Структура информационной фразы
Позиция 1- номер вагона по порядку (2-3 знака). Начинается с 01 и непрерывно увеличивается на единицу.
Позиция 2 - инвентарный номер вагона (7-8 знаков).
Позиция 3 - отметка о роликовых подшипниках (1 знак): 0, 2 - подшипники скольжения; 1, 3 - роликовые подшипники.
Позиция 4 - вес груза в тоннах, указывается трехзначным числом. При весе меньше 100 тонн впереди добавляются нули до трех знаков.
Позиция 5 – код железнодорожной станции назначения по ECP (5 знаков), находится в пределах от 01002 до 99992. Код 00000 разрешается указывать только у порожних вагонов-цистерн при наличии условного кода груза 00001 и 00002. Условные кода железнодорожных станций назначения – 0020, 0040, 0060 и т.п. – указывать запрещено.
Позиция 6 - код груза (5 знаков) в соответствии с единой тарифно -статистической номенклатурой грузов. Условные коды грузов: 00001 - светлый налив; 00002 - темный налив; 00100- мелкие отправки; 00200- среднетоннажные контейнеры; 00300 - крупнотоннажные контейнеры: 00900 -при перевозке в международном сообщении.
Позиция 7 - кол получателя (4 знака). Код проставляется для всех груженых вагонов на основании вагонного листа.
Позиция 8 - маршрут, нерабочий парк. В этой позиции для маршрутов должен быть проставлен код 2; для групп вагонов, следующих по одной накладной, - код от 3 до 6; для вагонов сцена - код 7, 8; для вагонов нерабочего парка - код 9, для категории перевозки «груз на своих осях».
Позиция 9 - код прикрытия. Проставляется одним знаком и принимает значения от 1 до 8. Для вагонов, не требующих прикрытия, в этой позиции указывается нуль.
Позиция 10- негабаритность, живность, длиннобазные вагоны, вагоны, не подлежащие роспуску с горки. В этой графе для вагонов с негабаритным грузом проставляется код 3. Для длиннобазных вагонов - 5. Код 6 - спускать с горки осторожно. У вагонов с грузом, не подлежащих роспуску с горки, проставляется код 7. У вагонов с грузом, а также железнодорожного подвижного состава, не подлежащего пропуску через горку, - код 9, живность - код 1.
Позиция 11 - количество пломб. Количество пломб на вагоне указывается одним знаком.
Позиция 12, 13 - сведения о контейнерах. В позиции 12 указывается количество контейнеров среднетоннажных, а в позиции 13 - крупнотоннажных. Числителем показываются груженые, а знаменателем порожние контейнеры. В одном вагоне не могут быть и среднетоннажные - и крупнотоннажные контейнеры.
Позиция 14 - тара вагона. В этой позиции проставляется трехзначный код веса тары вагонов, локомотивов в недействующем состоянии (для семизначной нумерации), путевых машин и механизмов (для семизначной нумерации) в соответствии с приложением 2 [2].
Позиция 15 - примечание. В графе «Примечание» не более как шестью алфавитно-цифровыми злаками указываются следующие сокращенные обозначения.
Аренда - арендованные вагоны.
Баг - багажные вагоны.
Метанл - вагон загружен метанолом.
Охр - сопровождение военизированной охраной.
Пасс - пассажирские вагоны всех типов для перевозки пассажиров.
Пересл - вагон, пересылаемый в ремонт по сопроводительным листам формы ВУ-26.
Пор - порожний вагон в железнодорожном подвижном составе груженого маршрута или н железнодорожном подвижном составе группы вагонов, идущих по одной накладной.
Пр - остальные пассажирские вагоны.
Прв - вагоны с проводником.
Прг - прикрытие разрядного груза.
Прч - прицепная часть к маршруту с переломом веса.
Пчт - почтовые и почтово-багажные вагоны.
Рама - на вагоне установлена рама, повторяющая конфигурацию негабаритного груза.
Скр 60 - требование ограничения скорости (например, до 60 км/ч). Сцен - отметка о сцене.
У вагонов, имеющих негабаритный груз, индекс негабаритности состоит из 5 знаков: 1 – знак «Н»; 2- степень нижней негабаритности (от 1 до G и 8); 3 - степень боковой негабаритности (от U до 6 и 8); 4 - степень верхней негабаритности (от 1 до 3 и 8); 5 - вертикальная сверхнегабаритность (8). Отсутствие негабаритности в любом знаке отмечается цифрой «0».
