Другие виды складской деятельности
Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров. В настоящее время организации пытаются перемещать материалы через цепь поставок быстро, поэтому роль складов изменилась. Сейчас они скорее рассматриваются как промежуточные пункты, через которые материалы перемешаются как можно быстрее. Поскольку их значение в долгосрочном хранении товаров снизилось, они стали удобными местами для выполнения ряда других работ. Они, например, считаются лучшим местом для сортировки материалов, их упаковывания и объединения.
Представьте себе заказчика, которому нужен неполный грузовик разных материалов от разных поставщиков. Неполная загрузка — количество продукции, которое не полностью заполняет транспортное средство; это может быть полконтейнера или часть полного фургона. Поэтому можно услышать краткие термины TL (с полной загрузкой автомобиля) или LTL (с неполной загрузкой автомобиля), относящиеся к грузовым операторам. Вы не ошибетесь, если посчитаете, что затраты на единицу перевозимого груза, т.е. тарифы, при перевозке категории LTL выше, чем у категории TL. Нашему заказчику требуется несколько доставок с неполной загрузкой, поэтому он сможет снизить затраты, объединив доставки до полной загрузки. Ему следует получить все неполные загрузки на складе, расположенном возле поставщиков, объединить их до полной и оплатить их доставку в нужное место по тарифам полной загрузки (рис. 11.1). Дополнительные затраты на объединение более чем покрываются снижением затрат на перевозку. Именно таким образом зарабатывают свои деньги грузовые экспедиторы.
Другая форма объединения применяется тогда, когда производитель выпускает или покупает комплектующие готовой продукции в разных местах. В этом случае он может поручить доставить все комплектующие на один склад, где из них собирается готовый продукт, после чего организуется его доставка до потребителей. Например, производитель компьютеров может собирать на центральном складе клавиатуру, полученную из Бразилии, программное обеспечение — из США, монитор — из Великобритании, динамики из Тайваня, а основной блок — из Японии, и т.д. На складе сотрудники собирают из компонентов готовую систему и доставляют ее потребителям.
Такой вариант объединения может идти дальше, чем простое помещение в одно место материалов, поступивших из разных источников. Здесь может осуществляться окончательная сборка и упаковка, чтобы получить единый продукт, а в отдельных случаях в ограниченном масштабе может совершаться окончательная производственная доводка. Это является основой для уменьшения коммерческого риска в виде отсрочки(postponement), когда последние этапы производства не выполняются до последнего возможного момента. Как мы видели в гл. 2, такая отсрочка позволяет получать преимущество за счет сокращения запасов и повышения гибкости, так как можно удовлетворить последние требования, предъявляемые заказчиками.
Рис. 11.1. Использование склада для сокращения затрат на перевозку
На складах также занимаются операцией, противоположной объединению, — разрознивают опт(break-bulk). В этом случае поставщик отправляет весь заказ для конкретной территории одной доставкой на местный склад. Склад разрознивает эту партию на отдельные заказы и отправляет их каждому заказчику.
Таким образом, видно, что склады все чаще становятся местом сортировки продукции и выполнения с материалами каких-то работ, а не просто местом их хранения. В некоторых случаях на складах выполняют некоторые виды работ, но при этом материалы не попадают на хранение. Такой вариант называется перевалкой (cross-docking). Поступление материалов на склад координируется с моментом отправки их заказчикам, чтобы они передавались непосредственно из зоны поступления в зону погрузки и тут же отправлялись для доставки потребителям. На практике этот процесс может быть несколько отсрочен, но отсрочка обычно не превышает 24 часов. Некоторые перевалочные хранилища даже не имеют условий для хранения, а разработаны для непосредственной передачи материалов, скажем, с одного грузовика на другой. Помимо сокращения запасов, это также устраняет все виды деятельности, не добавляющие ценности, которые появляются при загрузке материалов на хранение и последующей их перегрузке. Дейл Росс (Dale Ross), директор по логистике компании Oshawa Foods из Торонто, считает, что «переотправка продукции с полной паллеты может сэкономить 60% прямых затрат компании на труд основных складских работников».