.
Рекомендуемая практика является техническим требованием в отношении физических характеристик, конфигурации, материала, эксплуатационных характеристик, персонала или процедур, единообразное применение которого признано желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации и которое государства должны стремиться выполнять в соответствии с Конвенцией. Государствам рекомендовано информировать Совет о случаях невыполнения.
SARPS формулируются в общем виде и ограничиваются лишь основными требованиями. В отношении сложных систем, таких, как оборудование связи, материалы SARPS делятся на две части: основные SARPS – материалы основополагающего нормативного характера, содержащиеся в основном тексте Приложений, и подробные технические требования, помещаемые либо в дополнения к Приложениям, либо в Руководства.
Различия с SARPS, о которых уведомляют государства, публикуются в дополнениях к Приложениям.
Правила аэронавигационного обслуживания (или PANS) включают эксплуатационную практику и материал, носящий слишком подробный характер для включения в Стандарты или Рекомендуемую практику, и в них часто развиваются основные принципы соответствующих Стандартов и Рекомендуемой практики. Для получения статуса PANS материал должен применяться на всемирной основе. Совет рекомендует Договаривающимся государствам публиковать любые различия в своих сборниках аэронавигационной информации, если информация об этих различиях важна для безопасности аэронавигации.
Положения Приложения 18 "Опасные грузы" дополняются Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Хотя эти подробные инструкции не имеют статуса SARPS или PANS, они имеют особый статус, который предусматривает, что Договаривающиеся государства призваны стремиться к их выполнению.
Дополнительные региональные правила (или SUPPS) имеют применение в соответствующих регионах ИКАО. Хотя материал Дополнительных региональных правил аналогичен по своему характеру Правилам аэронавигационного обслуживания, SUPPS не имеют в отличие от PANS всемирного применения.
Инструктивный материал дополняет SARPS и PANS и призван содействовать их выполнению. Инструктивный материал выпускается в качестве дополнений к Приложениям или в виде отдельных документов, таких, как руководства, циркуляры и списки условных обозначений и адресов. Обычно эти материалы утверждаются одновременно с принятием SARPS.
Руководства содержат информацию, дополняющую или уточняющую Стандарты и Рекомендуемую практику и Правила аэронавигационного обслуживания. Они предназначены для содействия выполнению и периодически обновляются, с тем чтобы их содержание отражало существующую практику и процедуры.
Циркуляры содержат специализированную информацию, представляющую интерес для Договаривающихся государств. В отличие от руководств циркуляры обычно не обновляются.
Функции ИКАО
Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности..
Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.
(ИКАО) - специализированное учреждение ООН, которое занимается организацией и координацией международного сотрудничества государств по всем аспектам деятельности гражданской авиации. Учредительным актом ИКАО является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., в текст которой были включены положения, составляющие устав ИКАО. Цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации, содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствование летне-технических правил, обеспечение безопасности полетов и др. Высшим органом ИКАО является Ассамблея, созываемая не реже одного раза в 3 года. Функции Ассамблеи в основном заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Ассамблея каждые 3 года избирает Совет, который является постоянным органом, ответственным перед ней. Совет состоит из представителей 30 стран, избираемых Ассамблеей из числа государств с наиболее развитым воздушным транспортом. Для руководства Советом избирается президент. Совет наделен обязательными и факультативными функциями. К обязательным функциям Совета относятся: представление Ассамблее годовых докладов, назначение Авиатранспортного комитета (АТК), учреждение Аэронавигационной комиссии (АНК), назначение генерального секретаря и др. Одними из наиболее важных обязательных функций Совета являются разработка и принятие с учетом требований изменяющейся практики международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшей унификации правил в области международной аэронавигации. Международные стандарты и рекомендации оформлены в виде 17 приложений к Конвенции. Процедура их принятия и изменения упрощена. Они вступают в силу после согласования с государствами-членами, имеющими право оговорки. АНК, как постоянный орган ИКАО, подчиненный Совету, занимается рассмотрением поправок и разработкой новых международных стандартов и рекомендаций, в основном по правилам полетов, управлению воздушным движением, представлению информации воздушным судам и т.п., проводит специализированные и региональные аэронавигационные совещания по вопросам, требующим согласованных решений. АТК ИКАО занимается изучением экономических и коммерческих аспектов международных авиаперевозок. По его инициативе регулярно проводятся специализированные совещания по статистике. Секретариат ИКАО во главе с главным исполнительным должностным лицом - генеральным секретарем является постоянным органом, обеспечивающим работу Ассамблеи, Совета, других органов и ведущим делопроизводство ИКАО. Секретариат состоит из 5 специализированных управлений. К факультативным функциям Совета относятся: проведение исследований по всем аспектам воздушного транспорта и аэронавигации; создание при необходимости на региональной или иной основе подчиненных Совету авиатранспортных комиссий или комитетов; определение групп государств или авиапредприятий, с помощью или через посредство которых Совет может способствовать осуществлению целей Конвенции, и т.п. Местонахождение штаб-квартиры ИКАО - г. Монреаль (Канада).
Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях: 1.Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. 2.Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов .3.Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации. 4.Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте .5.Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией .6.Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении 7.Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами .8.Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации. 9.Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
Структура ИКАО
Код аэропорта ИКАО (индекс аэропорта ИКАО) — четырёхбуквенный уникальный индивидуальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Данные коды используются авиакомпаниями, органами управления воздушным движением, метеорологическими службами для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах, а также в качестве адресов аэропортов в международной сети телеграфной авиационной связи AFTN.
Высшим органом ИКАО, в котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО. Созывается один раз в три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны черезвычайные сессии Асамблеи ИКАО.
Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта:
1.Избирать Совет ИКАО, рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.
2.Определять шкалу взносов стран - членов ИКАО в бюджет организации.
3.Утверждать бюджет ИКАО.
4.Рассматривать и одобрять предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.
Взнос государств - членов ИКАО рассчитывается следуюшим образом:
Взнос100% = К1(75%) + К2(25%),
где:
К1 = (Нац доход государства) / (Нац доход всех стран ИКАО),
К2 = (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).
Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода.
Совет ИКАО - исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Несет ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:
1.Выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе.
2.Избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников.
3.Распоряжение деньгами организации.
4.Утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.
5.Осуществление регистрации международных авиационных соглашений.
6.Осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО.
Под управлением Совета работает семь постоянных рабочих органов (см. схему структуры ИКАО).
Секретариат ИКАО - постоянный орган Совета, обеспечивающий работу ассамблей, Совета и других органов, а также региональных центров организации.
Генеральный секретарь - главное исполнительное должностное лицо организации. Назначается Советом и возглавляет его.
Секретариат ведает сбором и обобщением информации по проблемам международной гражданской авиации, осуществлением связей с государствами - членами ИКАО. Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений:
1.Аэронавигационное управление - занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.
2.Авиатранспортное управление - занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.
3.Юридическое управление - занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.
4.Управление технической помощи - разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.
5.Административное управление - рассылки документов.
ATC clearance.
Экипаж каждого воздушного судна перед вылетом должен получить от диспетчерской службы индивидуальное разрешение на полёт ATC clearance. Его основное назначение – индивидуальное разрешение на выполнение самого полёта ATC clearance, как правило, должно быть выдано экипажу ещё на стоянке перед выруливанием. Изменения в ATC clearance должны выдаваться до разрешения на взлёт.
АТС - clearance включает в себя: разрешение на полет до пункта..., SID, предполагаемую для вылета, код ответчика:С: Aeroflot 521 cleared to St.Petersburg, Wicken 3 Delta departure squawk 5501. АТС clearance требует дословного повторения в квитанции: Р: Cleared to St.Petersburg, Wicken 3 Delta departure squawk 5501 Aeroflot 521, Возможны дополнительные условия:С: Aeroflot 521 cleared to St.Petersburg, climb and maintain FL 280, Wicken 3 Delta departure squawk 5501. При наличии изменений в SID: С:.. .Wicken 3 Delta departure, except cross Quaker at five thousand. I say again, cross Quaker at five thousand.. При изменении маршрута выхода: С: Aeroflot 517 cleared to St. Petersburg, David 2 Alfa departure, Kingham transition, than as filed, squawk 5501. Если возможны дальнейшие изменения на маршруте: С: Aeroflot 517 cleared to St. Petersburg, Wicken 3 Delta departure, except change route to read, South Boston, Victor twenty Greensboro squawk 5501. Если диспетчер не имеет условий от АСС или АРР, определяющих содержание ATC-clearance: С: Aeroflot 517 cleared to St. Petersburg, Wicken 3 Delta departure, squawk 5501, hold for release, expect 30 minute departure delay. При ограничении действия разрешения по времени: С:... If not off by 09 15, advise intentions not later than 09 10.
