Структура парка транспортных средств

По грузообороту и грузовым потокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, размеры погрузочно-разгрузочных фронтов. При определении грузооборота необходимо устанавливать степень его неравномерности по времени, а при проектировании рациональных транспортных схем – достижение равномерности грузопотоков по направлениям. Неравномерность грузооборота по времени оценивается коэффициентом неравномерности kн, который определяется отношением максимального грузооборота за какой-либо период (год, месяц, сутки и т.д.). Коэффициент имеет большой диапазон значений от 1 до 2,5, устанавливается дифференцированно для внутризаводских и внешних перевозок по отправлению и прибытию грузов.

Для расчета парка транспортных машин используют показатель суточного грузооборота.

Структура парка транспортных средств - student2.ru , (1)

где G - грузооборот в плановом периоде, Т;

D – число рабочих дней предприятия в плановом периоде.

Мощность грузопотоков, степень их стабильности по времени и направлениям, структура грузооборота по видам грузов влияют также на организацию перевозок и эффективность использования транспортных и подъемно-транспортных машин. При стабильных грузопотоках большой мощности, свойственных массовому и крупносерийному производству, создаются предпосылки организации работы транспорта по постоянным маршрутам и расписаниям движения, рассчитанным на основе использования математических методов. На маломощных и нестабильных грузовых потоках, на предприятиях единичного и мелкосерийного производства работа транспорта организуется, как правило, по сменно-суточным планам.

При межцеховых перевозках применяют две основные системы маршрутов движения транспортных средств: маятниковую и кольцевую. Систему маршрутов выбирают в зависимости от размещения на территории цехов, складов, от производительности транспортного средства, рода груза, конструкции грузонесущей части подвижного состава и т.д.

При маятниковой системе перевозок транспортное средство неоднократно обращается между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами (цехами, складами, площадками).

На рис.2 даются схемы маятниковых маршрутов:

а) односторонние- применяются при перевозке грузов в одном направлении (например, перевозке частей машин из механосборочных цехов в сбо­рочные, поковок, отливок из заготовительных в механосборочные цехи);

б) двусторонние- организуются при равномерных по мощности грузопото­ках в оба направления, например, при перевозке грузов между термическими и механическими цехами;

в) веерные- организуются, когда из одного пункта перевозятся грузы в несколько пунктов или, наоборот, доставляются из нескольких пунктов в один, например, перевозка материалов из центрального склада в цехи, доставка отходов из цехов в дробильное отделение или вывоз готовой продукции из нескольких цехов на заводской склад и т.д.

Механический участок
Заготовительный участок

Структура парка транспортных средств - student2.ru

Механосборочный участок
Сборочный участок
а)

Структура парка транспортных средств - student2.ru

       
 
Механический цех
 
Цех термообработки

Структура парка транспортных средств - student2.ru б)

           
    Структура парка транспортных средств - student2.ru
 
  Структура парка транспортных средств - student2.ru
 
   
Цех 3

Структура парка транспортных средств - student2.ru Структура парка транспортных средств - student2.ru Структура парка транспортных средств - student2.ru Структура парка транспортных средств - student2.ru в)

Рис. 2. Схемы маятниковых маршрутов.

а – односторонние, б – двухсторонние; в – веерные

Кольцевая система маршрутов основана на движении транспортных средств в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположен ряд погрузочно-разгрузочных пунктов, склады, цехи. Различают кольцевые маршруты с равномерным, возрастающим или затухающим грузопотоком.

При разработке системы маршрутов следует учитывать возможность, а иногда и целесообразность их сочетания для полного использования тран­спортных средств в течение смены и уменьшения холостых пробегов. При этом транспортные средства часть сменного времени будут использовать на кольцевом маршруте, а часть - на маятниковых. Так, при выходе их транс­портного цеха электрокар подается под первую погрузку на односторонний маятниковый маршрут, а после разгрузки переключается на кольцевой или в конце смены переключается на маршрут, у которого пункт разгрузки находится вблизи транспортного цеха.

Из всего многообразия перевозок в цехах следует выделить межоперационное перемещение объектов производства, которое осуществ­ляется в точном соответствии с последовательностью протекания и ритмом производственного процесса. В условиях массового и серийного производс­тва при межоперационном перемещении широкое распространение получили средства непрерывного транспорта, различного рода транспортеры. На пред­приятиях этого типа средства непрерывного транспорта внедряются и для связи цеховых складов с рабочими местами и между отдельными участками и пролетами. При высокой стабильности производства создаются предпо­сылки организации перевозок напольным колесным транспортом по посто­янным маршрутам и стабильным расписаниям (доставка оснастки, удаление отходов и т.п.).

В цехах единичного и мелкосерийного производства преимущественное распространение получили транспортные средства циклического действия: электропогрузчики, ведомые электрические тележки, электрокары, ручные тележки, монорельсовые пути с электротельферами и др. В этом производ­стве грузопотоки по времени и направлению менее стабильны, но и здесь имеется возможность организовать постоянные маршруты, внедрить кольцевые системы перевозок. Основные принципы организации внутрицеховых перевозок те же, что и межцеховых.

4. Основные требования к транспортным средствам предприятия

Оперативное руководство работой цехового транспорта осуществляется диспетчером цеха, а выполнение перевозок - транспортными бригадами.

В табл.2 приведен перечень основных транспортных средств, имеющих наиболее широкое применение на машиностроительных предприятиях.

При выборе транспортных средств и установлении их типажа необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Транспортные средства должны соответствовать основным параметрам грузового потока. К основным параметрам грузопотока относят:

- мощность ( измеряется в тоннах, штуках, в кубических метрах груза, перевозимого за единицу времени);

- физико-механические свойства грузов (штучные, сыпучие, жидкие, газообразные и т.д.);

- масса грузового места, габариты;

- расстояние и профиль трассы перемещения груза.

2. Транспортное средство должно соответствовать требованиям организации перевозок, организации и технологии обслуживаемого им производственного процесса.

3. Транспортное средство должно обеспечивать максимальную произво­дительность труда рабочих, занятых обслуживанием, и благоприятные условия труда в цехах, где оно используется.

4. Параметры транспортных средств на смежных участках должны быть согласованы с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при переходе грузов с одного транс­портного устройства на другое (например, с подвесного толкающего конвейера или с захвата электропогрузчика на рабочее место).

Основные транспортные средства предприятия

Таблица 2.

    Виды транспорта По способу действия По направлению перемещения груза
Циклический Непрерывный Горизонтальн. Вертикальный Наклонный
Внешний
  Железнодорожный +   +    
Автомобильный +   +    
Трубопроводный   + +    
Водный +   +    
Межцеховой
  Железнодорожный +   +    
Автомобильный +   +    
Трубопроводный   + + +  
Транспортёры +   + +  
Электротранспорт +   +    
Конвейеры +   +   +
Внутрицеховой
  Электротранспорт +   + +  
Автопогрузчики +   + +  
Конвейеры   + +   +
Рольганги   + +   +
Кран-балки +   + +  
Мостовые краны +   + +  
Канатные и эстакадные средства +   +   +

Наши рекомендации