Менеджмент и экономика предприятий
МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Методические указания и задания на контрольную работу
для студентов специальности «Подвижной состав железных дорог»
(заочное обучение)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Задания и методические указания предназначены для практических занятий по дисциплине "Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта" для студентов специальности "Подвижной состав железных дорог ".
Решение задач и методические указания к ним, примеры расчетов по основным разделам курса помогут студентам усвоить теоретические положения по расчету себестоимости железнодорожных перевозок.
Методические указания разработаны к.э.н. доцентом Зайцевой И.А. и доцентом Рассказовой О.М.
РАСЧЕТ ТЕКУЩИХ РАСХОДОВ
ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
Сущность и состав расходов организации определены рядом нормативных документов.
На железнодорожном транспорте учет расходов ведется согласно «Номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» по целевому назначению (статьям номенклатуры) и экономическим элементам (элементам затрат).
Группировка по элементам затрат осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат:
· Затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах; стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; премии и единовременные поощрительные начисления и т. п.
· Отчисления на социальные нужды – затраты по начислению страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования.
· Материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.
Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:
– материалы;
– топливо;
– электроэнергия;
– прочие материальные затраты.
· Амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов.
· Прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и пр.).
Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» по элементам затрат приведена в табл. 1.1.
Номенклатура расходов предусматривает ее применение для всех видов деятельности федерального железнодорожного транспорта, перечисленных в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте:
– грузовые перевозки;
– предоставление услуг инфраструктуры;
– предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
– пассажирские перевозки в дальнем следовании;
– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
– ремонт подвижного состава;
– прочие виды деятельности.
По каждому виду деятельности ведется раздельный учет затрат.
Таблица 1.1.
Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД» по элементам затрат
Элементы затрат | Удельный вес расходов, % |
Затраты на оплату труда | 29,8 |
Отчисления на социальные нужды | 7,0 |
Материалы | 15,2 |
Топливо | 6,6 |
Электроэнергия | 6,8 |
Прочие материальные затраты | 9,5 |
Амортизационные отчисления | 19,1 |
Прочие расходы | 6,0 |
Итого | 100,0 |
Затраты на оплату труда
Фонд оплаты труда планируется по контингенту работников и среднемесячной заработной плате одного работника. Численность работников определяется четырьмя способами:
1) по объему работы и нормам выработки;
2) по объему работы и трудоемкости единицы работы;
3) по количеству обслуживаемых объектов и нормам работников на один объект;
4) по количеству предприятий и штатным расписаниям.
В отраслевых структурных подразделениях численность работников рассчитывается в явочном и списочном составах.
Списочная численность для рабочих всех профессий
,
где – коэффициент замещения работников, находящихся в отпуске, отсутствующих по болезни, исполняющих государственные обязанности и т.д.
Плановый фонд оплаты труда по отдельным производственным группам и профессиям:
,
где – среднемесячная заработная плата одного работника, руб.; – численность работников определенной производственной группы или профессии, чел.; – коэффициент, учитывающий оплату труда за непроработанное время и включающий оплату отпусков, времени исполнения государственных обязанностей и др.
Размер среднемесячного заработка устанавливается исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий в соответствии с действующей Корпоративной системой оплаты труда работников ОАО «РЖД».
Задача 1. Определить затраты на оплату труда работникам локомотивных бригад в грузовом движении. Процент на замещение (на отпуска, выполнение государственных обязанностей и пр.) принять 15%, отчислений на социальные нужды – 34,10%.
Исходные данные по вариантам приведены в табл. 1.2.
Методические указания
1. Определяется явочный контингент работников локомотивных бригад . Он рассчитывается по первому способу – по годовому объему работы, выраженному в локомотиво-километрах линейного пробега ( ), и по нормам выработки локомотивной бригады (месячный пробег бригад , лок-км):
= .
Локомотиво-километры линейного пробега за год определяются по годовому объему работы (в ткм брутто), массе поезда и проценту линейного вспомогательного пробега :
= ,
= лок-км.
Норму выработки локомотивной бригады рассчитывают исходя из среднемесячной нормы рабочих часов , времени работы за одну поездку и длины обслуживаемого участка .
= ,
= лок-км.
Явочный контингент локомотивных бригад
= бриг.
2. Расчет величины заработной платы.
