Движение только с габаритными огнями на любых дорогах запрещено.
При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на тр. ср-ве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
1. в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
2. в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
3. вместо ближнего света фар в светлое время суток или дневные ходовые огни.
19.6. Фарой –прожектором и фарой –искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных тр. ср-тв. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители тр. ср-тв, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
Фара-прожектор и фара-искатель – дополнительные внешние световые приборы, предназначенные для освещения участков, которые не могут быть освещены основными фарами автомобиля. Они имеют узко направленный пучок света во много раз большей силы, чем у обычной фары. Таким пучком легко ослепить, поэтому Правила ограничивают использование этих световых приборов. Обычно ими оснащаются автомобили оперативных служб, междугородние автобусы, тяжелые автопоезда.
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
Опознавательный знакАвтопоездвыполнен в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных на крыше кабины. Он подсказывает, что по дороге движется или остановилось тр. ср-во большой длины. Будьте осторожны, учитывайте его длину при обгоне, встречном разъезде и объезде.
Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на тр. ср-вах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге, при погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных и иных тр. ср-тв, а также на тр. ср-вах при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов.
Напоминаю, что оранжевый и желтый маячки не дают преимуществ в движении автомобилям, на которых они установлены, а лишь привлекают к ним внимание других водителей и информируют об опасности. Однако Правила запрещают препятствовать работе автомобилей с такими маячками и разрешают их водителям в ряде случаев отступать от требований Правил.
19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
□ для привлечении внимания при обгоне вне населенных пунктов;
□ в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП.
Напоминаю, что звуковой сигнал может подаваться для предотвращения ДТП в любых местах, а вне населенных пунктов – еще и для предупреждения об обгоне. Если водитель подает звуковые сигналы в населенном пункте извещая только о своем прибытии, то он нарушает правила за что предусмотрен штраф
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
Тема№20. БУКСИРОВКА МЕХАНИЧЕСКИХ ТР. СР-ТВ
Буксировка механических тр. ср-тв используются для доставки тр. ср-тв к месту ремонта, в тех случаях, когда нет возможности устранить неисправность на месте. Необходимо помнить, что скорость буксировки не может превышать 50 км/ч на всех видах дорог, а в жилых зонах и на дворовых территориях – 20 км/ч.
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого тр. ср-ва, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого тр. ср-ва по траектории буксирующего.
На буксирующем транспорте (тягаче) следует включить ближний свет фар или противотуманные фары, а на буксируемом автомобиле – аварийную сигнализацию. Если аварийная сигнализация неисправна, то на буксируемом автомобиле сзади закрепляют знак аварийной остановки.
Буксировка на жесткой сцепке наиболее безопасна и удобна. В этом случае автомобиль –тягач и буксируемый автомобиль соединяются между собой жестким буксирным устройством в виде металлической штанги или треугольника из штанг с проушинами.
Другой способ буксировки – частичная погрузка. При таком способе передние или задние колеса буксируемого автомобиля приподнимают над дорогой специальным устройством или помещают в кузов буксирующего.
Наиболее часто применяется буксировка на гибкой сцепке. Для такой буксировки применяют металлический или текстильный трос, канат или ленту, на которых для обеспечения ее лучшей видимости через каждый метр должны быть закреплены красные флажки или щитки с белыми диагональными полосами.
Буксировка на гибкой сцепке требует от водителей обоих тр. ср-тв четкого взаимопонимания и слаженности действий. Поэтому перед началом движения необходимо договорится о сигналах остановки, снижения скорости и прочих маневрах. Обычно это звуковые и световые сигналы.
Если вы буксируете автомобиль на гибкой сцепке, трогайтесь с места плавно, при движении избегайте рывков, которые могут привести к обрыву буксировочного троса. Если буксируют ваш автомобиль, старайтесь держать трос натянутым, не позволяя ему касаться дороги и попадать под колеса.
20.2. При буксировке на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки – нахождение людей в кабине или кузове буксируемого тр. ср-ва, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым тр. ср-ми в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 м.
20.4. Буксировка запрещается:
1. тр. ср-тв, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
2. двух и более тр. ср-тв;
3. тр. ср-тв с не действующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего тр. ср-ва. При меньшей фактической массе буксировка таких тр. ср-тв допускается только на жесткой или методом частичной погрузки;
4. мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
5. в гололедицу на гибкой сцепке.