Для изотермических вагонов указываются тип и номер, например: 050536 - изотермический вагон номер 536 из 5 вагонной секции.
Для семизначных вагонов, начинающихся с цифры 3, указываются род вагона (первый знак) и осность (второй знак). Например: 24 - крытый 4-х осный: 66 - полувагон 6-и осный; 94 - прочий 4-х осный.
Для маршрутов указывается номер маршрута – от О10001 до 999999. Для кольцевых маршрутом - от 010010 до 997109.
Последняя информационная фраза со сведениями о вагоне оканчивается признаков конца сообщения.
Для сокращения объемов передаваемой информации по вагонам допускается использование служебных символов Щ1, Щ2 и «'» (апостроф).
Символ Щ1 служит для пропуска нулевых или повторяющихся по сравнению с предыдущим вагоном значений граф: «Масса груза в тоннах,
«Железнодорожная станция назначения вагона», «Код груза», «Код получателя» в случае, если вагоны порожние. Кроме того, проставляя символ Щ1, можно опускать значения граф: «Железнодорожная станция назначения вагона», «Код груза», «Код получателя», если первый знак показателя графы «Особые отметки» - «Маршрут, нерабочий парк» имеет значение «2-8».
Символ Щ2 служит для пропуска нулевых значений графы «Особые отметки» -второго знака («Код прикрытия») и третьего знака («Негабаритностъ, живность, ДБ, НГ»), граф «Количество ЗПУ (пломб)», «Количество контейнеров», «Выходная пограничная железнодорожная станция», «Тара вагона».
Символ «'» определяет буквенное или буквенно-цифровое примечание и заменяет собой использование совокупности символов Щ1 и Щ2 [2].
Деформирования ОАО «РЖД» на сети железных дорог действовала восьмизначная нумерация вагонов, по которой можно было установить род, осность, объем кузова, наличие тормозной площадки. Первая цифра означала род вагона: 2 - крытый, 4 - платформа, 6 - полувагон, 7 - вагон-цистерна, 8 - изотермический, 3 и 9 - прочие вагоны, 5 - вагон-собственность других министерств, 0 - пассажирский, 1 - локомотив, путевая машина, кран и другие механизмы на железнодорожном ходу.
Вторая цифра указывает на количество осей. Цифры от 0 до 8 означают четырехосные вагоны, 9 - восьмиосные вагоны. Шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера - 6, у транспортеров - 9).
Третья цифра указывала на длину рамы платформы, объем кузова полувагона и др.
Четвертая, пятая и шестая цифры информацию о технических данных не содержали.
Седьмая цифра содержала информацию о наличии переходной площадки. Если седьмая цифра 9, то переходная площадка имеется, в остальных случаях она отсутствует.
Восьмая цифра представляла собой кодовую «защиту» или контрольный знак, защищающий номер вагона от искажений при передаче информации.
После реформирования ОАО «РЖД» вагонный парк перешел в собственность Первой и Второй грузовых компаний. С этого момента все вагоны имеют первый знак «5», второй знак определяет род вагона. Последний знак контрольный, рассчитывается также по модулю 10.
Для нахождения контрольного знака используется способ расчета с модулем к = 10. Весовой ряд имеет вид: 2 1 2 1..., при этом каждая нечетная цифра номера вагона умножается на 2, четная — па 1. Затем выполняется поразрядное сложение цифр. Полученную сумму надо дополнит до целого десятка. Например, номер вагона 7435468. Определим контрольную цифру. Для этого умножаем цифры номера вагона (семь цифр) на весовой ряд: 7*2; 4* 1; 3*2; 5* 1; 4*2; 6*1; 8*2. Поразрядная сумма: 1+4+4+6+5+8+6+1+6=41. Дополняющее до 50 число 9 и будет контрольной цифрой. Весь номер вагона с контрольной цифрой — 74354689. Структура служебной м информационной фраз представлена в табл. 2 и 3.
Таблица 2 Структура служебной базы
Структура информационной фразы
Порядок выполнения
1.Раскодироват информационное сообщение 02.
2.Проверить правильность контрольного знака в информационных сообщениях 02.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Содержание отчета.
1. Расшифровка информационного сообщения 02.
2. Проверка правильности контрольного знака вагонов.
3. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).
Контрольные вопросы
1. Опишите назначение натурного листа поезда.
2. Укажите особенность ТГНЛ.
3. Назовите количество позиций служебной фразы ТГНЛ.
4. Назовите количество информационных сообщений ТГНЛ.
5. Опишите структуру информационной фразы.
Практическое занятие №2