Грузовые станции, обслуживающие подъездные пути
На сети железных дорог России имеется большое число станций, основная работа которых заключается в обслуживании предприятий, складов, различных баз. На некоторых станциях есть большое число подъездных путей с общим вагонооборотом 300 и более вагонов. На станции может быть и грузовой двор, но объем грузовой работы грузового двора небольшой. Пример такой станции приведен на рис. 7.4. Если с подъездного пути прибывают на станцию маршруты, то примыкание делают таким образом, чтобы был выход с подъездного пути на все приемо-отправочные пути и обеспечивался независимый пропуск или прием по главным путям. При приеме с подъездного пути вагонопотока с переработкой на станции, примыкание можно устраивать к сортировочным путям или к другим путям, но чтобы при этом обеспечивалась безопасность движения и параллельность передвижений в горловине. Желательно, чтобы примыкание подъездных путей сосредотачивалось в одном конце станции и не пересекались главные пути, особенно если по главным путям пропускаются транзитные поезда. Если же
naa
имеется примыкание подъездного пути с одной стороны от главных путей, а все парки расположены с другой стороны от главных путей, то в этом случае может устраиваться путепроводная развязка.
Малодеятельные подъездные пути могут быть объединены, и иметь одно примыкание. Для подборки вагонов может предусматриваться небольшой районный парк.
7.5. Специализированные грузовые станции
Специализированные грузовые станции строятся для переработки одного вида груза: контейнерных, лесных, нефтяных, навалочных, зерновых. В последние годы значительное распространение получили и в будущем еще больше увеличатся перевозки грузов в контейнерах, как на железнодорожном транспорте, так и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Станции переработки контейнеров, контрейлеров (терминалы). Перевозка грузов в контейнерах позволяет экономить упаковочные материалы, дает возможность организовать доставку груза от отправителя до получателя, минуя промежуточные базы и полностью механизировать погрузо-выгрузоч-ные операции. На некоторых железных дорогах организованы специальные контейнерные поезда. В связи с этим строятся контейнерные площадки на существующих грузовых станциях и строятся новые терминалы для переработки контейнеров. На таком терминале, как на любой грузовой станции имеются приемо-отправочные и сортировочные пути, и грузовой район. На рис. 7.5 приведен пример контейнерного терминала. Приемо-отправочные пути 2, 3 и 4 расположены параллельно грузовым устройствам.
Для переработки контейнеров имеются: погрузочно-выгрузочные пути 6 для погрузки-выгрузки контейнеров, площадка контейнерная 2, оборудованная электроКозловыми кранами пролетом 25 и 32 м и грузоподъемностью не менее
24—32 т для крупнотоннажных контейнеров и грузоподъемностью 5—6 т и пролетом 16 м для переработки среднетоннажных контейнеров (рис. 7.6).
Для погрузки (заезда) и выгрузки (съезда) самоходом автопоездов предусматривают торцевые платформы 3 (см. рис. 7.5), оборудованные автосцепкой и переходными штатными мостиками. Автопоездом называют автотягач с контрейлером, т.е. с полуприцепом, имеющим несъемный кузов. Крутизна въезда на торцевую платформу должна быть не более 1:13 или 7,5 %о, а длина — не менее 20 м. Погрузочно-выгрузочные пути 7, 8 у торцевой платформы должны располагаться на прямом участке и должен обеспечивать установку 3—5 специализированных платформ для перевозки автопоездов. Путь 7 может быть использован как выставочный путь.
В грузовом районе могут быть также пути и высокие платформы с боковыми и торцевыми местами выгрузки самоходных и колесных грузов. Въезды с торцевой стороны платформы должны иметь уклон не круче 1:7, а для погрузочно-выгрузочных механизмов не круче 1:10.