Оплата труда рабочих локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов, электропоездов и дизель-поездов) осуществляется по часовым тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда ТСР. Тарифная сетка по оплате труда рабочих ОАО «РЖД» представлена в табл. 1.3.
Месячная тарифная ставка рабочего первого разряда оплаты труда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному в ОАО «РЖД».
Часовая тарифная ставка рабочего первого разряда оплаты труда, оплачиваемого по первому уровню оплаты труда, определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного в ОАО «РЖД», на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года.
Часовые тарифные ставки рабочих других разрядов оплаты труда определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда первого уровня оплаты труда на тарифный коэффициент разряда оплаты труда соответствующего уровня оплаты труда.
За работу в ночное время осуществляется доплата в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (22 ч. - 6 ч.).
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в двойном размере: работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере двойной дневной или часовой тарифной ставки.
Перевыполнение норм выработки оплачивается в двойном размере.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере.
Доплаты на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются в размере до 24 процентов тарифной ставки (оклада).
Начисление премии производится на должностной оклад (тарифную ставку) за фактически отработанное в оцениваемом периоде время.
Машинистам локомотивов, имеющим класс квалификации, и помощникам машинистов локомотивов, имеющим право управления локомотивом, выплачивается ежемесячная надбавка к тарифной ставке.
Доплаты и надбавки, не изменяющиеся с ростом тарифа (для удержания кадров) предусмотрены в фиксированном размере и определяются ежегодно на основании экономических показателей регионов за истекший календарный год.
Процентные надбавки и районные коэффициенты к заработной плате начисляются на всю заработную плату, за исключением выплат, относящихся к районному регулированию.
Пример расчета:
а) оплата по тарифу
машинист: 2,86*4500 = 12870 р. (4500 – минимальная заработная плата)
помощник: 2,32*4500 = 10440 р.
расчет часовой тарифной ставки
машинист: 12870/167 = 77,1 р.
помощник: 10440/167 = 62,5 р.
б) оплата за перевыполнение норм выработки
оплата за перевыполнение норм выработки (3 часа)
машинист: 3*77,1*2 = 462,6 р.
помощник: 3*62,5*2 = 375 р.
в) доплата за работу в ночное время (20 часов)
машинист: 20*77,1*0,4 = 616,8 р.
помощник: 20*62,5*0,4 = 500 р.
г) оплата за работу в выходные и праздничные дни (3 дня)
машинист: 3*77,1*10,5*2 = 4857,3 р.
помощник: 3*62,5*10,5*2 = 3937,5 р.
д) оплата за работу в сверхурочное время (5 часов)
машинист: 2*77,1*1,5 + 3*77,1*2 = 693,9 р.
помощник: 2*62,5*1,5 + 3*62,5*2 = 562,5 р.
е) доплата за вредные условия труда
машинист: 0,12*12870 = 1544,4 р.
помощник: 0,12*10440 = 1252,8 р.
ж) премия
машинист: 0,25*12870 = 3217,5 р.
помощник: 0,25*10440 = 2610 р.
з) надбавка за класс квалификации
машинист: 0,16*12870 = 2059,2 р.
и) доплаты и надбавки, не изменяющиеся с ростом тарифа (для удержания кадров)
помощник: 2000 р.
к) выплаты по районному коэффициенту и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (коэффициент 0,2)
Таблица 1.2
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм. бр. | 10,5 | 8,7 | 9,3 | 9,6 | 8,8 | 9,5 | 8,5 | 9,5 | ||
Масса поезда (брутто), | т | ||||||||||
Отношение линейного вспомогательного пробега к пробегу во главе поездов, | % | ||||||||||
Время работы бригады за одну поездку, | ч | 10,5 | 12,5 | 11,5 | 11,5 | ||||||
Длина участка, обслуживаемого бригадой, | км | ||||||||||
Среднемесячное рабочее время, | ч | ||||||||||
Состав бригады (разряды по оплате труда машиниста и помощника) | 8; 6 | 9; 5 | 10; 6 | 11; 7 | 12; 5 | 8; 7 | 9; 7 | 10; 8 | 11; 6 | 9; 8 | |
Доплата за вредные условия труда | % | ||||||||||
Работа в ночное время | ч | ||||||||||
Работа в выходные и праздничные дни | 2 вых., 1 пр. | 3 вых., 1 пр. | 2 вых.. | 1 вых., 2 пр. | 2 вых., 1 пр. | 3 вых. | 2 вых., 1 пр. | 2 вых. | 1 вых., 1 пр. | 1 вых. | |
Размер премии | % | ||||||||||
Перевыполнение норм выработки | ч | - | |||||||||
Размер надбавки за класс квалификации (выплачивается только машинисту) | % | ||||||||||
Размер надбавки для удержания кадров (выплачивается только помощнику) | руб. | ||||||||||
Сверхурочное время работы | ч | ||||||||||
Районные коэффициенты | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,8 |
машинист: 0,2*(12870+462,6+616,8+4857,3+693,9+1544,4+3217,5+2059,2) = 5264,3 р.
