Международные транспортные коридоры Республики Беларусь.

На второй Общеевропейской конференции по транспорту на о. Крит (Греция) в марте 1994 года были определены 9 общеевропейских транспортных коридоров, инфраструктуру которых решено модернизировать и довести до соответствия текущим и будущим потребностям в перевозках в условиях развивающейся Европы. Критский транспортный коридор №2имеет маршрут Берлин–Варшава–Минск–Москва.

Намерение заинтересованных стран – Беларуси, России, Германии и Польши – продлить транспортный коридор №2 до Екатеринбурга будет способствовать еще более полному использованию потенциала железнодорожного транспорта на самом коротком и экономичном железнодорожном пути, соединяющем Европу и Азию. Стыковка второго транспортного коридора с Транссибирской магистралью открывает колоссальные возможности беспересадочного выхода на Китай, Монголию, Корею, Японию.

Другой важной составляющей транспортной системы Республики Беларусь является участок Критского коридора №9 (№9 «граница Российской Федерации–Витебск–Гомель–граница Украины» и №9В «Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда»), соединяющий Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию, Грецию. Благодаря наличию этого коридора организована устойчивая транспортная связь между северными и южными морями Европейского континента.

Белорусские участки коридора №9 включают маршруты:

· №9 – автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации–Витебск–Могилев–Гомель–граница Украины – 456 км;

· ответвление №9В – автомобильная дорога Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда–Калининград – 468 км.

33.Виды транспорта, технико-экономические особенности наземных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт отличает:

· относительно невысокая стоимость перевозок;

· большая грузоподъемность;

· сравнительно высокая скорость доставки грузов на большие расстояния;

· способность перевозить широкую гамму различных грузов;

· независимость от климатических условий.

Однако возможность использования железнодорожного транспорта зависит от расположения железнодорожных путей, определяется значительными материальными и финансовыми затратами, связанными со строительством, эксплуатацией и содержанием железных дорог и станционных сооружений.

При железнодорожных перевозках имеет место перевалка грузов и пересортировка вагонов, что требует достаточно прочной упаковки товаров, создает условия для хищения перевозимых грузов.

Для автомобильного транспорта характерны следующие преимущества:

· экономичность и большая скорость перевозки на сравнительно небольшие расстояния;

· маневренность, срочность и регулярность доставки;

· возможность организации современных видов доставки («от двери до двери», «точно в срок»);

· невысокие требования к упаковке;

· большая сохранность грузов.

Использование автомобильного транспорта ограничено при перевозке значительных партий грузов на большие расстояния, поскольку он является достаточно дорогим видом транспорта, его эксплуатация зависит от состояния дорожной сети, погодных условий.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь составляет более 80 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием еще недостаточна и ниже, чем в соседних государствах (Украина, Литва, Латвия, страны Западной Европы). Наиболее густая сеть автомобильных дорог в западных и центральных районах: Берестовицком, Волковысском, Зельвенском, Жабинковском, Дзержинском, Несвижском, Клецком и др.

Особенностями трубопроводного транспорта являются низкая себестоимость транспортировки, высокий уровень автоматизации технологических операций, обеспечение непрерывности подачи груза, независимость от погодных условий. Однако строительство трубопроводов требует значительных материальных средств, а транспортировка конкретных, ограниченных по номенклатуре грузов возможна только в одном направлении.

На территории республики функционируют магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории Республики Беларусь магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 2,9 тыс. км; природного газа – 5,9 тыс. км и нефтепродуктов – 1,2 тыс. км.

34.Виды транспорта, технико-экономические особенности воздушного транспорта.

К достоинствам воздушного транспорта относятся:

· высокая скорость доставки;

· возможность доставки грузов в районы, где не могут быть использованы другие виды транспорта;

· высокая сохранность груза при перевозке;

· возможность использования более простой упаковки;

· высокий уровень сервиса.

Однако авиатранспорт является самым дорогим видом транспорта, и используется, прежде всего, при перевозке дорогостоящих и скоропортящихся грузов. Необходимо учитывать также удаленность аэропортов от предприятий и большое количество ограничений по габаритным и весовым параметрам грузов, а также зависимость воздушного транспорта от работы наземных служб и погодных условий.

Технология работы имеет свои особенности. Движение осуществляется: строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле, по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолета.

35.Виды транспорта, технико-экономические особенности водных видов транспорта.

Морскому транспорту присущи следующие достоинства:

· низкая себестоимость перевозок, что особенно важно при значительных расстояниях транспортировки;

· большая грузоподъемность судов;

· незаменимость, в силу географических особенностей расположения производителей и потребителей сырья, материалов и продукции;

· возможность перевозки широкой гаммы различных грузов, в том числе и с использованием контейнеров;

· незначительная зависимость от погодных условий.