Пункты (базы) выгрузки минерально-строительных грузов (песка, щебня, камня и др.) устраивают в крупных городах, где ведется большое строительство. Разгрузочный путь располагается на эстакаде высотой 4—5 м или на повышенном пути высотой до 3 м. Примыкание пути устраивается либо к горловине станции и подача на путь выгрузки происходит непосредственно с приемо-отправочных путей, если вагоны прибывают на станцию в маршрутах (рис. 7.7, вариант 1). Либо к вытяжному пути, если вагоны прибывают группами. В этом случае вагоны с приемо-отправочных путей вытягиваются на вытяжку и затем осаживаются на выгрузочный путь (рис. 7.7, вариант 2).
По такой же схеме устраивают пункты выгрузки угля. Площадки для выгрузки минерально-строительных грузов, угля и других насыпных грузов устраивают с учетом направления преобладающих ветров в данном районе. Склады для выгрузки пылящих грузов следует располагать за городом или на окраине города, от служебных и жилых зданий на расстоянии не ближе 300 м.
Повышенные пути и эстакады должны быть оборудованы комплексом устройств для погрузки и выгрузки, обеспечивающих автоматическое открывание и закрывание люков полувагонов, очистку вагонов и путей от остатков грузов, погрузку грузов в автомобили, механическую выгрузку с платформ, рыхление смерзшихся в полувагонах грузов.
Станции для перевозки зерновых грузов. К пунктам, связанным с перевозками зерна относятся зерновые заготовительные пункты, имеющиеся на промежуточных и участковых станциях, а также пункты, обслуживающие элеваторы в крупных городах и портах, мельницы и т.д. Для всех пунктов, обслуживающих перевозки зерна характерна большая интенсивность работы в периоды поступления зерна.
Станции, обслуживающие элеватор, имеют приемо-отправочные пути, погрузочно-выгрузочные, выставочные и ходовые. Станция должна быть оборудована соответствующими погрузочно-выгрузочными механизмами. Схема путевого развития должна обеспечивать поточность выполнения операций, необходимую пропускную и перерабатывающую способность. Cxe-
мы станции могут различаться взаимным расположением приемо-отправоч-ных, выставочных путей и элеватора. На схеме, приведенной на рис. 7.8 приемо-отправочные пути, элеватор и выставочные пути расположены последовательно, это обеспечивает поточность при приеме, подаче под выгрузку, уборке после выгрузки. Работа станции организована следующим образом: принятый поезд на пути 1 и 2, осматривается в техническом и коммерческом отношении, поездной локомотив отцепляется и убирается по ходовому пути. Маневровый локомотив заезжает в хвост состава прицепляется и подает вагоны на погрузочно-выгрузочные пути 5, 6. Вагоны во время выгрузки перемещаются с путей 5 и 6 на пути 5a и 6a электрошпилями (горизонтальными лебедками). Разгружают вагоны в закрытых помещениях, оборудованных специальными ссыпными ларями для зерна. Под воронками ларей находятся движущиеся транспортные ленты, которые подают зерно к подъемным механизмам (нориям), находящимся в башне элеватора. Порожние вагоны также электрошпилями подают на выставочные пути 7—10, где они накапливаются. Маневровый локомотив прицепляют к вагонам и по ходовому пути переставляют их на приемо-отправочные пути.
Станции, обслуживающие перевозки нефтепродуктов устраивают в пунктах добычи нефти, в местах нахождения нефтеперегонных заводов, в пунктах перелива жидких грузов с нефтеналивных судов и трубопроводов в железнодорожные цистерны.
В районе крупных станций сооружают пункты налива нефтепродуктов, а также промывочно-пропарочные станции для подготовки цистерн для налива. Налив нефтепродуктов производят с помощью эстакад с отдельными стояками для светлых (бензин, керосин) и темных (дизельное топливо, мазут, смазочное масло) нефтепродуктов.
Основные операции на промывочно-пропарочной станции следующие: удаление остатков нефтепродуктов; промывка и пропарка котлов цистерн; просушка котлов и их дегазация. Взаимное расположение устройств на промывочно-пропарочной станции зависит от местных условий, объема и характера работы. В общем случае возможно последовательное расположение приемо-отправочного парка станции, промывочно-пропарочной станции и пункта налива, возможно комбинированное расположение. На рис. 7.9 приведена схема с параллельным расположением приемо-отправоч-ных путей и промывочно-пропарочной станции, и последовательным расположением наливной станции. Поезд с порожними цистернами принимается на приемо-отправочные пути. Выполняется технический осмотр состава.