Тема№21. УЧЕБНАЯ ЕЗДА
21.1. Первоначальное обучение вождению тр. ср-тв должно производиться на закрытых площадках или автодромах.
В таких местах внимание ученика сосредоточено на овладении первоначальными навыками: троганье с места, остановка, повороты, развороты и т.д. когда обучаемый будет чувствовать себя за рулем достаточно уверено, можно продолжить обучение в реальных условиях, т.е. на дороге общего пользования, где ему придется одновременно учитывать окружающую обстановку и соблюдать требование Правил.
21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.
21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению тр. ср-ва данной категории, а также удостоверение на право управления тр. ср-вом соответствующей категории.
21.4. Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле – не менее 14 лет.
Водительские удостоверения выдаются по достижении категории «А» - 16 лет, категории «В» и «С» - 18 лет, категория «D» -20лет.
Категория «А» - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства.
Мотоцикл – двухколесное механическое тр. ср-во с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические тр. ср-ва, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. (мопед не считается - рабочий объем двигателя не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч).
Категория «В» - автомобили рмм которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест помимо водителя не превышает восьми.
Категория «С» - автомобили, за исключением относящихся к категории D, рмм которых превышает 3,5т.
Категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Категория «Е» - составы тр. ср-тв с тягачом (прицепы рмм которых более 750 кг).
Водители имеющие право на управление тр. ср-ми категории «В», «С» и «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, рмм которых не превышает 750 кг.
21.5. Механическое тр. ср-во, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и иметь опознавательный знак « Учебное тр. ср-во».
21.6. Запрещается учебная езда на дорогах, обозначенных знаками 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей», а также в жилых зонах.
Тема№22. ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления тр. ср-ми категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, - категорий «С» и «D») и стаж управления тр. ср-ми данной категории более 3 лет.
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта, при этом перевозка детей не допускается. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начать движение можно, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующий за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами и имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей» автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей. При организованной перевозке группы детей с ними должен находиться взрослый сопровождающий (сопровождающие). Перевозка стоящих детей запрещается.
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки тр. ср-ва, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
22.8. запрещается перевозить людей:
1. вне кабины автомобиля ( кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове –фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе – даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
2. сверх количества, предусмотренного технической характеристикой тр. ср-ва.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции тр. ср-ва.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в тр. ср-вах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией тр. ср-ва, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
Тема№23. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
23.1. Масса перевозимого груза и распределения нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного тр. ср-ва.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
1. не ограничивает водителю обзор;
2. не затрудняет управление и не нарушает устойчивость тр. ср-ва;
3. не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
4. не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
При перевозке груза на легковом автомобиле постарайтесь разместить его грамотно и рационально. Максимально используйте объем багажника, однако не превышайте допустимую нагрузку на ось автомобиля. Если груз не умещается в багажнике, его можно разместить в салоне. Сделать это следует так, чтобы груз не мешал управлению автомобиля. Если груз закрывает обзор через заднее стекло, установите справа дополнительное зеркало заднего вида.
Укладывая груз на верхний багажник, помните, что он повышает центр тяжести автомобиля. Это увеличивает опасность опрокидывания. Надежно прикрепляйте груз к верхнему багажнику, а сам багажник – к автомобилю, т.к. наиболее часто теряются при перевозке и оказываются на проезжей части именно предметы, перевозимые на верхних багажниках. Помните, что плоский груз большой площади (например, листы фанеры) может быть сорван потоком набегающего воздуха, а длинномерные предметы могут раскачиваться при движении по неровной дороге, что ослабляет крепление багажника. При перевозке груза на верхнем багажнике не следует развивать высокой скорости.
23.4. Груз, выступающий за габариты тр. ср-ва спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.
Опознавательный знак выполняется в виде щитка. Использовать флажки недопустимо.
Правила перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов в равной степени относятся к легковым и грузовым автомобилям.
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение тр. ср-ва, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение тр. ср-ва с грузом, выступающим за заднюю точку габарита тр. ср-ва более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к тр. ср-вам и правилам перевозки, установленными международными договорами РФ.
Тема№24.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДОВ,МОПЕДОВ,ГУЖЕВЫХ ПОВОЗОК,А ТАКЖЕ ПРОГОНУ ЖИВОТНЫХ
24.1.На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой,расположенном вне перекрёстка,водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам,движущимся по этой дороге.
Водитель гужевой повозки(саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.