Критерийоптимальности режима работы машины
При выполнении строительных работ в любой машине имеются возможности эффективного ее использования, т. е. можно получить при минимальном расходе средств с максимальной производительностью один какой-то вид работы, и менее эффективно или совсем невыгодно при тех же параметрах машины в других условиях. Каждый типоразмер машин характеризуется множеством признаков нагружения. В такой постановке вопроса можно составить модель оптимизации. В качестве критерия оптимальности режима работы землеройно-транспортной машины используем потребительские ее свойства − удельный расход топлива и удельные энергозатраты на выполнение работы по передачам. Отношение этих величин дает возможность выбора оптимального режима нагружения
, (3.24)
где энергозатраты на выполнение землеройной работы на -й передаче, кВт∙ч; объем обработанного грунта, м .Энергозатраты для преодоления сопротивлений грунта и передвижению самой машины выражены
, (3.25)
где число часов работы бульдозера за смену.
В результате решения будет выявлен при данной целевой функции режим нагружения машины без учета условий (системы ограничений). Если с учетом ограничений, то следует учитывать на каждой передаче:
− силу тяги на колесах (крюке) на i-й передаче больше, чем сила сопротивления движению при резании грунта > ;
− коэффициент сцепления движителя больше допустимого > ;
− тяговый коэффициент движителя на i-й передаче больше или равен
КПД гусеничного движителя > ;
− силу сопротивления резанию грунта меньше тяговой силы < ;
− коэффициент буксования меньше допустимого < ;
− коэффициент приспособляемости двигателя находится в пределах допустимого =1,4…2,0.
В качестве варьируемых параметров используем коэффициент сопротивления резанию, коэффициент буксования и разрыхляемость грунта. Решение оптимизационной задачи осуществляется с использованием математической теории оптимизации [1, 3]. Все ограничения должны быть представлены в математической форме, в правой части их используются нормативные данные, т. е. эти условия выражаются обычно неравенствами, установленными допустимыми областями существования параметров машины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении машин для выполнения землеройно-транспортных работ возникает вопрос, как обеспечить эффективное использование машины в процессе эксплуатации. Прежде всего полученные знания должны быть достаточными для того, чтобы в будущей строительной практике правильно понимали технические возможности машин с целью совершенствования на этой основе технологических строительных процессов. При изучении одного из разделов этой дисциплины следует учитывать, что сейчас многие технологические операции (например, землеройно-транспортные) выполняются различными машинами, обладающими определенными тягово-скоростными и топливно-экономическим характеристиками. Использовать машину с минимальными затратами и максимальной производительности − оптимизационная задача. Поэтому при подготовке данного учебного пособия была предпринята попытка применения теории оптимизации для решения задач, связанных с выбором машины и ее оптимального использования на строительном объекте.
С дальнейшим развитием механизации и индустриализации строительства тенденции выбора оптимальной землеройно-транспортной машины будут первой необходимостью. В связи с этим в учебном пособии приведены конструктивные особенности землеройно-транспортных машин, основные механизмы и краткие технические характеристики.
С развитием машиностроения, а также в соответствии с возрастающими требованиями строительного производства землеройно-транспортные машины непрерывно совершенствуются, в ряде случаев создаются новые специальные машины, в других − в одной машине сочетаются несколько функциональных возможностей. Поэтому при более глубоком изучении землеройно-транспортных машин необходимо создавать математические модели оптимизации, включающие критерии оптимальности, ограничения, варьируемые параметры при заданных исходных данных. Для решения поставленной задачи можно использовать различные методы оптимизации и соответствующие программы, на основе которых можно обосновать режимы нагружения машины в сфере строительства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Аттетков, А. В. Методы оптимизации /А. В. Аттетков, С. В. Галкин,В. С. Зарубин.− М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. − 432 с.
2. Баловнев, В. И. Многоцелевые дорожно-строительные и технологические машины: учебное пособие /В. И. Баловнев. − Омск – Москва : ОАО «Омский дом печати», 2006. − 320 с.
3. Гинзбург, Ю. В. Промышленные тракторы / Ю. Г. Гинзбург. − М. : Машиностроение, 1986.− 213 с.
4. Дьяков И. Ф. Строительные и дорожные машины и основы автоматизации
/ И. Ф. Дьяков.− Ульяновск: УлГТУ, 2007. − 498 с.
5. Справочник конструктора дорожных машин/ под ред. И.П. Бородачева.– Изд.2-е, перераб. и доп. − М. : Машиностроение, 1973.− 492 с.9
6. Сухарев, А. Г. Курс методов оптимизации / А. Г. Сухарев, А. В. Тимохов,
В. В. Федоров. – М. : Наука, 1986.− 230 с.
Дополнительная литература
7. Карнаухов, Н. Н. Эксплуатация машин в строительстве : учебное пособие /Н. Н. Карнаухов, Ш. М. Мерданов, В. В. Шеффер, А. А. Иванов. –Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2006. − 440 с.
8. Скундин, Г. И. Механическиетрансмиссии колесных и гусеничных тракторов /Г. И. Скундин. − М. : Машиностроение, 1969. − 220 с.
9. Тракторные дизели : справочник /Б. А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабин и др. под ред. Б. А. Взорова. − М. : Машиностроение 1981. − 453 с.
10. Техническиехарактеристики российских тракторных и комбайновых двигателей и их модификации. − М. : Машиностроение, 1970. − 234 с.
11. Холодов, А. М. Землеройно-транспортные машины / М. А. Холодов, Л. В. Назаров.− Харьков : Вища школа. Изд-во Харьк. ун-та, 1982. −192 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. | |
1. Варианты задания…………………………………………………………………... | |
1.1. Основные условия и требования к выполнению работы …….…………………….. | |
1.2. Общая характеристика бульдозера ……………………………………………………. | |
1.3. Характеристика силовой установки ……………….. ………………………………… | |
1.4. Характеристика трансмиссии машины ……………………. ……………………….. | |
1.5. Механизмы управления по характеристике бульдозера ……………………………. | |
1.6. Общие выводы по характеристике бульдозера ..……………………………………... | |
2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВОГО РАСЧЕТА…………………………………………………………………… | |
2.1. Построениехарактеристики двигателя ……………………………………... | |
2.2. Уточнение параметров трансмиссии …………………………………………………… | |
2.3. Построениекривой буксования …………………………………………………………. | |
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧНОСТИ…………………………………………… | |
3.1. Построениетопливной экономичности машины ……………………………………… | |
3.2. Расчет сопротивлений движению машины …………………………………………….. | |
3.3. Динамическая характеристика машины с гидравлической передачей ………………. | |
3.4. Силатяги и буксование скрепера при заполнении ковша …………………………….. | |
3.5. Методика расчета выброса отработавших газов в атмосферную среду ……………… | |
3.6. Динамические и экономические качества машины ……………………………………. | |
3.7. Критерийоптимальности режима работы машины …………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Учебное издание
Дьяков Иван Федорович