Чистые цистерны сразу переставляются на станцию налива. Требующие промывки и очистки, попадают на пути сортировочного парка, после накопления группы вагонов выставляются на соответствующие пути промывочно-пропарочной станции. Очищенные и промытые цистерны выставляются на 22 путь, и после накопления подаются на станцию налива. Налитые цистерны выставляются на пути станции, где из них формируют маршруты.
Во всех схемах станций налива и промывочно-пропарочных станций должна быть предусмотрена защитная зона размером 50 м до жилых зданий, очистные сооружения для очистки сточных вод и устройства оборотного водоснабжения.
Глава 8 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ
8.1. Перегрузочные станции
Перегрузочные станции располагают на стыке железнодорожных линий разной колеи. В нашей стране кроме железнодорожных линий широкой колеи 1520 мм есть еще железные дороги с колеей 1000 мм и 750 мм. В странах Европы колея шириной 1435 мм. Это вызывает необходимость в перегрузке грузов из одних вагонов в другие и замене тележек одной колеи на тележки другой у пассажирских вагонов (на стыке железных дорог колеи 1520 и 1435 мм).
Внутренние перегрузочные станции обычно совмещают с промежуточной или участковой станцией. Пример перегрузочной станции приведен на рис. 8.1. Вагоны узкой колеи подаются с путей nOj на пути 3, а вагоны узкой колеи — из парка ПО2 на пути 4.
Для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон используют сближенные пути, крытые и открытые высокие платформы, низкие площадки, оборудованные погрузчиками, конвейерами и кранами.
Для перегруза навалочных грузов используют повышенные пути, эстакады, вагоноопрокидыватели. Для колесных грузов и самоходных машин — перегрузочные платформы. Для тарных грузов — крытые склады. В необходимых случаях сооружают устройства для перегруза наливных грузов и др.
Для перегруза штучных и тарных грузов применяют крытые и открытые высокие платформы. При небольшом объеме применяют боковые платформы, к которым поочередно подаются вагоны колеи 1520 мм и узкой 1000 мм или европейской 1435 мм. Рядом с платформой, совмещенный путь четырехниточ-ный при колее 1520 и 1435 мм и трехниточный при колее 1520 и 1000 (750) мм. При значительном объеме перегрузки платформы устраивают промежуточные. В этом случае укладываются пути разной колеи с двух сторон платформы, и вагоны могут подаваться одновременно, что позволяет выполнять перегруз из вагона в вагон. Ширина платформ с учетом механизации от 3 до 10 м.
Ценные грузы перегружаются в крытых складах с внутренним вводом путей. Скоропортящиеся грузы хранят в крытых складах, имеющих оборудование, регулирующее температуру и влажность воздуха внутри помещения.
Тяжеловесные и контейнерные грузы перегружают мостовыми кранами, стреловыми кранами на железнодорожном ходу и двухконсольными козловыми кранами, под консолями которых укладывают пути разной колеи.
Зерновые грузы перегружают главным образом на низких площадках при помощи ленточных конвейеров, применяют также бункерные эстакады. Для перегруза угля и руды могут применяться краны на железнодорожном ходу с грейферами, повышенные пути, бункерные и безбункерные эстакады.
На перегрузочных станциях внешних, предназначенных для перегрузки импортных грузов, должны быть устройства, обеспечивающие выполнение таможенных операций, операций по передаче контейнеров, контрейлеров другой стране, а также пункты, обеспечивающие беспересадочное пассажирское движение (пункты замены колесных пар). В зависимости от характера и размеров работы перегрузочные станции устраивают с параллельным, последовательным или комбинированным расположением парков и перегрузочных устройств.
