Автоматическая переездная сигнализация (ПТЭ прил.3 п.п.36, МТ-237 прил.1 п.3)
Обеспечивает подачу сигнала остановки в сторону автомобильной дороги, а автоматические шлагбаумы принимать закрытое положение за время, необходимое для заблаговременного освобождения железнодорожного переезда автотранспортными средствами до подхода поезда к железнодорожному переезду.
! Длина участков приближения рассчитываться исходя из максимальной скорости движения поезда, установленной на данном участке, но не более 200 км/час и минимальной скорости движения транспортных средств в соответствии с ПДД, но не менее 8 км/час при максимальной длине транспортного средства 24 м.
Расчетное время извещения о приближении поезда к железнодорожному переезду при разработке проектов устройства автоматики вновь или при ее переустройстве определяется в зависимости от длины проезжей части автомобильной дороги в границах железнодорожного переезда.
При этом расчетное время извещения о приближении поезда к железнодорожному переезду должно быть не менее:
1) при автоматической переездной сигнализации, в том числе с автоматическими шлагбаумами, - 30 с;
2) при автоматической переездной сигнализации с автоматическими шлагбаумами и устройствами УЗП - 45 с;
3) при оповестительной переездной сигнализации - 40 с.
! Примечание: расчетная длина железнодорожного переезда равна расстоянию от переездного светофора (шлагбаума), наиболее удаленного от крайнего рельса, до противоположного крайнего рельса плюс 2,5 м - расстояние, необходимое для безопасной остановки автомобиля после проследования железнодорожного переезда.
Автоматическая переездная сигнализация должна продолжать действовать, а автоматические шлагбаумы должны оставаться в закрытом положении до полного освобождения железнодорожного переезда поездом.
Устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава (УКСПС) (ПТЭ прил.3 п.39)
должны обеспечивать:
1) перекрытие (закрытие) входного светофора, светофора прикрытия, ограждающих ж.д. станцию или искусственное сооружение, за время, обеспечивающее остановку поезда служебным торможением перед указанным светофором
2) передачу на пульт ДСП (ДНЦ) о сходе железнодорожного подвижного состава;
3) автоматическую передачу машинисту локомотива, МВПС, ССПС информации о сходе железнодорожного подвижного состава.
Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу. (ПТЭ прил.3 п.38)
Должны обеспечивать:
Ø передачу ДСП (ДНЦ) информации о наличии, расположении и виде неисправности в поезде;
Ø передачу информации ТЧМ посредством светящихся полос указателя наличия неисправных вагонов в поездах и (или) сообщения речевого информатора о наличии в поезде неисправного ж.д. подвижного состава;
Ø регистрацию информации.
Тема 13: Путевая блокировка
Устройство, которое ограждает участок пути и не допускает въезд на него подвижного состава, если он занят другим подвижным составом.
Виды путевых блокировок: полуавтоматическая, автоматическая, электрожезловая.
Полуавтоматическая блокировка (ПАБ)
Преимущественно применяется на однопутных линиях, с неинтенсивным движением. При ПАБ разрешением на занятие перегона является разрешающее показание выходного светофора, который открывается ДСП, а закрывается автоматически под действием поезда. При этом на перегоне может находиться только один поезд. Проходные светофоры при ПАБ отсутствуют. Если перегон длинный, то его разделяют блок-постом с установкой проходного светофора, который открывается ДСП по блокпосту, а закрывается автоматически.
Принцип действия:
На участках с ПАБ на каждой станции, на каждое направление установлены аппараты ПАБ. Эти аппараты двух соседних станций соединены проводной связью, и они контролируют действия ДСП при отправлении поезда – обеспечивают нахождение на перегоне только одного поезда.
ДСП станции отправления по телефону запрашивает согласие у ДСП станции прибытия, которая его даёт путём нажатия кнопки «ДС» - (дача согласия). Этот блок-сигнал согласия проходит на аппараты станции отправления и у ДСП этой станции загорается лампа «ПС» - (получение согласия). После получения блок-сигнала согласия ДСП станции отправления открывает выходной светофор, таким образом, выходной светофор возможно открыть только с одной станции при свободном перегоне.
Разрешающее показание выходного светофора служит для машиниста правом на занятие перегона.
После отправления поезда выходной светофор перекрывается, и это перекрытие выходного светофора служит сигналом на аппараты ПАБ, что перегон занят.
При занятом перегоне невозможно открыть выходной светофор ни на одной из двух станций данного перегона.
Поезд на станцию принимается по разрешающему показанию входного светофора (или по одному из видов разрешений при запрещающем показании).
Устройства ПАБ считают перегон свободным, когда путевой датчик, расположенный между входным светофором и первым стрелочным переводом зафиксирует прибытие поезда, а ДСП станции прибытия нажмёт кнопку на пульте «СП», подтвердив, что поезд прибыл в полном составе.
! Для возможности отправления поезда по разрешающему показанию выходного светофора на пульте ДСП могут быть устройства, позволяющие:
Ø выключать контроль свободности стрелочных изолированных участков;
Ø повторно открывать закрывшийся выходной светофор, если поезд фактически его не проследовал;
Ø обеспечивать автоматический контроль прибытия поезда в полном составе.
Воспользоваться устройствами выключения контроля свободности стрелочных изолированных участков, а также кнопкой повторного открытия выходного сигнала ДСП может только с разрешения ДНЦ и с записью в журнале.
Требования к ПАБ
Устройства ПАБ не должны допускать открытия выходного или проходного светофора до тех пор, пока поезд не освободит межстанционный или межпостовой перегон.Перед всеми входными, проходными и светофорами прикрытия при ПАБ должны устанавливаться предупредительные светофоры. При движении по перегону, на АЛСН горит белый огонь, через каждые 90 с звучит свисток проверки бдительности машиниста, при движении по станции, через каждые 30-40 с.
Автоматическая блокировка (АБ)
Применение АБ дает возможность обеспечить высокую пропускную способность перегонов. Перегон между станциями делится на блок участки длиной от 1000 до 2600м. На границах блок участков устанавливаются проходные светофоры. Поезда отправляются на перегон, не ожидая пока первый и последующий поезда прибудут на соседнюю станцию.
Принцип действия:
При вступлении поезда на блок-участок светофоры на перегоне закрываются автоматически и открываются автоматически после освобождения блок-участка. (тоже самое происходит при нарушении целостности рельсовой цепи)
Для повышения безопасности движения поездов АБ дополняется устройствами АЛСН, которые передают машинисту информацию о показании путевого светофора.
На отдельных участках, где отсутствуют проходные светофоры, АЛС может использоваться как самостоятельное средство сигнализации и связи АЛСО.
На станциях поезда движутся по определенным маршрутам, в которые входят стрелки, переведенные и запертые в соответствующем положении. Управление стрелками и сигналами ведется с поста ЭЦ с использованием электрической энергии.