Структура парка транспортных средств
По грузообороту и грузовым потокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, размеры погрузочно-разгрузочных фронтов. При определении грузооборота необходимо устанавливать степень его неравномерности по времени, а при проектировании рациональных транспортных схем – достижение равномерности грузопотоков по направлениям. Неравномерность грузооборота по времени оценивается коэффициентом неравномерности kн, который определяется отношением максимального грузооборота за какой-либо период (год, месяц, сутки и т.д.). Коэффициент имеет большой диапазон значений от 1 до 2,5, устанавливается дифференцированно для внутризаводских и внешних перевозок по отправлению и прибытию грузов.
Для расчета парка транспортных машин используют показатель суточного грузооборота.
, (1)
где G - грузооборот в плановом периоде, Т;
D – число рабочих дней предприятия в плановом периоде.
Мощность грузопотоков, степень их стабильности по времени и направлениям, структура грузооборота по видам грузов влияют также на организацию перевозок и эффективность использования транспортных и подъемно-транспортных машин. При стабильных грузопотоках большой мощности, свойственных массовому и крупносерийному производству, создаются предпосылки организации работы транспорта по постоянным маршрутам и расписаниям движения, рассчитанным на основе использования математических методов. На маломощных и нестабильных грузовых потоках, на предприятиях единичного и мелкосерийного производства работа транспорта организуется, как правило, по сменно-суточным планам.
При межцеховых перевозках применяют две основные системы маршрутов движения транспортных средств: маятниковую и кольцевую. Систему маршрутов выбирают в зависимости от размещения на территории цехов, складов, от производительности транспортного средства, рода груза, конструкции грузонесущей части подвижного состава и т.д.
При маятниковой системе перевозок транспортное средство неоднократно обращается между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами (цехами, складами, площадками).
На рис.2 даются схемы маятниковых маршрутов:
а) односторонние- применяются при перевозке грузов в одном направлении (например, перевозке частей машин из механосборочных цехов в сборочные, поковок, отливок из заготовительных в механосборочные цехи);
б) двусторонние- организуются при равномерных по мощности грузопотоках в оба направления, например, при перевозке грузов между термическими и механическими цехами;
в) веерные- организуются, когда из одного пункта перевозятся грузы в несколько пунктов или, наоборот, доставляются из нескольких пунктов в один, например, перевозка материалов из центрального склада в цехи, доставка отходов из цехов в дробильное отделение или вывоз готовой продукции из нескольких цехов на заводской склад и т.д.
|
|
|
|
|
|
б)
|
в)
Рис. 2. Схемы маятниковых маршрутов.
а – односторонние, б – двухсторонние; в – веерные
Кольцевая система маршрутов основана на движении транспортных средств в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположен ряд погрузочно-разгрузочных пунктов, склады, цехи. Различают кольцевые маршруты с равномерным, возрастающим или затухающим грузопотоком.
При разработке системы маршрутов следует учитывать возможность, а иногда и целесообразность их сочетания для полного использования транспортных средств в течение смены и уменьшения холостых пробегов. При этом транспортные средства часть сменного времени будут использовать на кольцевом маршруте, а часть - на маятниковых. Так, при выходе их транспортного цеха электрокар подается под первую погрузку на односторонний маятниковый маршрут, а после разгрузки переключается на кольцевой или в конце смены переключается на маршрут, у которого пункт разгрузки находится вблизи транспортного цеха.
Из всего многообразия перевозок в цехах следует выделить межоперационное перемещение объектов производства, которое осуществляется в точном соответствии с последовательностью протекания и ритмом производственного процесса. В условиях массового и серийного производства при межоперационном перемещении широкое распространение получили средства непрерывного транспорта, различного рода транспортеры. На предприятиях этого типа средства непрерывного транспорта внедряются и для связи цеховых складов с рабочими местами и между отдельными участками и пролетами. При высокой стабильности производства создаются предпосылки организации перевозок напольным колесным транспортом по постоянным маршрутам и стабильным расписаниям (доставка оснастки, удаление отходов и т.п.).
В цехах единичного и мелкосерийного производства преимущественное распространение получили транспортные средства циклического действия: электропогрузчики, ведомые электрические тележки, электрокары, ручные тележки, монорельсовые пути с электротельферами и др. В этом производстве грузопотоки по времени и направлению менее стабильны, но и здесь имеется возможность организовать постоянные маршруты, внедрить кольцевые системы перевозок. Основные принципы организации внутрицеховых перевозок те же, что и межцеховых.
4. Основные требования к транспортным средствам предприятия
Оперативное руководство работой цехового транспорта осуществляется диспетчером цеха, а выполнение перевозок - транспортными бригадами.
В табл.2 приведен перечень основных транспортных средств, имеющих наиболее широкое применение на машиностроительных предприятиях.
При выборе транспортных средств и установлении их типажа необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Транспортные средства должны соответствовать основным параметрам грузового потока. К основным параметрам грузопотока относят:
- мощность ( измеряется в тоннах, штуках, в кубических метрах груза, перевозимого за единицу времени);
- физико-механические свойства грузов (штучные, сыпучие, жидкие, газообразные и т.д.);
- масса грузового места, габариты;
- расстояние и профиль трассы перемещения груза.
2. Транспортное средство должно соответствовать требованиям организации перевозок, организации и технологии обслуживаемого им производственного процесса.
3. Транспортное средство должно обеспечивать максимальную производительность труда рабочих, занятых обслуживанием, и благоприятные условия труда в цехах, где оно используется.
4. Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при переходе грузов с одного транспортного устройства на другое (например, с подвесного толкающего конвейера или с захвата электропогрузчика на рабочее место).
Основные транспортные средства предприятия
Таблица 2.
Виды транспорта | По способу действия | По направлению перемещения груза | ||||
Циклический | Непрерывный | Горизонтальн. | Вертикальный | Наклонный | ||
Внешний | ||||||
Железнодорожный | + | + | ||||
Автомобильный | + | + | ||||
Трубопроводный | + | + | ||||
Водный | + | + | ||||
Межцеховой | ||||||
Железнодорожный | + | + | ||||
Автомобильный | + | + | ||||
Трубопроводный | + | + | + | |||
Транспортёры | + | + | + | |||
Электротранспорт | + | + | ||||
Конвейеры | + | + | + | |||
Внутрицеховой | ||||||
Электротранспорт | + | + | + | |||
Автопогрузчики | + | + | + | |||
Конвейеры | + | + | + | |||
Рольганги | + | + | + | |||
Кран-балки | + | + | + | |||
Мостовые краны | + | + | + | |||
Канатные и эстакадные средства | + | + | + |