На перегрузочной станции предусматривается приемо-отправочный парк, сортировочный парк, возможно расположение экипировочных устройств для локомотивов и ремонтных устройств вагонов. Для пассажирских вагонов могут быть технические парки, ремонтно-экипировочное депо, вагоно-моечная машина и пункт перестановки тележек.
На рис. 8.2 приведена схема перегрузочной станции с параллельным расположением парков, на которой имеются все указанные устройства. Недостаток такой станции в том, что стоимость сооружения такой станции очень велика.
8.2. Пограничные железнодорожные станции
С распадом Советского Союза образовались новые границы России с сопредельными государствами. В настоящее время на государственной границе имеется 58 железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП). Все имеющиеся пункты пропуска не соответствуют современным нормам и требова-
ниям. Так на российско-украинской границе из 15 железнодорожных пунктов пропуска ни один не соответствует требуемым нормам. На российско-казахстанской границе только один из 22 пунктов оборудован на 50% от необходимого уровня. Поэтому перед ОАО РЖД стоит задача в ближайшие годы довести оборудование всех железнодорожных пунктов пропуска до необходимого уровня.
Железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) предназначены для предупреждения беспошлинного ввоза и вывоза за границу товаров, производимых в Российской Федерации; для пресечения переправки через границу контрабандного товара; для проверки правильности оформления документов на ввозимые и вывозимые грузы; для осуществления паспортного контроля граждан, пересекающих Государственную границу.
Железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) могут быть организованы на ближайших к границе участковых, грузовых, сортировочных станциях. На пограничной железнодорожной станции выполняется пограничный контроль (включая визовый и пограничный контроль пассажиров), таможенный досмотр грузов (товаров) и контроль перевозочных и грузосопроводи-тельных документов на них, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, проверка бортовой нумерации вагонов и контейнеров и учет их перехода из страны в страну.
На пограничной станции выполняется операции, связанные с пропуском и обслуживанием поездов: прием и отправление поездов, технический и коммерческий осмотр составов, безотцепочный ремонт вагонов, маневровые операции по перестановке отцепленных вагонов, отцепка и экипировка локомотивов.
Для выполнения этих операций пограничная станция должна иметь при-емо-отправочные пути для пассажирского движения, приемо-отправочные пути для грузового движения, вытяжные и ходовые пути, весы, обеспечивающие взвешивание грузовых вагонов без остановки и расцепки прибывших составов, экипировочные пути и пути стоянки локомотивов, пункт технического обслуживания вагонов.
Железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП), расположенные на станции, для обеспечения таможенного и пограничного контроля, должны иметь:
- эстакады с перекидным мостиком и кабиной для наблюдения и осмот
ра состава сверху (размер кабин 1,5х1,5х2м);
- досмотровые колодцы (1х2х1,5м) для осмотра составов поездов снизу,
помещения для работников, выполняющих пограничный и таможенный
досмотр,
- пункт перегруза и досмотра задержанных грузов (ПДЗГ);
- помещения для служебных собак.
Устройства радиационного контроля по прибытию АДКп и отправлению АДКо составов (устанавливаются в обеих горловинах станции).
Территория станции должна быть оборудована сигнализационным ограждением (забором) высотой 2 м, с калитками и воротами для въезда и выезда. По внутреннему периметру забора должна быть предусмотрена от-
сыпка грунта шириной 8—12 м для установки сигнализационных устройств. Вдоль забора и железнодорожных путей должны быть установлены светильники, обеспечивающие освещение не менее 50 люкс. Для досмотра и перегруза задержанных грузов предусматривается пункт досмотра задержанных грузов (ПДЗГ), предназначенный для обработки отцепленных вагонов. Примыкание ПДЗГ осуществляется к вытяжным путям или к сортировочным (при их наличии).
Схема пограничной железнодорожной станции с железнодорожным пунктом пропуска (ЖДПП) и пунктом досмотра задержанных грузов (ПДЗГ) приведена на рис. 8.3.