помощник:
0,2*(10440+375+500+3937,5+562,5+1252,8+2610+2000) = 4335,6 р.
ИТОГО:
машинист: 26321,7 + 5264,3 = 31586 р.
помощник: 21677,8 + 4335,6 = 26013,4 р.
3. Определяется годовой фонд оплаты труда :
– для явочного контингента
= × × 12 = (31586 + 26013,4) × 52 × 12 = 35942,03 тыс. руб.
– списочного контингента (с учетом замещения)
= × = 35942,03 × 103 × 1,15 = 41333,33 тыс. руб.
Годовой фонд оплаты труда с учетом отчислений на социальные нужды:
= × = 41333,33 × 103 × 1,341 = 55427,996 тыс. руб.
Таблица 1.3
Тарифная сетка по оплате труда рабочих ОАО «РЖД»
Разряды оплаты труда | Уровни оплаты труда | ||||
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень | ||
тарифные коэффициенты | тарифные коэффициенты | тарифные коэффициенты | тарифные коэффициенты | ||
машинисты локомотивов | помощники машинистов локомотивов | ||||
1,00 | 1,14 | 1,22 | |||
1,14 | 1,37 | 1,46 | |||
1,35 | 1,63 | 1,74 | |||
1,55 | 1,89 | 2,02 | |||
1,73 | 2,12 | 2,26 | 2,13 | ||
1,88 | 2,31 | 2,46 | 2,32 | ||
2,03 | 2,50 | 2,66 | 2,60 | ||
2,18 | 2,69 | 2,86 | 2,86 | 2,88 | |
2,88 | 3,06 | 3,06 | |||
3,08 | 3,27 | 3,43 | |||
3,80 | |||||
4,14 |
Расчет величины и структуры фонда заработной платы свести в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Расчет величины и структуры фонда заработной платы
работников локомотивных бригад
Наименование | Единица измерения | Машинисты | Помощники машинистов | ||
количество часов | руб. | количество часов | руб. | ||
1. Численность | чел | ||||
2. Фонд заработной платы в том числе: | тыс. руб. | ||||
Оплата по тарифу | руб. | ||||
Оплата за перевыполнение норм выработки | руб. | ||||
Премии | руб. | ||||
Доплаты и надбавки, изменяющиеся пропорционально росту тарифа | руб. | ||||
из них: | |||||
доплата за работу в ночное время | руб. | ||||
оплата за работу в выходные и праздничные дни | руб. | ||||
оплата за работу в сверхурочное время | руб. | ||||
доплата за вредные условия труда | руб. | ||||
надбавки за класс | руб. | ||||
Доплаты и надбавки, не изменяющиеся с ростом тарифа (для удержания кадров) * | руб. | ||||
Выплаты по районному коэффициенту и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | руб. | ||||
3. Среднемесячная заработная плата | руб. | ||||
4. Удельный вес оплаты по тарифу в среднем заработке | % |
* - только для помощников машинистов
Задача 2. Определить расходы на заработную плату рабочим по ремонту ТРС (текущий ремонт по специальному регламенту) электровозов серии ВЛ-10.
Исходные данные по вариантам приведены в табл. 1.5.
Методические указания
1. Определяется контингент работников по ремонту электровозов в соответствии с программой и трудоемкостью ремонта.
Программа ремонта электровозов рассчитывается делением общего пробега в пределах участков обращения локомотивов ( ) на установленную периодичность между соответствующими видами ремонта по каждой серии (N). При этом из менее сложных ремонтов вычитаются более сложные.
Локомотиво-километры общего пробега электровозов при годовом объеме работы 12 млрд. ткм, массе поезда брутто 3000 т и проценте общего вспомогательного пробега локомотивов, равном 16%, определяются по формуле
= лок-км.