В тоже время использование морского транспорта ограничивается пропускной способностью портов и каналов, сезонным характером перевозок в северных районах. Для морского транспорта характерна небольшая скорость перевозок и необходимость тщательной упаковки грузов.

Основными достоинствами речного транспорта являются:

· невысокая себестоимость перевозок особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;

· большая грузоподъемность;

· возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.

Однако использование речного транспорта предполагает значительные материальные затраты, связанные со строительством, эксплуатацией и содержанием гидротехнических сооружений. Транспортировка грузов речным транспортом сопряжена с необходимостью учета естественного географического расположения водных путей, которые часто не совпадают с необходимым направлением грузопотоков. Немаловажной проблемой при использовании речного транспорта является сезонность работы на большинстве рек мира.

Судоходными путями Республика Беларусь связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские страны и черноморские порты. Однако по маневренности, скорости этот вид транспорта уступает другим. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет около 2000 км. В республике функционирует 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск). Порты Мозырь, Гомель имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. Порт Брест имеет железнодорожные подъездные пути западной колеи, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

36.Методика выбора вида транспорта.

Выбор транспорта, наилучшим образом отвечающего характеру перевозимого груза, требованиям к организации перевозочного процесса является одной из важнейших и достаточно сложных задач логистики: товародвижения во внешнеэкономической деятельности. Она решается во взаимной связи с такими задачами логистики, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки, стоимость упаковки и др. От выбора вида транспорта зависит уровень цен товаров, своевременность их доставки и состояние в момент прибытия к месту назначения. При принятии решения следует учитывать технико-экономические характеристики, достоинства и недостатки различных видов транспорта. В самом общем виде подходы к использованию отдельных видов транспорта в системе международного товародвижения возможно осуществить на основе следующих основных положений.

Использование железнодорожных перевозок ограничено существующими путями сообщения. Для этого вида транспорта характерен достаточно высокий удельный вес затрат на содержание постоянных устройств, условно не зависящих от объема перевозок (содержание путей сообщения, средств связи и сигнализации, различных искусственных сооружений и т.д.).

В отличие от железнодорожного транспорта затраты на содержание постоянных устройств на автомобильном транспорте сравнительно небольшие, что и обеспечивает ему конкурентоспособность при перевозках. Возможность бесперегрузочной доставки груза от склада отправителя до склада получателя, а также гибкость в отношении выбора маршрута перевозки обеспечивает автомобильному транспорту основную роль во ВЭД при доставке грузов конкретному потребителю.

Трубопроводный транспорт на территории Республики Беларусь широко используется для транспортировки нефти и газа. Доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте республики существенна и составляет более 50%, в том числе нефтепроводов около 38%.

Этот вид транспорта обеспечивает надежную бесперебойную подачу нефти и газа в любое время, имеет высокую пропускную способность и низкую по сравнению с железнодорожным и водным транспортом себестоимость.

Воздушный транспорт наиболее эффективен при перевозках срочных, дорогостоящих и скоропортящихся грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах авиатранспорт становится конкурентоспособным с железнодорожным и автомобильным транспортом.

Для морского транспорта характерна низкая себестоимость перевозки и высокие затраты но использованию и содержанию устройств для начально-конечных операций (портовое обслуживание судов, погрузочно-разгрузочные операции и т.д.), что снижает его конкурентоспособность при перевозках на коротких маршрутах. При перевозках на дальние расстояния, особенно в конкретных географических условиях, морской транспорт практически не имеет конкурентов.

Исключительной сферой применения внутреннего водного транспорта и, прежде всего, речного являются массовые перевозки грузов в районах, где недостаточно развита сеть путей сообщения железнодорожного и автомобильного транспорта. Однако необходимость строительства на многих реках дорогостоящих гидросооружений и судоходных каналов, а также несовпадение в ряде случаев направлений течений некоторых рек с направлениями основных грузопотоков, сезонность перевозок ограничивают использование этого вида транспорта.

В качестве основного критерия выбора вида транспорта при международных перевозках грузов должны, прежде всего, приниматься минимальные общие издержки потребителя транспортных услуг. Однако наряду с величиной общих издержек товародвижения необходимо учитывать также ряд других факторов, влияющих на выбор транспорта. Остановимся более подробно на основных из них.

Вид и характер перевозимых грузов. В ряде случаев они однозначно предопределяют выбор конкретного вида транспорта. В частности для скоропортящихся грузов необходимо использовать авиатранспорт или рефрижераторы железнодорожного и автомобильного транспорта. Массовые, наливные и навалочные грузы (сырая нефть и нефтепродукты, зерно, железная руда, каменный уголь, удобрения и т.д.) в большей степени ориентированы на перевозку железнодорожным, морским и речным транспортом.

