Парковка (постановка на стоянку)
Меры предосторожности применительно к стоянке самолёта принципиально зависят от местных условий. В качестве общей меры предосторожности рекомендуется постановка на стояночный тормоз или заклинивание колёс и стопорение рулей управления. При суровых погодных условиях (в частности, при сильном ветре) при отсутствии ангара закрепите (привяжите) самолёт в соответствии с описанием, приведённым в п. 2-7.
Фиксация с помощью крепёжного устройства (стр. 19)
При креплении самолёта на открытом воздухе по возможности сориентируйте его носовой частью к ветру. Зафиксируйте рули (поверхности управления) внутренними механизмами стопорения рулей и фиксирующими тормозами.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: не пользуйтесь стояночными тормозами в морозную погоду, так как накопленная влага может привести к замерзанию тормозов. Кроме того, не пользуйтесь стояночными тормозами, если тормоза перегреты.
По завершении выполнения сказанного выше осуществите собственно фиксацию самолёта:
а) привяжите канаты, тросы или цепи к крепёжным фитингам, расположенным в верхней части поперечной распорки каждого крыла. Противоположные концы каждого каната (троса, цепи) прикрепите к грунтовым якорям.
б) привяжите КАНАТ (применение тросов и цепей недопустимо) к переднему стояночному крепёжному кольцу на носовой части и прикрепите противоположный конец этого каната к грунтовому якорю.
в) закрепите середину следующего каната на хвостовом стояночном крепёжном кольце. Растяните оба свободных конца этого каната под углом 45о (к осевой линии фюзеляжа) и привяжите их к грунтовым якорям с обеих сторон хвоста.
г) установите на штурвальную колонку пилота механизм стопорения. При отсутствии механизма стопорения привяжите штурвал привязным ремнём переднего сидения, притягивая колонку в сторону хвоста.
д) самолёты данного типа оснащены подпружиненной системой руления, которая обеспечивает защиту от обычных порывов ветра. Однако если ожидаются шквалы, можно установить дополнительные механизмы внешнего стопорения.
2-8. ХРАНЕНИЕ В ПОЛЁТНОЙ ГОТОВНОСТИ. Под ХРАНЕНИЕМ В ПОЛЁТНОЙ ГОТОВНОСТИ понимают хранение в течение не более чем 30 суток без эксплуатации либо в течение первых 25 моточасов - при периодической работе двигателя.
Примечание. Компания «Сессна» поставляет самолёты заправленными антикоррозионным авиационным моторным маслом MIL-C-6529 тип II «rust ban», представляющим собой смесь авиационного минерального масла и антикоррозионной присадки. Этим маслом следует пользоваться в течение первых 50 моточасов эксплуатации. О смене масла в течение первых 50 моточасов см. раздел 2-21.
При ХРАНЕНИИ В ПОЛЁТНОЙ ГОТОВНОСТИ в течение не более чем 30 суток без эксплуатации либо в течение первых 25 моточасов - при периодической работе двигателя - необходимо проворачивать пропеллер каждые 7 дней на 5 оборотов, не запуская двигатель. При уличном хранении необходимо привязать самолёт в соответствии с описанием в п. 2.7. Кроме того, закройте защитными крышками датчик скорости (трубку Пито), статический воздухозаборник и воздухозаборник, открытые части обтекателя двигателя и прочие подобные отверстия во избежание попадания посторонних предметов.
По истечении 30 суток хранения необходимо совершить полёт длительностью не менее 30 минут либо осуществить наземный пуск двигателя до прогрева масла до рабочей температуры.
2-9 ВОЗВРАЩЕНИЕ САМОЛЁТА В РАБОЧИЙ РЕЖИМ ПОСЛЕ ХРАНЕНИЯ.
Тщательный предполётный осмотр.
После первых 25 моточасов слить моторное масло, очистить маслофильтры и заменить внешний фильтрующий элемент. Залить соответствующее количество моторного масла подходящего сорта (см. раздел 2-21 и рис. 2-4).
Временное хранение
Под временным хранением понимают такой режим хранения, при котором самолёт не используется максимум 90 суток. Самолёт построен из коррозионностойкого сплава «Альклед», представляющего собой дюралюминий, плакированный, как правило, алюминием. Этот сплав обеспечивает неопределённо долгий срок службы конструкции при обычных условиях, если содержать этот конструкционный материал в чистоте. Однако этот сплав подвержен окислению. Первым признаком коррозии является появление на неокрашенных поверхностях отложений и участков белого налёта оксида/гидроксида алюминия. На окрашенных поверхностях первые признаки коррозии проявляются в виде обесцвечивания и шероховатостей (ноздреватости, пузырчатости). Для обеспечения хорошей сохранности материала самолёта весьма желательно его хранение в СУХОМ ангаре. Варьирующиеся условия хранения требуют различных мер по предотвращению коррозии, но для НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ в сухом ангаре в течение не более чем 90 суток предлагаются следующие меры:
a. Заполнить топливные баки бензином соответствующего сорта.
b. Тщательно очистить самолёт и покрыть его воском или парафином.
c. Тщательно очистить шины от следов масел и смазок. Нанести на шины слой специального вещества для защиты шин. Укрыть шины для защиты от попадания на них масел и смазок.
d. Для предотвращения деформации шин установить фюзеляж на колодки либо проворачивать колёса шасси каждые 30 дней для изменения точек опоры (с целью предотвращения образования плоских участков).
e. Смазать все элементы конструкции летательного аппарата и изолировать либо укрыть все открытые части, через которые возможно попадание влаги.
