Погода: переменчивая, от снегопада до ясного неба, штиль
Утром было прекрасное голубое небо. И абсолютная тишина. Вообще тишина была одним из главных впечатлений похода. В паузах между машинами (которые, повторюсь, были очень продолжительными) окружающий мир полностью замирал. Конечно тут дело еще и в том, что в эти дни был штиль. Но впечатление сильное, как будто вокруг нет ничего живого. Не пролетит птица, не шелохнется ни одна ветка. Настоящее «белое безмолвие».
По реке Тане проходит граница между Норвегией и Финляндией. Я ехал по норвежскому берегу, но можно было перейти реку по льду и оказаться на финской территории. Забавно, что при этом время на одном берегу на час отличается от другого.
Лагерь утром |
Пока я собирался, на небе появились облака, и пошел густой снег. Таким стал вид на противоположный берег:
Снег шел наверно около часа, затем опять выглянуло солнце. Но дорогу успело замести, и ехать стало сложнее. Свежевыпавший снег был совсем мягким и пушистым, сам по себе он не мешал бы. Однако он скрыл от меня все неровности дороги. Было уже непонятно где лед, а где асфальт. Где можно разогнаться, а где нет. Да и на льду чувствуешь себя увереннее, когда видишь глазом все его неровности. А теперь приходилось везде ехать медленно и внимательно.
Дорога после снегопада |
Скованная морозом река Тана |
Кое-как дотащился до Утсйоки. Что делать дальше, я к тому моменту еще не решил. Но теперь принимать решение уже было необходимо. Было два варианта: или ехать в сторону Танабру и оттуда сделать радиалку в тундру и к фьордам, или ехать к Инари. При втором варианте я мог вернуться домой пораньше, а мне этого хотелось по рабоче-личным причинам. И к тому же обратный билет от Инари дешевле, чем от Танабру. Но при этом очень хотелось посмотреть на снежные равнины, где кроме снега ничего нет. За Танабру они точно были. Но в то же время я помнил, что в сентябрьском походе между Утсйоки и Инари мы ночевали на какой-то равнине, где совсем не было деревьев. Решил все же ехать на юг.
Пока я обедал и обдумывал ситуацию, сидя на скамейке в Утсйоки, мимо прошли два европейских велопутешественника. Увидев меня, они почему-то очень обрадовались. Видимо бывает приятно увидеть такого же ненормального. Я тоже был рад встрече с ними, но, к сожалению, разговорный английский у меня хромает, что не позволило полноценно пообщаться. Насколько я понял, один из них был швед. И они советовали ехать на север, т.к. дорога к Инари может быть «boring».
Лагерь двух европейцев в Утсйоки |
Повернув к Инари, я оказался на шоссе Е75. Условия здесь были гораздо хуже – асфальт почти совсем пропал, а машин стало немного больше (хотя по-прежнему мало).
Мне очень хотелось в этот день доехать до участка, где нет леса, но он все никак не заканчивался. В итоге лагерь я начал ставить позже, чем обычно. Повезло, что нашел снегоходную дорогу, которая выдерживала вес палатки. Таким образом, можно было опять не копать яму.
Хотя глубина снега, как обычно, была внушительной.
В зимних походах важно не слишком уставать за день, лучше немного умерить спортивный азарт. От усталости очень зависит морозоустойчивость. Хотя пробег в этот день был такой же, как и раньше, но видимо из-за сложных дорожных условий я устал больше и вечером ощущал холод, в то время как градусник в палатке показывал жалкие -6°С.
Апреля
Км (средняя 8,7 км/ч)
Погода: штиль, малооблачно
В 6 утра в палатке было -21°С, а к 8:30 температура внутри поднялась до -11°С.
Собрался и поехал на поиски тундры. Ехал и все ждал, когда же закончится лес, но этого так и не произошло. Видимо в сентябре на фоне темной земли карликовые деревья были просто незаметны. Наверно тогда нам показались безлесной тундрой примерно эти места:
Но на снегу вся эта карликовая растительность прекрасно видна, увы.
Ехать по льду поначалу было непросто, но затем стали появляться снежные участки. Там льда фактически не было, а вся дорога (или только обочина) была покрыта спрессованным снегом. Сначала я ехал по нему аккуратно, но потом понял, что на нем шипы держат отлично. Так что немалую часть пути в этот день удалось проехать спокойно, хотя конечно накат на снегу не такой как на асфальте.
Снежная обочина |
Финские просторы |
Поскольку настоящей тундры я не дождался (а я бы там обязательно ночевку сделал), то за день доехал почти до Кааманена (Kaamanen). Остановился на ночь километрах в четырех от него, на маленьком озерце. Вечерь был тихий и опять очень морозный. Ночью в палатке опять было -22°С.
Апреля
Около 30 км