10 Own navigation & Radio vectoring.
Собственная навигация означает, что экипаж осуществляет самолетовождение, используя бортовое оборудование ВС. В этом случае экипаж, ответственен за местоположение ВС и за соблюдение безопасных высот. Диспетчер УВД, осуществляющий диспетчерское обслужива- ние, как обычно, отвечает за эшелонирование. Это не означает, конечно, что диспетчер не сообщит экипажу об отклонении ВС от заданного маршрута в случае, если такое отклонениепроизойдет. Однако юридическая ответственность за навигацию и обязанность взять поправкув курс и вернуться на трассу остаются за экипажем. В том случае, когда экипаж не в состоянии это сделать, например, по причине неисправно-сти навигационного оборудования, собственная навигация прекращается и начинается процедура векторения (“vectoring”). Диспетчер оказывает экипажу навигационную помощь, назначая серию курсов с применением радиотехнических средств обзора воздушного пространства(системы наблюдения ОВД). Экипажу остается только выполнять указания диспетчера и продолжать счисление пути для того, чтобы контролировать свое местоположение, что при векторении не всегда просто. Поскольку ответственность за навигацию при векторении ложится на диспетчера, он отвечает также и за соблюдение Необходимо понимать, что собственная навигация и векторение являются понятиями противоположными и взаимоисключающими. Поскольку вопрос ответственности - один из ключевых для безопасности полетов, чрезвычайно важно знать, кто в данный момент за что отвечает. Поэтому переход из состояния собственной навигации к векторению и обратно должен быть четко и однозначно обозначен фразеологически. Диспетчер начинает векторение словами: “Vectoring for…”, затем следует указание на изменение/сохранение текущего курса полета. Пилот понимает, что ответственность за навигацию перешла к диспетчеру. Когда необходимости в векторении больше нет, диспетчер использует фразу: “Resume own navigation (direct…)”. Это приблизительно соответствует фразе «Возвращайтесь на ЛЗП», но несколько шире и глубже по смыслу. “Resume own navigation” значит не только «возвращайтесь на линию пути», но и «снова берите ответственность за навигацию на себя». Поэтому для диспетчера очень важно, чтобы пилот подтвердил: “Resuming own navigation…”. Это будет означать: «Мы оба поняли, что ответственность передана и принята»
Требования ИКАО к языковой компетентности.
Федеральные авиационные правила «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации российской федерации при подготовке к выполнению международных полетов»
I. Общие положения
Настоящие Федеральные авиационные правила «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов» (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ» статьями 32, 33 Конвенции о Международной ГА, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации ГА (ИКАО) и определяют требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов (далее - члены летных экипажей).
Правила обязательны для исполнения членами летных экипажей, эксплуатантами, авиационными учебными центрами и образовательными учреждениями высшего профессионального образования при подготовке и тестировании обучаемых членов летных экипажей.
Для выполнения международных полетов члены летных экипажей проходят подготовку по программам, разработанным с учетом стандартов, рекомендуемой практики, правил аэронавигационного обслуживания и технических руководств ИКАО, а также в соответствии с перечнем дисциплин, минимальным объемом и периодичностью подготовки, регламентированными приложениями N 1, 2, 3 настоящих Правил.
Подготовка и тестирование на определение уровня владения английским языком членов летных экипажей для выполнения международных полетов проводится по программам, разработанным и утвержденным в соответствии с международными стандартами, рекомендуемой практикой, правилами аэронавигационного обслуживания и техническими руководствами ИКАО.
II. Требования к минимально допустимому уровню владения английским языком членами летных экипажей
С 5 марта 2008 г. пилоты самолетов, дирижаблей, вертолетов и воздушных судов с системой увеличения подъемной силы, а также штурманы, которые ведут радиотелефонную связь на борту воздушного судна при выполнении международных полетов, должны демонстрировать владение общим и авиационным английским языком не ниже 4 уровня по Шкале оценки языковых знаний ИКАО и соответствовать требованиям к знанию языков, используемых в радиотелефонной связи, изложенным в добавлении 1 и дополнении «А» Международного стандарта 1.2.9.4 Приложения 1 к Конвенции о Международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу», в том числе:
свободно общаться в процессе речевой связи (телефонная/радиотелефонная) и при непосредственных контактах;
недвусмысленно и четко изъясняться по общим, конкретным и связанным с работой вопросам;
использовать соответствующие методы связи для обмена сообщениями и для распознавания и устранения недопонимания (например, посредством проверки, подтверждения или уточнения информации) вообще или в связанном с работой контексте;
успешно и относительно легко решать лингвистические проблемы при усложнении или непредвиденном изменении событий в процессе штатной (рабочей) ситуации или выполнения известной задачи связи;
использовать диалект или акцент, которые понятны для авиационного сообщества.
