Размещение материалов на полках
Многие виды затрат, связанных со складированием, относятся к постоянным (арендная плата, местные налоги, оплата коммунальных услуг и амортизация). Некоторые из этих постоянных затрат определяются политикой менеджмента, например инвестициями в запасы. Основная статья переменных затрат связана с характеристиками размещения и сильно зависит от времени на размещение предметов на хранение, на добавление к ним других единиц или изъятие единиц из хранения. Когда на складе имеются тысячи единиц, даже небольшая разница в том, как они располагаются, может привести к существенному изменению качества обслуживания и затрат.
Задача
На стеллаже небольшого склада в пятилитровых банках хранится краска девяти цветов. В горце стеллажа располагается прилавок, где работает кладовщик. Еженедельный спрос на краску выглядит следующим образом.
Краска | красная | голубая | белая | черная | коричневая | зеленая | желтая | серая | розовая |
Банки, шт. |
Разработайте общую схему стеллажа при условии, что краска хранится в контейнерах шириной 5 м. Как она изменится, если размер контейнера будет меняться с изменением еженедельного спроса?
Решение
Здесь вполне обоснованная цель – минимизировать расстояние, которое надо преодолеть кладовщику, учитывая, что каждая банка краски требует отдельной операции. Краски следует разместить таким образом, чтобы цвета, запрашиваемые чаще других, располагались ближе к участку выдачи, поэтому целесообразно разместить краски в следующем порядке:
белая, черная, коричневая, желтая, голубая, зеленая, красная, розовая и серая (рис. 11.6). Полагая, что банки располагаются в середине контейнера, определим общее расстояние, которое проходит кладовщик за неделю:
2 * (2,5 * 1290 + 7,5 * 960 + 12,5 * 480 + 17,5 * 360 + 22,5 * 210 + 27,5 * 180 + 32,5 * 150 +
+ 37,5 * 90 + 42,5 * 60) = 86400 м.
Рис. 11.6. Расположение красок в решаемой задаче
Если размер контейнера пропорционален недельному спросу и предполагается, что краска берется из середины контейнера, краску можно хранить в любом порядке, так как пройденное расстояние будет одинаковым при любом расположении контейнеров.
Время оборачиваемости
Помимо размещения участков хранения эффективность склада также зависит от того, насколько быстро здесь работают с транспортными средствами. Существует несколько показателей времени оборачиваемости(turnaround time), но наиболее общим является время между прибытием транспортного средства (либо доставляющим материалы, либо забирающим их) и его отправкой. Операторы транспортных средств получают плату в основном за пробег, поэтому они не хотят, чтобы транспортные средства долго простаивали на складе во время погрузки и разгрузки. Вот почему, скажем, авиакомпании стремятся, чтобы пассажиры быстрее выходили из самолета, чтобы разместить в нем других пассажиров и отправить самолет в следующий полет. В то же самое время существуют ограничения по площади разгрузочных платформ, поэтому их следует освобождать как можно быстрее, чтобы получить высокие показатели оборачиваемости.
Таким образом, все заинтересованы минимизировать время оборота. Этому могут помочь три подхода. Во-первых, можно укомплектовать заказы заранее, тогда погрузка на автомобиль осуществляется быстро, и он без задержки продолжает движение. Во-вторых, для ускорения процесса можно применять специальное погрузочное и разгрузочное оборудование. Например, установка роликов в кузове транспортных средств позволяет проводить погрузку и разгрузку на 5 минут быстрее. В-третьих, отсеки можно загружать более продуманно, чтобы минимизировать «пробки», когда одни виды продукции мешают работе с другими.
|
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДА
Показатели работы склада- технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.
Грузооборот склада | Характеризует трудоемкость работы и исчисляется числом тонн грузов различных наименований, прошедших через склад за установленный отрезок времени (сутки, месяц, год) |
Удельный грузооборот | Количество груза на 1м2 складской площади |
Коэффициент неравномерности загрузки склада | Отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада |
Суммарная работа склада | Выражается в тонно-сутках хранения груза и определяется умножением количества тонн в отдельной партии груза на число суток их хранения |
Интенсивность прохождения грузов (коэффициент оборачиваемости) | Объем выдачи со склада, отнесенный к величине наличия на складе за определенный период времени |
Вместимость склада | Количество груза в тоннах или кв.м, которое может единовременно вместить склад |
Грузонапряженность склада | Характеризует его загрузку в m в расчете на площадь склада, предназначенную для непосредственного хранения груза |
ЗАДАЧИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