Расчет сопротивлений движению машины
В режиме копания тяговым усилием преодолеваются определенные сопротивления. Сопротивление копанию в общем случае складывается из следующих сопротивлений: резанию грунта , перемещению грунта вверх по отвалу , перемещению призмы волочения перед отвалом, трения ножа отвала о грунт , сопротивления самопередвижению машины , сопротивления повороту , сопротивления перемещению отвала и сопротивления преодолению сил инерции . Выделить и определить отдельно эти составляющие, так же как установить и точку приложения на отвале их результирующей, очень сложно и можно сделать лишь с большим приближением. Поэтому для практических расчетов сопротивления капанию за основу берем только основные
+ + . (3.5)
Силасопротивления резанию определяют по формуле
, (3.6)
где удельное сопротивление резанию, кПа; ширина ножа и глубина резания вычисляется соответственно.
Силасопротивления резанию увеличивается с увеличением угла резания , повышается износ ножей. Поэтому на практике обычно принимают для бульдозерных отвалов =50…55 , для отвалов автогрейдеров =30…50 , для ковшей скреперов =30…35 . Сопротивления, возникающие при работе бульдозера и геометрические параметры отвала бульдозера приведены на рис. 3.35.
Сопротивление перемещению грунта вверх по отвалу
,
где фактический объем грунта, перемещаемый бульдозером; объемный вес разрыхленного грунта; = 0,5…0,7 − коэффициент трения грунта о сталь.
а б
Рис.3.35 Схема сил: а – возникающих при работе бульдозера, б – геометрия отвала
Сопротивление перемещению призмы волочения
, (3.7)
где объем призмы волочения; ускорение свободного падения; плотность разрыхленного грунта в призме волочения ( кг/м ); − ускорение свободного падения; коэффициент трения грунта в призме волочения по ненарушенному грунту ( 0,8…1,0); уклон пути передвижения, равный тангенсу угла его
наклона. Сопротивления перемещению призмы волочения зависят от геометрических параметров отвала, которые приведены на рис. 3.1.
Сопротивление самопередвижению машины рассчитывается по формуле
Wf = ma g (f cosa sina), (3.8)
где ma − полная масса землеройной машины перед отвалом (перемещению призмы волочения) , а также сопротивление перекатыванию.
Сопротивление повороту принимаем .
Сопротивление перемещению отвала , где сила тяжести бульдозерного оборудования.
Сопротивление преодолению сил инерции
,
где коэффициент учета вращающихся масс; поступательное ускорение землеройно-транспортной машины.
Коэффициент, учитывающий вращающиеся массы рассчитывается по формуле
=1+ [ Ja Uтр2 hтр + åJk ] / [ ma k ], (3.9)
где Ja − момент инерции бульдозера, приведенный к валу двигателя, кг·м ;
Uтр − передаточное число трансмиссии; hтр − КПД трансмиссии; Jk − суммарный момент инерции движителя, кг м ; масса машины; k и − соответственно радиус качения и динамический радиус колеса.
Тяговое усилие машины численно равно суммарной касательной реакции поверхности качения на ее ведущих колесах (движителях). Для одиночного ведущего колеса суммарное касательное усилие
или с учетом массы вращающихся частей привода
.
При соблюдении равенства получим, что фактический объем грунта, перемещаемый бульдозером в конце наполнения и при перемещении
, (3.10)
где м − глубина резания при перемещении грунта (для пополнения потерь в боковые валики); коэффициент трения грунта о грунт.
Тогда условие движению должно быть . При этом следует произвести проверку сил: 1. Если наступает условие < < , то бульдозер не может двигаться; 2. Если возникает, что > < , то бульдозер не будет двигаться вследствие недостаточности тягового усилия. При получении таких условий следует изменить марку бульдозера. Результатырасчетов сводятся в таблицу 3.2.
Таблица 3.2
Значение сил сопротивления качению в зависимости
от скорости движения
Va, м/с | W | Wп | Wf | W | ||
0,5 | ||||||
0,6 | ||||||
и т. д |
По значениям сопротивлений уточняем максимальное передаточное число землеройно-транспортной машины
, (3.11)
где − максимальный крутящий момент двигателя.