Наблюдение за перелетными птицами.

Цели:

— закреплять знания о перелетных птицах;

— воспитывать интерес и любовь к пернатым;

— уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Каких птиц называют перелетными?

♦Почему птицы выводят птенцов летом?

♦ Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые стра­ны?

♦ Каких перелетных птиц вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель: учить работать дружно, помогая друг другу.

Подвижные игры

«Шишка-камешек».

Цель: учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.

«Часовой».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

— улучшать технику ходьбы (переход с пятки на носок, активные движения рук);

— воспитывать выносливость.

Ноябрь.

Карточка №4.

Наблюдение за работой шофера.

Цели:

— уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;

— развивать познавательную деятельность;

— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота —

Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего нужна такая профессия?

♦Должен ли водитель знать правила дорожного движения?

♦Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

♦ Какими машинами могут управлять водители?

Трудовая деятельность

Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).

Цели:

— закреплять названия деревьев и растений;

— воспитывать любовь к растительному миру;

— учить правильно, собирать листья растений.

Подвижные игры

« Перебежки-догонялки ».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Обезьянки».

Цель: учить уверенно взбираться по канату.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Ноябрь.

Карточка №5.

Наблюдение за собакой.

Цели:

— закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

— воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Я хозяину служу —

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Почему собака домашнее животное?

♦Как выглядит собака?

♦Чем питается?

♦Какие породы собак вы знаете?

♦Как называются детеныши собаки?

♦Какую пользу людям приносят собаки?

♦Как готовятся собаки к зиме?

К зиме шерсть у собак меняется. Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.

Трудовая деятельность

Сбор и заготовка семян календулы.

Цели:

— воспитывать ответственность за порученное дело;

— формировать экологическое сознание.

Подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Ноябрь.

Карточка №6.

Наблюдение за березой.

Цели:

— продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

— воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦Почему листья на березе стали желтые?

♦Что происходит с деревьями осенью?

♦Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели:

—воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща;

— убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели:

— учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

— упражняться в беге.

Индивидуальная работа

«Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

— упражнять в прыжках;

воспитывать уверенность в своих силах.

Ноябрь.

Карточка №7.

Наблюдение за тополем.

Цель: знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель).

Ход наблюдения

Воспитатель. В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет строгая зима». Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке это явление?

Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

♦Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные незащищенные листья. Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить, что у разных листьев деревьев листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда же начнется листопад у тополя.

♦Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

♦Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? Почему?

♦ Что такое тополиный пух?

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведение порядка в песочнице и на участке.

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.

Подвижные игры

«Краски», «Коршун и наседка».

Цели:

— учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего;

— развивать внимание, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками.

Цель: развивать координацию движений

Ноябрь.

Карточка №9.

Наши рекомендации