На станции, приведенной на рис. 8.3, для приема пассажирских поездов предназначены пути I, 3 и 4. По прибытии пассажирского поезда из-за рубежа, производится отцепка поездного локомотива и либо прицепка к поезду, отправляемому за границу, либо уборка на путь отстоя 17. По прибытии поезда отправляемого с территории РФ, после выполнения всех видов контроля, технического и коммерческого осмотра, производится прицепка поездного локомотива, и поезд отправляется.
Нечетные грузовые поезда принимаются на пути парка ПО I, четные — на пути парка ПО II. Для уборки поездного локомотива из парка ПО II имеется тупик 13 и ходовой путь 12. На станции имеются пути стоянки локомотивов (5) и экипировочные устройства ЭУ.
В горловинах располагаются досмотровые колодцы (2) для осмотра поступающих составов снизу и досмотровые мостики для осмотра составов сверху (3). Для досмотра полувагонов предназначена эстакада 4. В отдельных случаях может быть предусмотрен тупиковый путь, оборудованный платформой. Для взвешивания грузовых вагонов без остановки и расцепки прибывших поездов в горловине располагаются весы (10).
Междупутья должны иметь жесткое покрытие (асфальт или железобетонные плиты). Ширина междупутий принимается не менее 5,30 м.
Кроме того, на станции располагаются ПТО, пути ремонта вагонов, а также объединенный ремонтный пункт (ПЧ, ШЧ и ЭЧ).
На рис. 8.4 показана схема пункта досмотра задержанных грузов (ПДЗГ). Пункт перегруза и досмотра задержанных грузов имеет пути для отстоя задержанных вагонов (9), крытый склад ангарного типа для досмотра вагонов, контейнеров и временного хранения задержанных грузов, с высокой рампой, оборудованной навесом. Для хранения длинномерных грузов и контейнеров предназначена площадка, оборудованная козловым краном (2). Для взвешивания отдельных вагонов имеются весы (4). Для выгрузки самоходных и колесных грузов предназначена высокая платформа (3) с аппарелью (пандусом). Досмотр и перегруз задержанных грузов выполняется на высокой платформе с навесом (5).
На новых границах России строятся новые пограничные станции (например, станция Чернышевская на границе с Литвой). Выполняется реконструкция существующих станций: Светогорск (на границе с Финляндией), Ивангород и Печоры Псковские (на границе с Эстонией) и др.
8.3. Портовые и паромные станции
Портовые станции.С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и наиболее оснащенных портов на Балтийском и Черном морях. В связи с этим встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Введены в эксплуатацию Усть-Луга и При-морск в Ленинградской области, Балтийск — в Калининградской области. Развиваются порты на Дальнем Востоке — Находка, порт Восточный и другие. Строятся новые причалы в Новороссийске, новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется с модернизацией предпортовых железнодорожных станций или строительством новых.
Обслуживание морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно предусматривается с предпортовых сортировочных станций или портовых станций, специально создаваемых, или районных парков порта.
При небольшом числе причалов в порту (менее 4), обслуживание порта ведется непосредственно с предпортовой станции. Предпортовая станция
должна иметь парк приема, сортировочный парк, где выполняется подборка вагонов по причалам и формирование поездов на линию, сортировочнс -отправочный парк или парк отправления. Поезда с линии принимаются ъ парк приема, где выполняется техническое обслуживание составоз Состав расформировывается, формируются передачи по отдельным причалам, которые переставляются в выставочный парк, где производятся прн-емо-сдаточные операции. Из выставочного парка вагоны подаются по; выгрузку (погрузку) в порт. Если принимаются маршруты, приемо-сдаточ-ные операции выполняются на путях парка приема. Погруженные (выгруженные) вагоны маневровым порядком переставляются из порта на прел-портовую станцию на пути выставочного парка, и далее через горку из них формируют поезда на линию. Приемо-сдаточные операции выполняются на путях выставочного парка (рис. 8. 5).
