Тема: ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
ЛЕКЦИЯ №4.
Тема: ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
(4 ЧАСА)
План:
1. Показатели парка подвижного состава.
2. Показатели пробега подвижного состава.
3. Показатели использования подвижного состава.
4. Средние длины гружёной ездки и скорости движения.
5. Грузоподъёмность подвижного состава.
6. Производительность подвижного состава.
7. Себестоимость перевозок.
Литература
Основная: 1; 2; 3; 4.
Дополнительная: 5; 6; 7.
Показатели парка подвижного состава
Списочный (инвентарный) парк А и- это подвижной состав, числящийся по инвентарным книгам (по балансу) автотранспортного предприятия. Он подразделяется :
- на парк, готовый к эксплуатации Агэ,
- парк, требующий ремонта Ар.
Аи= Агэ+ Ар.
Готовый к эксплуатации парк Агэ подразделяется на находящийся в эксплуатации Аэ и находящийся в простое Ап :
Агэ = Аэ + Ап .
Каждая единица парка подвижного состава находится в АТП Ди календарных (инвентарных) дней
Ди = Дэ + Др + Дп,
где Дэ – дни в эксплуатации,
Др –дни в ремонте,
Дп –дни в простое.
Автомобиледни есть сумма всех дней нахождения парка подвижного состава в АТП по каждой единице подвижного состава (в эксплуатации, ремонте, простое).
i= Аi
АД =∑ Дi .
i=1
Часы работы единицы подвижного состава на линии Тн включают:
Тн = Тд + Тпв + Тп ,
где Тд – время в движении,
Тпв –время простоя под погрузку-выгрузку,
Тп –время простоя по техническим и организационным причинам.Автомобилечасы – показатель времени работы парка на линии АТн
i= Ди
АТн =∑Т НI = Атд + АТпв + АТп,
i =1
где АТд – часы в движении,
АТпв –часы под погрузкой-выгрузкой,
АТп –часы в простое.
Себестоимость перевозок
Себестоимость перевозок наряду с производительностью является основным показателем работы автомобильного транспорта. Единицами измерения себестоимости являются: при грузовых перевозках – себестоимость 1 т·км, при автобусных перевозках – себестоимость 1 пасс·км и при таксомоторных перевозках – себестоимость одного платного километра пробега или одного автомобилечаса (при почасовой оплате за автомобиль – такси).
Себестоимость может быть определена по окончании перевозок по фактически выработанной транспортной продукции и затратам на данные перевозки или расчётным путём. Расчёты применяют при проектировании автотранспортных предприятий или планировании перевозок.
По фактическим данным себестоимость 1 т·км Срткм (руб/т·км) при грузовых перевозках определяют по формуле
Срткм= ∑ Pi ,
∑U i
где ∑Ui - объём выполненной работы, т·км;
∑Pi -сумма всех расходов автотранспортного предприятия,руб.
Методика определения ΣUi была изложена выше при выводе уравнения производительности. Общая сумма всех расходов может быть представлена в следующем виде:
∑Рi = Рпер+ Рпос + Рп-р+ Рд,
где Рпер- переменные расходы, руб.
Рпос-постоянные расходы,руб.
Рп-р-расходы,связанные с погрузочно-разгрузочными работами,руб.
Рд-дорожные расходы,руб.
Переменными называются расходы,зависящие от количествавыработанной продукции, т. е. от величины пробега и количества перевезённых грузов. К ним относятся затраты на топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава. Сюда же относятся амортизационные отчисления.
Постоянными называются расходы,которые не зависят от величиныпробега и от того, совершаются перевозки или нет. Постоянные расходы не связаны непосредственно с работой подвижного состава и разделяются на
следующие три группы: административно-управленческие, общепроизводственные и расходы на содержание вышестоящих организаций. Заработная плата водителей также условно относится к постоянным расходам.
Расходы на погрузку и разгрузку включают оплату труда грузчиков имашинистов погрузочно-разгрузочных машин, расходы на эксплуатационные материалы, ремонт и техническое обслуживание погрузо-разгрузочных машин.
Дорожными расходами являются расходы,связанные со строительством,содержанием и ремонтом дорог (дорожная составляющая).
Расходы на погрузочно-разгрузочные работы учитывают только в том случае, если эти работы выполняются силами автотранспортного предприятия.
Из последнего выражения себестоимости видно, что она тем ниже, чем больше транспортная работа ∑Ui. Чтобы выяснить влияние конструкции автомобиля на себестоимость перевозок, подставим ранее полученное выражение транспортной работы в выражение себестоимости
Срткм= | ∑ Pi | . | |
24АДиαи ρδν m βqγ д |
Очевидно, конструкция автомобиля оказывает влияние на себестоимость через vт и все входящие в уравнение коэффициенты использования подвижного состава, которые зависят от конструкции автомобиля.
ЛЕКЦИЯ №4.
Тема: ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
(4 ЧАСА)
План:
1. Показатели парка подвижного состава.
2. Показатели пробега подвижного состава.
3. Показатели использования подвижного состава.
4. Средние длины гружёной ездки и скорости движения.
5. Грузоподъёмность подвижного состава.
6. Производительность подвижного состава.
7. Себестоимость перевозок.
Литература
Основная: 1; 2; 3; 4.
Дополнительная: 5; 6; 7.