Годовая программа ремонта электровозов (N):
– число капитальных ремонтов второго объема
= ед.
– число капитальных ремонтов первого объема
= ед.
– число текущих ремонтов по специальному регламенту
= ед.
Контингент работников на ремонте ТРС
= = чел.
Таблица 1.5
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм. бр. | 12,5 | |||||||||
Масса поезда брутто, | т | ||||||||||
Процент общего вспомогательного пробега локомотива, | % | ||||||||||
Нормы пробега между ремонтами НКР-2 НКР-1 ТРС | тыс. км | ||||||||||
Трудоемкость единицы ремонта | чел.-ч | ||||||||||
Средняя продолжительность рабочего дня, | ч | 8,2 | |||||||||
Среднемесячная заработная плата рабочих по ремонту, | руб. | ||||||||||
Число рабочих дней в году, | день |
2. Определяется годовой фонд оплаты труда
= × × 12 = 15000 × 10 × 12 = 1800 тыс. руб.
Методические указания
Расходы на электроэнергию (топливо) для тяги поездов рассчитываются на основе объема работы в тонно-километрах брутто вагонов и средней нормы расхода электроэнергии или топлива на 10000 ткм брутто, а также цены 1 кг условного топлива или 1 кВт×ч электроэнергии.
1. Величина тонно-километров брутто вагонных определяется по объему работы, (в ткм нетто) и по тонно-километрам тары вагонов, . Тонно-километры тары определяются умножением массы тары вагона, , на величину пробега вагонов (вагоно-км).
Пробег вагонов зависит от объема работы, величины нагрузки груженого вагона и процента порожнего пробега к груженому:
вагоно-км.
ткм тары.
Тонно-километры брутто вагонные
= + = + = ткм.
2. Определяют расходы на электроэнергию для тяги поездов, :
= млн. руб.
Таблица 1.6
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм | 18,5 | 20,5 | 19,5 | |||||||
Масса поезда брутто, | т | ||||||||||
Нагрузка груженого вагона, | т/вагон | ||||||||||
Масса тары вагона, | т/вагон | 21,2 | 22,3 | 21,5 | 22,0 | 22,6 | 22,1 | 21,8 | 22,4 | 21,9 | |
Процент порожнего пробега к груженому, | % |
Примечание. Норму расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто вагонных принять 130 кВт×ч.
Цена 1 кВт×ч = 2,65 руб.
Задача 4. Определить расходы на топливо при увеличении массы поезда (брутто) на 200 т. Годовой объем работы принять по вариантам (табл. 1.6). Норму расхода условного топлива ( ) принять 43 кг на 10000 ткм брутто. Коэффициент, учитывающий отношение тонно-километров брутто к тонно-километрам нетто = 1,7. Цена 1 кг условного топлива = 13,17 руб.
Методические указания
При изменении массы поезда брутто изменяется норма расхода топлива: при увеличении массы поезда брутто на 1% норма расхода топлива уменьшается на 0,2%. Например, если масса поезда увеличилась с 3000 т до 3200 т, т.е. на:
%,
то норма расхода топлива уменьшится на % или на кг. = 43 – 0,574 = 42,426 кг на 10000 ткм брутто.
Расходы на топливо при увеличении массы поезда брутто на 200 т составят:
= млн. руб.
Задача 5.
1. Рассчитать расходы на электроэнергию для тяги поездов.
2. Определить, как изменяются расходы на электроэнергию:
а) при увеличении массы поезда брутто на 10%;
б) при увеличении на 3%.
Принять, что норма расхода электроэнергии при увеличении на 1% увеличивается на 0,45%, = 1,7, = 2,65 руб. Исходные данные представлены в табл. 1.7.
Таблица 1.7
Показатели | Единица измерения | Варианты | |||||||||
Годовой объем работы, | млрд. ткм | 17,5 | 20,4 | 18,7 | 19,1 | 16,9 | 17,2 | 18,1 | 19,3 | 20,7 | 17,8 |
Масса поезда брутто, | т | ||||||||||
Нагрузка груженого вагона, | т/вагон | 41,5 | 42,1 | 42,7 | 40,8 | 41,6 | 39,9 | 42,3 | 40,5 | 41,7 | 42,2 |
Масса тары вагона, | т/вагон | 21,2 | 22,3 | 21,5 | 22,0 | 22,6 | 22,1 | 21,8 | 22,4 | 21,9 | |
Процент порожнего пробега к груженому, | % | ||||||||||
Норма расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто вагонных, | кВт×ч |
Амортизационные отчисления
По элементу "Амортизация" отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемой в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету. Годовые амортизационные отчисления, линейным способом определяют по действующим нормам (квотам) и полной стоимости объектов основных средств, :
= .