При числе причалов четыре и более, для обслуживания порта перед причалами сооружаются районные парки (рис. 8.6). Предпортовая станция расформировывает составы и выполняет подборку вагонов для районных парков, а районные парки формируют передачи по причалам и судам, и подают под выгрузку (погрузку). В этом случае приемо-сдаточные операции выполняются в районных парках. Предпортовая станция может выполнять подборку вагонов и по причалам, т.е. подача в районный парк будет состоять из групп вагонов для нескольких причалов.
Назначение районных парков — приблизить вагоны к местам выгрузки (причалам и складам). В районных парках должна выполняться работа по подборке вагонов по причалам и трюмам судов. В порту должны быть пути для подаваемых вагонов к местам погрузки-выгрузки, для вагонов после выполненм погрузочно-выгрузочных операций и ходовой путь. Районные парки должны размещаться от обслуживаемых причалов на расстоянии не более 400—500 v.
При сложных местных условиях (отдаленность предпортовой станции более 13 км, разбросанность территории порта, особенности рельефа), а так-
же при значительных объемах работы порта более 15 млн т, допускается сооружать портовые станции. Портовые станции должны иметь приемо-от-правочные и сортировочные пути. На рис. 8.7 портовая станция имеет парк приема, куда принимаются поезда, сортировочный парк для формирования подач в районные парки и сортировочно-отправочные пути для формирования и отправления поездов на линию. Могут применяться схемы портовых станций и с параллельным расположением парков приема, сортировочного и сортировочно-отправочного. Приемо-сдаточные операции выполняются на путях парка приема.
Порты, особенно крупные, для удобства эксплуатации делят на ряд отдельных погрузочно-выгрузочных районов, которые специализируются по отдельным массовым видам грузов. Районирование в порту важно потому, что многие виды грузов требуют специального оборудования. Например, для выгрузки угля и руды применяют вагоноопрокидыватели, а зимой для оттаивания смерзшегося груза перед выгрузкой — тепляки. В современных крупных морских портах районирование производят по следующим видам грузов: лесные, угольные, рудные, нефтяные, зерновые, контейнерные и другие.
Массовые грузы в основном поступают в порт маршрутами, в этом случае они сразу принимаются в районные парки (станции). Пути парков должны иметь длину, равную длине поезда. В настоящее время длина путей принимается равной 1050 м. На путях парков выполняется техническое обслуживание и приемо-сдаточные операции.
Районные парки, в зависимости от топографических условий, конфигурации причальной линии располагают в конце пирсов перед погрузочно-выгрузочными путями» (см. рис. 8.6) или при длинной причальной линии они могут располагаться вдоль погрузочно-выгрузочных путей, параллельно береговой линии порта (рис. 8.8).
Паромные станции.Железнодорожные паромные переправы устраиваются в тех случаях, когда железная дорога из-за отсутствия дорогостоящего железнодорожного перехода через большую реку, пролив или водохранилище должна перевозить вагоны и целые составы в транзитном или местном сообщении.
На территории бывшего Советского Союза было несколько паромных переправ. В 1962 году была открыта переправа Баку-Красноводск, которая обеспечивала перевозку машин и вагонов через Каспийское море. В 1973 г. была сооружена паромная переправа Ванино-Холмск через Татарский про-
лив, связывающий остров Сахалин с материком. В настоящее время осталась паромная переправа только для связи с Сахалином (Ванино-Холмск), Баку-Красноводск принадлежит теперь Азербайджану и Казахстану, Ильичевск-Варна — Украине и Болгарии, а Клайпеда-Мукран — Литве и Германии.
На большинстве паромов рельсы укладывают вдоль оси судна. Для обслуживания морских паромных переправ сооружается комплекс устройств, включающий предпаромную сортировочную станцию, выставочный парк и подъемно-надвижной мост. Предпаромная сортировочная станция, как правило, совмещается с портовой станцией.
