Придумайте фантастическое сооружение.
Например: здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не может проникнуть существо (человек; собака…) с вредными для хозяина дома намерениями.
Или какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?
Придумайте новый вид транспорта.
Согласно идеологии ТРИЗ, идеальный транспорт — это транспорт, которого нет, а все его функции выполняются.
Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта…
Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение.
Придумайте новый праздник или конкурс.
Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайском языке цветов.
Праздник улыбок. Типа 1 апреля, но веселее и озорнее. Обманывать, быть веселым и шутить.
Праздник прилета ласточек.
Праздник первого комара.
Праздник для смекалистых. Типа КВН. Как фрагмент праздника — конкурс «данеток». Вносят черный ящик. Что в нем? Надо угадать за 10 вопросов. Если не угадали, то смешные наказания — проползти под столом с песней, разгадать загадки, рассмешить играющих.
Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор ...); в) начало рассказа. Например: «Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие…»; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования, надо, используя этот прием, придумать невероятную историю.
Придумайте драматический сюжет.
Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?
Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет, он разучился говорить и т. п.).
Придумайте новую фантастическую игру.
Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.
Шахматные фигуры сделаны из шоколада, выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.
Игра "Съедобные шашки". Они действительно становятся съедобными, но только после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка.
Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру — одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.
Супершахматы. Вместо шахматных фигур — кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника.
Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.
Вы стали Могущественным волшебником. Достаточно подумать - и любое, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете, кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.
Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить на время разбойников...).
Вы стали обладать даром телепатии.
Телепатия — передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?
Метод Нади Рушевой.
Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева. Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных:
Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков… и рисовала, рисовала, рисовала... Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков. Занималась в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта «легкость парения». Этот замечательный, но не популярный способ называется трудолюбие и упорство!
Метод «РВС».
РВС — это аббревиатура трех слов: размер, время, стоимость.
Надо отметить, что метод «РВС» — это частный случай общего метода «уменьшение — увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады.… Такие мысленные эксперименты размывают привычное представление об улучшаемой системе, делают ее мягкой, изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.
Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют «методом проверки на монстра», или «методом предельного перехода», или «методом усиления противоречий».
Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.
Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.
Метод переноса свойств.
Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов (МФО).
Алгоритм очень прост. Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.
Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.
Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…
Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает…
Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления…
Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:
Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно.
Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца, и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму, и Барби будет подогревать воду для рыбок.
Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию…
Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев... И т.д. и т.п.
Комбинация приемов.
«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смеломыслящему человеку.
Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок...) и примените к нему последовательно 5—10 приемов фантазирования. Что получится?