Примечание. Серийный номер аккумуляторной батареи самолёта указан в списке оборудования. Для сохранения действительности гарантий батарея должна устанавливаться на тот же самолёт, с которого она была снята. В случае возврата батареи для обслуживания на другом самолёте необходимо сделать в документах соответствующую запись и уведомить об этой перестановке отдел рекламаций компании «Сессна».
f. Снять аккумулятор и хранить его в прохладном сухом месте. Периодически обслуживать батарею и при необходимости подзаряжать её.
Примечание. Можно считать, что двигатель достаточно защищён от обычной атмосферной коррозии в течение до 90 суток при условии обслуживания двигателя в соответствии с описанным ниже.
g. Отсоединить провода от свеч зажигания и вывернуть из каждого цилиндра верхние и нижние свечи зажигания.
Примечание. Следует использовать защитное летучее ингибирующее масло MIL-L-46002 первого сорта либо эквивалентное. …Компанией «Lycoming» рекомендованы следующие консервирующие смазки для распыления: Socony Averex 901, Esso Rust-Ban 626 либо аналогичные.
h. При помощи портативного распылителя под давлением произвести распыл защитной консервирующей смазки через отверстия верхних свечей каждого цилиндра (при этом соответствующий поршень во время распыла смазки должен находиться в крайнем нижнем положении, для чего нужно соответствующим образом проворачивать коленвал).
i. По завершении шага «h» повернуть коленвал так, чтобы ни один поршень не был в крайнем верхнем положении. Если самолёт планируется подвергнуть уличному хранению, оставить двухлопастной пропеллер в таком положении, чтобы лопасти остались как можно ближе к горизонтали, т.е. при максимальном зазоре между землёй и пропеллером.
j. При НЕПОДВИЖНОМ коленвале ещё раз впрыснуть консервационную смазку в каждый цилиндр, чтобы тщательно покрыть ей все внутренние поверхности цилиндра над поршнем.
k. Установить свечи и присоединить все провода.
l. Распылить примерно 0,5 л консервирующей смазки через открытое заливное отверстие для моторного масла.
m. Герметизировать все открытые в атмосферу отверстия двигателя с помощью подходящих затычек или влагонепроницаемой ленты. Прикрепите к каждой затычке или участку, заклеенному лентой, красный вымпел.
n. Если предполагается уличное хранение самолёта, проведите процедуры, описанные в п. 2-7 и, КРОМЕ ТОГО, закройте защитными крышками датчик скорости (трубку Пито), статический воздухозаборник, воздухозаборник, открытые части обтекателя двигателя и прочие подобные отверстия во избежание попадания посторонних предметов.
o. Поместите предупреждающую табличку на пропеллер о том, что в период хранения двигателя его нельзя трогать (вращать).
Осмотры в период хранения
a. Проверять отсутствие следов коррозии на конструкции летательного аппарата не реже чем 1 раз в месяц и удалять следы коррозии как можно чаще. При необходимости чистить и вощить (или покрывать парафином).
b. Не реже чем раз в месяц осматривать внутреннюю поверхность хотя бы одного цилиндра на отсутствие признаков коррозии через отверстие для свечи при вывернутой свече.
Примечание: При осмотре цилиндров изнутри на отсутствие следов коррозии не меняйте положения коленвала.
c. Если по истечении 90-дневного срока самолёт остаётся в режиме хранения без эксплуатации, необходимо ПОВТОРИТЬ ШАГИ g-o (2-10).
2-12. ОБРАТНЫЙ ПЕРЕВОД САМОЛЁТА В РАБОЧИЙ РЕЖИМ ПОСЛЕ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ
Для возврата самолёта в рабочий режим после временного хранения следуйте процедуре, которая изложена ниже:
a. Снимите самолёт с колодок и проверьте давление в шинах. Проверьте давление в носовом амортизаторе шасси.
b. Проверьте аккумуляторную батарею и установите её.
c. Обеспечьте соответствие сорта моторного масла в картере двигателя и его надлежащий уровень.
d. Выполните обслуживание приточного воздушного фильтра и уберите табличку «не вращать» с пропеллера.
e. Уберите весь материал (затычки и клейкую ленту), который использовался для герметизации (изоляции) открытых отверстий.
f. Выверните свечи зажигания.
g. При вывернутых свечах проверните пропеллер на несколько оборотов для удаления избытка консервационного масла из цилиндров.
h. Очистите, отрегулируйте зазор и установите свечи зажигания. При завёртывании свечей руководствуйтесь величиной момента затяжки, указанной в 11- м разделе. Наденьте свечные наконечники с проводами.
i. Проверьте топливный фильтр. При необходимости очистите или замените фильтрующий элемент. Убедитесь в отсутствии влаги и осадка в топливных баках и в топливных магистралях. Слейте столько топлива, сколько будет необходимо для обеспечения отсутствия влаги и осадка.
j. Выполните тщательную предполётную проверку, после чего запустите и прогрейте мотор.