С 5 марта 2008 г. члены летных экипажей, указанные в пункте 5 настоящих Правил, для выполнения международных полетов проходят тестирование на определение уровня владения английским языком. Оценка уровня владения английским языком проводится в соответствии с требованиями к знанию языка, используемыми в радиотелефонной связи, изложенными в добавлении 1 и дополнении «А» Международного стандарта Приложения 1 к Конвенции о Международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (раздел 1.2.9 главы 1). По результатам такого тестирования вносится соответствующая квалификационная отметка в Свидетельство члена летного экипажа.
Члены летных экипажей, продемонстрировавшие владение авиационным английским языком по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, проходят тестирование на определение уровня владения английским языком:
4 уровня - не реже одного раза в три года;
5 уровня - не реже одного раза в шесть лет;
6 уровня - освобождаются от дальнейшего подтверждения уровня владения английским языком.
Задачи ОВД.
Задачи ОВД.
основные задачи ОВД, сводятся к следующему:
а) предотвращать столкновения воздушных судов на земле и в воздухе;
б) поддерживать упорядоченный и быстрый поток воздушного движения;
в) обеспечивать экипажи ВС консультациями и информацией, необходимыми для обеспечения безопасного и эффективного осуществления полетов;
г) уведомлять службы поиска и спасания о воздушных судах, нуждающихся в их услугах, и оказывать им помощь в выполнении ими своих задач.
Из перечисленных пунктов следует, что акцент в деятельности диспетчеров переводится на слово «обслуживание», предоставление услуг и помощи экипажам ВС.
Служба ОВД - единственная наземная служба, осуществляющая непосредственный контакт с ВС находящимися в полёте. Для успешного выполнения своих основных задач служба ОВД не должна быть загружена дополнительными обязанностями,вытекающими из национальных требований к ОВД. Это недопустимо, чтобы не возникали ситуации, когда диспетчерам, трудно разграничить и выполнить несвойственные функции, которые ей поручены.
В правилах ИКАО предусматривается несколько видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
1.Летно - информационное обслуживание.
2.Диспетчерское обслуживание.
3.Консультативное обслуживание.
4.Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования, метеоусловий и так далее.
Летно - информационным ОВД (FIS) обеспечиваются все ВС, летающие над территорией любого государства в любой точке воздушного пространства. В некоторых государствах при недостатке средств технического контроля этот вид ОВД является основным и единственным. FIS предусматривает предоставление экипажам ВС информации и советов, способствующих безопасности полетов, и включает:
1.Опубликование (передачу) данных о состоянии аэродромов.
2.Передачу информации об опасности для полетов.
3.Обеспечение метеорологической информацией перед полетом и в полете.
4.Передачу информации SIGMET.
5.Опубликование информации о состоянии технических средств аэронавигации и ОВД.
Кроме того, для экипажей ВС по их требованию, предоставляется любая информация, касающаяся безопасности полетов.
FIS возлагается на FIC (Flight Information Center) - центры полетной информации.
Виды FIS:
1.ATIS (Automatic Terminal Information Servise) - информация об аэропортах для прилетающих и улетающих экипажей.
2.Передачи на КВ и УКВ частотах при оперативном ОВД - OFIS.
3.Автоматическое летно - информационное обслуживание (AFIS) - вещание записанной информации на определенной частоте (только летная информация).
4.Сообщения OFIS типа "запрос - ответ".
5.TIBA (Traffic Information Broadcast Aircraft) - радиовещание воздушным судам о движении воздушных судов.
Виды ОВД
1. Обслуживание воздушного движения включает следующие виды:
1) диспетчерское обслуживание воздушного движения, под которым понимается обслуживание, предоставляемое в контролируемом воздушном пространстве в целях: предотвращения столкновений между воздушными судами и воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования; ускорения и регулирования воздушного движения;
2) полетно-информационное обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации с использованием имеющихся средств связи для обеспечения безопасного выполнения полетов;
3) аварийное оповещение, являющееся обслуживанием, предоставляемым для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия таким организациям.
2. Диспетчерское обслуживание воздушного движения подразделяется на:
районное диспетчерское обслуживание для обеспечения диспетчерского обслуживания полетов в контролируемом воздушном пространстве;
диспетчерское обслуживание подхода для обеспечения диспетчерского обслуживания полетов, которые связаны с прибытием и вылетом воздушных судов с аэродромов (вертодромов);
аэродромное диспетчерское обслуживание для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения.
Для обеспечения диспетчерского обслуживания воздушного движения орган обслуживания воздушного движения:
1) обеспечивается информацией о предполагаемом движении каждого воздушного судна или его изменениях, а также последней информацией о фактическом ходе полета каждого воздушного судна;
2) определяет на основе полученной информации сравнительное местоположение воздушных судов, о которых он оповещен, по отношению друг к другу;
3) выдает разрешения и информацию для предотвращения столкновений между контролируемыми им воздушными судами, а также для ускорения и поддержания упорядоченного потока движения;
4) при необходимости согласовывает разрешения с другими органами обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением), когда воздушное судно может создать конфликтную ситуацию с другими воздушными судами, выполняющими полет под контролем других органов обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением), или перед передачей контроля за воздушным судном другим органам обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением).
3. Диспетчерские разрешения, выдаваемые органами обслуживания воздушного движения, основываются на требованиях к обеспечению диспетчерского обслуживания воздушного движения. Такое разрешение запрашивается путем представления эксплуатантами (экипажем воздушного судна) плана полета органу обслуживания воздушного движения.
4. Полетно-информационным обслуживанием обеспечиваются все воздушные суда, на полет которых эта информация может оказать влияние и которые обеспечиваются диспетчерским обслуживанием воздушного движения или местонахождение которых известно органу обслуживания воздушного движения.
5. Аварийным оповещением обеспечиваются:
1) все воздушные суда, обеспечиваемые диспетчерским обслуживанием воздушного движения;
2) все другие воздушные суда, представившие план полета или местонахождение которых известно органу обслуживания воздушного движения;
3) любые воздушные суда, в отношении которых известно или предполагается, что они являются объектом незаконного вмешательства.
Радиосвязь с ВС
1. Командир воздушного судна или другой член экипажа воздушного судна, имеющего средства радиосвязи, при выполнении полета обязан пользоваться определенной радиочастотой для получения информации. В случаях, предусмотренных федеральными авиационными правилами, командир воздушного судна или другой член экипажа воздушного судна и соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны осуществлять между собой связь по радио.(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
2. Радиосвязь при обслуживании воздушного движения в пределах территории Российской Федерации осуществляется на русском языке. При полетах воздушных судов по международным воздушным трассам в пределах территории Российской Федерации, в том числе в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полетов, а также в районах над открытым морем, в которых ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, радиосвязь может осуществляться на английском и русском языках. Порядок осуществления радиосвязи устанавливается федеральными авиационными правилами.
Международные полеты воздушных судов
1. Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
2. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
3. Правила международных полетов вс, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в АИПРФ.
4. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Опознавательные знаки воздушных судов иностранных государств должны сообщаться эксплуатантами уполномоченному органу в области гражданской авиации до начала выполнения международных полетов.6. Для выполнения полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации эксплуатанты обязаны предоставить уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам. Условия такого обеспечения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Стандарты ИКАО
ИКАО разрабатывает следующие типы Стандартов и других положений:Стандарты и Рекомендуемая практика, которые называются SARPS (если имеется в виду и то и другое);
Правила аэронавигационного обслуживания (PANS);Дополнительные региональные правила (SUPPs) иразличного рода инструктивный материал.Стандарт определяется как техническое требование в отношении физических характеристик, конфигурации, материала, эксплуатационных характеристик, персонала или процедур, единообразное выполнение которого признано необходимым для безопасности и регулярности международной аэронавигации и которое выполняют Договаривающиеся государства в соответствии с Конвенцией; в случае невозможности выполнения, об этом в обязательном порядке уведомляется Совет согласно статье 38 Конвенции.
Рекомендуемая практика является техническим требованием в отношении физических характеристик, конфигурации, материала, эксплуатационных характеристик, персонала или процедур, единообразное применение которого признано желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации и которое государства должны стремиться выполнять в соответствии с Конвенцией. Государствам рекомендовано информировать Совет о случаях невыполнения.
SARPS формулируются в общем виде и ограничиваются лишь основными требованиями. В отношении сложных систем, таких, как оборудование связи, материалы SARPS делятся на две части: основные SARPS – материалы основополагающего нормативного характера, содержащиеся в основном тексте Приложений, и подробные техническ