Дайте новое название картине.
Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше, ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.
Задание. Приведите 10 новых названий старых известных картин.
Фантастическое объединение.
Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка; лошадь + человек = кентавр… Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
Задание. Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств реальных различных существ.
Фантастическое дробление.
Вспомните сюжет замечательного романа "12 стульев" или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться...
Задание. Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зерен в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка…
Как мне повезло».
— Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
— Как мне повезло, — говорит другой подсолнух, — а я похож на…
— Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
— Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.
Задание. Придумайте 10 вариантов такой игры.
Прием УСКОРЕНИЕ — ЗАМЕДЛЕНИЕ.
Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: «Что будет, если…», «Что произойдет, если…»
- Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее?
- Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать...
- Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлив рек...).
Задание: Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.
Ускорение и замедление времени.
Темы фантастических рассказов.
С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин — устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.
С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.
Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа, и все это непредсказуемо для учительницы и учеников.
Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз. Обидно!
С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур – это движение по кругу) - устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, браки, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины...
- Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?
Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.
Машина времени.
У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.
Хроноклазм.
Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:
— Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
— Что надо бы было изменять в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло.
Например:
— Я потерял ключи. (Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи).
—Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?
— Что можно менять в прошлом? (Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности...).
Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.
Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
(Отправился искать невесту в прошлое... Узнал, почему вымерли бронтозавры).
Метод Л.Н. Толстого.
Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.
Взять самый обычный предмет - стул, стол, подушку, книгу... Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.
Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?
Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.
Свободное фантазирование.
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы…
На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски - прекрасная дама) принадлежат к одному семейству — пасленовые.
На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.
Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.
Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает,
сколько его ни ешь.