2-13. ХРАНЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОГО ВРЕМЕНИ
Под хранением самолёта в течение неопределённого времени понимается такое хранение, когда самолёт не используется (находится в нерабочем состоянии) в течение неопределённого времени. При этом для обеспечения защиты двигателей от атмосферной коррозии необходимо регулярно (с указанной периодичностью) соблюдать процедуры, изложенные в п. 2-14:
a) запустите двигатель и дайте ему поработать до прогрева моторного масла до рабочей температуры. Слейте отстой моторного масла из картера и заверните сливную пробку обратно.
b) залейте в картер тщательно перемешанную и подогретую не ниже чем до 106 oC (на момент заливки в двигатель) антикоррозийную смесь до нормального уровня.
ПРИМЕЧАНИЕ. Противокоррозионная смесь состоит из 1 ч. средства MIL-C-6529 (тип I) на 3 части нового моторного масла рекомендуемого для эксплуатации сорта. Компания Lycoming рекомендует Esso Rust-Ban 628 либо аналогичную смазку. Перед распылением рекомендуется подогреть консервирующий состав до 106…122о С.
c) Сразу после заполнения картера антикоррозийной консервационной смесью нужно совершить полёт на самолёте продолжительностью не более 30 минут.
d) При работе двигателя на 1200…1500 об./мин. и снятом воздухофильтре распылите консервирующую смазочную смесь через впускной воздушный коллектор при расходе 1,85 галлона в минуту (7 л/мин. - примечание переводчика) до появления густого дыма из выхлопной трубы, после чего увеличьте расход распыляемой консервационной смеси до тех пор пока двигатель не заглохнет.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Слишком большой расход при распыле консервационной смазки может привести к гидростатическому блокированию (застопориванию).
e) После выполнения пункта «d» пропеллер больше не вращать!
f) Выверните все свечи и распылите противокоррозионную смесь, предварительно подогретую до 106…122о С, через все отверстия для свеч зажигания, чтобы тщательно покрыть этой смесью внутренние поверхности цилиндров.
g) установите нижние свечи либо (вместо них) пробки. Вместо верхних свечей установите специальные влагопоглощающие пробки (с силикагелем) (проверьте: на момент установки эти пробки должны быть голубого цвета).
h) наденьте транспортировочные пробки (AN4060-1) или аналогичную защиту на высоковольтные провода.
i) Установите сектор газа на максимум и поместите мешочек с десикантом на вход карбюратора. Закройте входное отверстие непромокаемой бумагой и скотчем.
j) Поместите мешочек с десикантом в выхлопную трубу (в выхлопные трубы) и герметизируйте отверстия непромокаемой бумагой.
k) Герметизируйте впускное отверстие для холодного воздуха на муфте подогревателя при помощи непромокаемой ленты.
Рис. 2-3 Стояночное стопорение (подробно).
l) Герметизируйте вентиляционное отверстие двигателя, установив в вентиляционный шланг и в стояночный фиксатор защитную пробку из материала «протекс» (protex).
m) Герметизируйте остальные отверстия двигателя, сообщающиеся с атмосферой, подходящими пробками или водоупорной (негигроскопичной) плёнкой (лентой).
Примечание: Прикрепите к каждой затычке или участку, заклеенному лентой, красный вымпел. Прикрепите вымпел также к каждой герметизированной области снаружи и к внутренней герметизированной области, просунув канатик безопасности. Это предотвратит растекание влаги.
n) Слейте из картера двигателя консервирующую смазку и заверните обратно сливную пробку.
Примечание: консервирующая смазка повреждает окраску самолёта, поэтому при её попадании на окрашенную поверхность нужно сразу же вытирать.
o) Поместите на рычаг сектора газа предупредительную табличку о том, что масло в двигателе отсутствует. На пропеллер поместите предупредительную табличку о том, что в период консервации двигателя не следует вращать пропеллер.
p) Подготовьте конструкцию летательного аппарата к хранению в соответствии с пунктами, приведёнными в разделе 2-10 вплоть до пункта f.
Примечание: В качестве альтернативного варианта подготовки к хранению в течение срока неопределённой продолжительности самолёт можно подготовить в соответствии с методикой 2-10 (при условии, что самолёт будет запускаться не реже 1 раза в 60 дней с последующим обслуживанием опять-таки по методике 2-10).