Если с предпаромной станции предполагается отправление технических и отправительских маршрутов, на станции должны быть: парк приема, для приема поездов с линии, сортировочный парк, выставочный парк (рис. 8.9). Прибывшие поезда осматриваются в техническом и коммерческом отношении, маневровым локомотивом распускаются на пути сортировочного парка, где выполняется подборка плетей по путям парома. Накопленные группы переставляются на пути выставочного парка, где они ожидают прибытия парома. С прибывшего парома вагоны переставляются на пути выставочного парка, выполняются приемо-сдаточные операции, в случае необходимости пограничный и таможенный контроль, на путях сортировочно-отправочного парка выполняется формирование поездов на линию и отправление.
На предпаромной станции в случае необходимости могут сооружаться комплексы для перегрузки из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи.
Парки приема, сортировочный и выставочный, в зависимости от объема работы и местных условий могут располагаться последовательно, параллельно и комбинированно. В каждом конкретном случае схема выбирается. При небольшом вагонообороте до 100 вагонов в сутки в качестве сортировочного устройства используется вытяжной путь.
Число путей в парках принимается по расчету в увязке с работой станции и погрузо-выгрузочного комплекса.
Глава 9 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ
9.1. Назначение железнодорожных узлов и классификация
Железнодорожные узлы образуются в месте пересечения или слияния нескольких железнодорожных линий.
В железнодорожных узлах обеспечивается пересадка пассажиров с одной линии на другую и передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую.
В железнодорожный узел входят: станции со всем комплексом устройств, главные пути, соединительные пути и обходы, подъездные пути, путепро-водные развязки железнодорожных линий между собой, а также с автомобильными магистралями и городскими улицами, самостоятельные производственные единицы, размещенные в узле (заводы по ремонту подвижного состава, тяговые подстанции, материальные склады и др.).
Границами железнодорожных узлов являются границы входных раздельных пунктов: станций, разъездов и постов.
Железнодорожный узел является частью транспортного узла. Транспортный узел кроме железнодорожных устройств, которые являются главной его составляющей, включают в себя узел автомобильных дорог, аэропорты, морские и речные порты, сеть трубопроводного транспорта, сеть городского транспорта.
В транспортном узле происходит пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. В транспортном узле большое значение имеет комплексное развитие всех видах транспорта. Например, при строительстве нового порта, должны быть построены и соответствующие железнодорожные устройства, для вывоза и ввоза груза из порта (в порт) и устройства автомобильного транспорта.
Железнодорожные узлы складывались постепенно в процессе развития железнодорожного транспорта. На их схемы оказало влияние и географическое расположение, и особенности работы, топографии местности, размещение промышленных и жилых районов города, количество подходов к узлу, наличие и расположение других видов транспорта, наличие крупных рек и многое другое.
Железнодорожные узлы можно разделить по следующим основным признакам:
- по характеру эксплуатационной работы;
- по экономико-географическому расположению;
- по конструкции.
По характеру эксплуатационной работы узлы бывают:
- транзитные узлы, обслуживающие транзитное грузовое и пассажирс
кое движение с небольшой сортировочной работой (переработка вагонопо-
тока, поступающего в участковых и сборных поездах);
- узлы с большой местной работой, расположенные в районе больших
городов; эти узлы обслуживают транзитные пасссажирские и грузовые по
токи, а также обслуживают местную грузовую работу и местные и приго
родные пассажирские перевозки;
- узлы конечные в которых транзитные операции отсутствуют или составляют небольшую величину;
- портовые узлы в районе морских и речных портов, основная работа ко
торых, заключается в перевалке грузов с железной дороги на воду и обратно;
- промышленные узлы, обслуживающие крупные промышленные райо
ны; промышленные узлы могут обслуживать районы с местной, крупной
добывающей и обрабатывающей промышленностью.
По экономико-географическому расположению различаются узлы, расположенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. человек со слаборазвитой промышленностью; узлы в районах с крупной добывающей или обрабатывающей промышленностью; узлы на берегу морей и крупных рек; узлы крупнейших городов с населением более 1 млн человек.
В зависимости от схемы расположения основных устройств различаются основные типы железнодорожных узлов:
- узлы с одной станцией;
- узлы крестообразные;
- треугольные;
- с параллельным расположением основных станций;
- с последовательным расположением основных станций;
- радиальные;
- тупиковые;
- кольцевые;
- радиально-кольцевые;
- радиально-полукольцевые.