Если обозначить срок полезного использования объектов основных средств – , то ежегодные амортизационные отчисления составят
= .
Фактические затраты на амортизацию определяются по формуле:
= , руб. в год,
где – ликвидационная стоимость объектов основных средств, – расходы на демонтаж и реализацию изношенных основных средств.
На железнодорожном транспорте в настоящее время действуют нормы амортизационных отчислений, представленные в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Единые нормы амортизационных отчислений
Методические указания
Определяются годовые амортизационные отчисления в следующем порядке:
– эксплуатируемый парк локомотивов, :
= , ед.;
– стоимость парка локомотивов:
, млн. руб.;
– годовые отчисления на амортизацию:
= , млн. руб.
Ликвидационную стоимость (с учетом расходов на реализацию) принять 10% от полной стоимости парка локомотивов.
Таблица 1.9
Показатели | Варианты | ||||||||||
Серия локомотива | ВЛ-10 | ВЛ-80 | 2ТЭ116 | ТЭП10 | ВЛ-80 | ВЛ-10у | ВЛ-80р | 2ТЭ116 | ТЭП10 | ВЛ-80с | |
Линейный пробег, , тыс. лок-км | 3506,9 | 4185,6 | 1623,4 | 1187,6 | 5023,7 | 3705,6 | 4275,0 | 1582,8 | 1143,0 | 5563,9 | |
Цена локомотива, , тыс. руб. | |||||||||||
Среднесуточный пробег, , км | |||||||||||
Примечание. Норму амортизационных отчислений принять по табл. 1.8.
РАСЧЕТНЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК
Официальная калькуляция ограничивается расчетами средних величин себестоимости перевозок грузов и пассажиров. Вместе с тем для решения многих практических вопросов работы железнодорожного транспорта необходимы данные о величинах себестоимости перевозок грузов и пассажиров в конкретных условиях: на отдельных направлениях и участках железных дорог; в груженом и порожнем направлениях; в разных категориях поездов и типах вагонов; по отдельным родам грузов; при неодинаковой дальности перевозок, различной технической вооруженности и т. д.
Существует несколько методов калькуляции себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных:
1) непосредственного расчета (по отдельным статьям номенклатуры расходов);
2) единичных расходных ставок;
3) коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости;
4) удельных весов расходов;
5) коэффициентов влияния;
6) укрупненных расходных ставок
Таблица 2.2
Пример
Расчет величин измерителей на 1000 ткм нетто
1. Вагоно-километры
= .
2. Вагоно-часы
= = .
3. Часы работы поездных бригад
1000 + 31,2727 × 23,25 = 1727,0903.
= .
= .
= 0,0093 × 0,1 × 1,3 = 0,0012.
4. Локомотиво-километры общего пробега
= 0,4668 (1 + 0,13) = 0,5275.
5. Локомотиво-часы
= 0,4668 (1 + 0,10) = 0,5135.
= = .
6. Часы работы локомотивных бригад
= .
= 0,010 × 1,44 = 0,0144.
7. Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов
=
= 1727,0903 + 184 × 0,5135 = 1821,5743.
8. Расход электроэнергии на тягу поездов
= = .
9. Локомотиво-часы маневровой работы
= .
10. Количество грузовых отправок
= .
Результаты расчета эксплуатационных расходов на 1000 ткм и себестоимости 10 ткм нетто необходимо оформить в табл. 2.3.
Полученные в примере зависящие расходы на 1000 ткм нетто составляют 114,48 руб. (сумма расходов, приходящихся на каждый измеритель).
Удельный вес зависящих от размеров движения расходов принять по табл. 2.2.
Например, если доля зависящих расходов составляет 41%, то 59% приходится на условно-постоянные расходы, т.е. в абсолютном выражении величина независящих расходов составит
164,74 руб.
Общая сумма расходов, приходящихся на 1000 ткм, составляет 279,22 руб.
Себестоимость 10 ткм нетто определяется следующим образом: