Наблюдение за перелетными птицами.
Цели:
— закреплять знания о перелетных птицах;
— воспитывать интерес и любовь к пернатым;
— уметь выделять признаки живого организма.
Ход наблюдения
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Каких птиц называют перелетными?
♦Почему птицы выводят птенцов летом?
♦ Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?
♦ Каких перелетных птиц вы знаете?
Трудовая деятельность
Сбор листьев на участке.
Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры
«Шишка-камешек».
Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.
«Часовой».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);
— воспитывать выносливость.
Ноябрь.
Карточка №4.
Наблюдение за работой шофера.
Цели:
— уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;
— развивать познавательную деятельность;
— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.
Ход наблюдения
Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота —
Всех отвозить
По утрам на работу.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Для чего нужна такая профессия?
♦Должен ли водитель знать правила дорожного движения?
♦Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?
♦ Какими машинами могут управлять водители?
Трудовая деятельность
Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).
Цели:
— закреплять названия деревьев и растений;
— воспитывать любовь к растительному миру;
— учить правильно, собирать листья растений.
Подвижные игры
« Перебежки-догонялки ».
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Обезьянки».
Цель: учить уверенно взбираться по канату.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Ноябрь.
Карточка №5.
Наблюдение за собакой.
Цели:
— закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;
— воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
Ход наблюдения
Я хозяину служу —
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Почему собака домашнее животное?
♦Как выглядит собака?
♦Чем питается?
♦Какие породы собак вы знаете?
♦Как называются детеныши собаки?
♦Какую пользу людям приносят собаки?
♦Как готовятся собаки к зиме?
К зиме шерсть у собак меняется. Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.
Трудовая деятельность
Сбор и заготовка семян календулы.
Цели:
— воспитывать ответственность за порученное дело;
— формировать экологическое сознание.
Подвижные игры
«Дружные пары», «Разойдись — не упади».
Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.
Ноябрь.
Карточка №6.
Наблюдение за березой.
Цели:
— продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
— воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход наблюдения
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем —
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦Почему листья на березе стали желтые?
♦Что происходит с деревьями осенью?
♦Как деревья готовятся к зиме?
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек, уборка мусора.
Цели:
—воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща;
— убирать инвентарь после труда в определенное место.
Подвижные игры
«Мы — веселые ребята», «Затейники».
Цели:
— учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;
— упражняться в беге.
Индивидуальная работа
«Удочка», «С кочки на кочку».
Цели:
— упражнять в прыжках;
воспитывать уверенность в своих силах.
Ноябрь.
Карточка №7.
Наблюдение за тополем.
Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).
Ход наблюдения
Воспитатель. В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?
Дети отвечают.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?
♦Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.
♦Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.
♦Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?
♦ Что такое тополиный пух?
Трудовая деятельность
Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведение порядка в песочнице и на участке.
Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.
Подвижные игры
«Краски», «Коршун и наседка».
Цели:
— учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего;
— развивать внимание, быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками.
Цель: развивать координацию движений
Ноябрь.
Карточка №9.