9.2. Основные типы узлов
Узлы с одной станцией (рис. 9.1) образуются в местах пересечения двух железнодорожных линий (однопутных или двухпутных) или при примыкании железнодорожной линии к основной линии. Узлы этого типа располагаются в районе небольших городов и обслуживают пассажирское и грузовое движение. Эта объединенная станция является участковой или сортировочной. Она обслуживает вагонопоток, прибывающий в участковых и сборных поездах, обслуживает пассажирское движение и местную грузовую работу. Иногда объединенная станция представляет собой сочетание сортировочной, пассажирской и грузовой станций, расположенных на одной площадке, такая станция может формировать не только участковые и сборные поезда, но и сквозные поезда.
Узлы с одной станцией различаются в зависимости от числа подходов к узлу, от числа главных путей, взаимного расположения приемо-отправочных и сортировочного парков и других условий.
Подходы к узлу могут быть развязаны как по линиям, так и по направлениям. Однако лучшим вариантом является развязка подходов по направлениям движения (рис. 9.1). Двухпутная линия АБ пересекается с двухпутной линией ВГ. Главные пути линии ВГ расположены объемлющими в развязках обоих концов узла, чтобы исключить пересечение маршрутов отправления грузовых поездов внутри станции. Для того, чтобы исключить попутное пересечение маршрутов при отправлении поездов с Г, следующих на А и поездов с В, следующих на Б, укладывают дополнительные пути Ia и Па, показанные на рисунке пунктиром
Узлы крестообразного типа (рис. 9.2) образуются на пересечении двух железнодорожных линий однопутных или двухпутных. Узлов такого типа на сети достаточно много (Тула, Ржев, Паве-лец и др.) В узле, как правило, две станции: на основной линии сортировочная на другой участковая (в некоторых случаях обе станции участковые). Всю сортировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная станция. Здесь же располагаются и экипировочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.
Обработку транзитных поездов (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каждой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой станции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от расположения промышленных и других предприятий. Для пропуска пассажирских поез-
дов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для организации пересадки пассажиров и пропуска транзитных пассажирских поездов линии ВГи при этом не меняя голову на хвост, укладывают соединительный путь VIII. Достоинство узлов этого типа в том, что обеспечиваются минимальные пробеги транзитных поездов. Кроме того, обеспечивается удобное размещение грузовых станций в стороне от городов. Недостаток узлов крестообразного типа: перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.
Узлы треугольного типа (рис. 9.3) образуются в пунктах с подходами трех железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузовых и пассажирских потоков. Назначение основных станций в узлах треугольного типа может быть различным и зависит от расположения города по отношению к узлу и расположению промышленных и других предприятий. Сортировочную работу сосредотачивают на одной станции узла, лучше на той, которая обслуживает местную грузовую работу. Здесь же располагают и экипировочные устройства для локомотивов, в схеме приведенной на рисунке сортировочные устройства лучше располагать на одной из станций основной линии 1 или 2. Пассажирские устройства необходимо иметь на двух станциях, расположенных в городе. В схеме, приведенной на рис. 9.3, такими станциями будут 1 и 3 станции. Расположение грузовых устройств или (отдельной грузовой станции) зависит от расположения промышленных предприятий и наличия автомагистралей в городе. Транзитные грузовые поезда пропускаются по кратчайшим расстояниям, если сортировочные устройства расположены на станции 1, транзитные грузовые поезда направления ВБ пропускаются в обход ее через станции 2 и 3.
Достоинство узлов треугольного типа: он удобен для пропуска транзитных поездов по всем направлениям (по кратчайшим расстояниям).
Недостаток: часть вагонопотока имеет перепробег в узле при любом расположении сортировочной станции. Например: при расположении сортировочных устройств на станции 1, перепробег будут иметь вагоны с переработкой, следующие с В на Б и с <