Расстояние и маршрут перевозки. Они определяются местом загрузки и конечным пунктом назначения. При межконтинентальных перевозках обычно используют морской и авиатранспорт, а для внутриконтинентальных предпочтение чаще отдается железнодорожному и автомобильному транспорту. Затраты на перевозку грузов состоят из издержек, связанных с выполнением начально-конечных операций и издержек, связанных непосредственно с перемещением груза. Издержки по начально-конечным операциям, включая и погрузо-разгрузочные работы, определяются, прежде всего, количеством перевозимого груза и не зависят от расстояния перевозки. Издержки по перемещению груза находятся в прямой зависимости от расстояния перевозки, а отнесенные на 1 ткм, остаются неизменными. Следовательно, морской и железнодорожный транспорт, у которого издержки начально-конечных операций относительно большие, нецелесообразно по экономическим показателям использовать для перемещения грузов на короткие расстояния. Автомобильный транспорт, для которого характерны относительно небольшие издержки по начально-конечным операциям, но более значительные расходы на перемещение груза, имеет определенные преимущества при перевозках на короткие расстояния. Установлено, что железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевозках на расстояния более 1000 км, а при перевозках грузов на расстояния до 1000 км более экономичен автотранспорт.

Время доставки груза. Является одним из факторов эффективности использования различных видов транспорта. Оно определяется скоростью перемещения, продолжительностью погрузо-разгрузочных работ и других перевозочных операций (формирование железнодорожных и речных составов шлюзование и т.д.). От времени доставки зависит и стоимость грузовой массы, омертвленной в процессе перевозки, а также, следовательно, изменяются затраты, связанные с реализацией продукции. Самый быстрый способ доставки грузов обеспечивает авиатранспорт, однако, себестоимость перевозки у него очень высокая.

В настоящее время как с точки зрения скорости доставки, так и экономичности, рынок транспортных услуг все больше завоевывается автомобильным транспортом.

Стоимость доставки груза до магистрального транспорта. В ряде случаев она может оказаться достаточно весомой, особенно при воздушных и морских перевозках, когда порты находятся на значительном удалении от производителей и потребителей перевозимой продукции. Эти издержки имеют место и при использовании железнодорожного транспорта, хотя в данном случае они обычно несколько меньше по величине.

Стоимость упаковки перевозимой продукции в значительной мере определяется выбранным видом транспорта. Наиболее простая и долевая упаковка требуется при воздушных перевозках, а наиболее дорогая - при морских. Эмпирически установлено, что если стоимость упаковки превышает 8% стоимости перевозки, следует рассмотреть вопрос об изменении вида транспорта.

Среди существующих формализованных способов выбора вида транспорта наиболее часто используется метод экспертной оценки, разработанный американским ученым Ф.Котлером.

37.Организация смешанных и комбинированных перевозок грузов.

Значительное сокращение затрат на международные транспортные операции может быть достигнуто путем использования смешанных (комбинированных) перевозок грузов.

Международные смешанные перевозки грузов представляют собой перемещение грузов из одной страны в другую, по меньшей мере, двумя видами транспорта, что дает возможность эффективно использовать технические, экономические и экологические преимущества каждого из них. Перспективными направлениями развития смешанных перевозок являются, прежде всего, перевозки из стран СНГ, Японии и Китая в Западную Европу и обратно. Здесь возможно использование различных вариантов сочетания автомобильного, железнодорожного и морского транспорта. Смешанные перевозки, в свою очередь, делят на интермодальные, мультимодальные и комбинированные.

Комбинированная перевозка – это интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой начальный и/или конечный отрезок пути, на котором используются автомобильный транспорт, является сравнительно коротким.

Интермодальная перевозка представляет собой последовательную перевозку грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта.

Мультимодальная перевозка – последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта.

Комбинированнаяперевозка представляет собой перевозку грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Характерными признаками комбинированных перевозок является то, что грузы перевозятся укрупненными грузовыми местами, а перевозки осуществляются без их перегрузки – от склада грузоотправителя до склада грузополучателя («от двери до двери»). Комбинированные перевозки невозможны без унификации и укрупнения грузовых мест, в результате чего появились поддоны и контейнеры, наметились тенденции к созданию современных транспортно-технологических систем перевозок грузов.

При комбинированных перевозках наибольшее распространение получили следующие транспортные технологии:

· контейнерные перевозки;

· перевозки железнодорожным или водным транспортом подвижного состава автомобильного транспорта.

Комбинированные железнодорожные перевозки подвижного состава автомобильного транспорта, выполняющего транспортную операцию, получили название контрейлерных перевозок. Автомобильный перевозчик в данном случае несет полную ответственность за перевозку груза от ее начала и до ее конца, а железнодорожный ограничивается перевозкой транспортных единиц от станции до станции, включая, как правило, перегрузочные работы на станциях. Контрейлерные перевозки представляют собой перевозки на специализированных железнодорожных платформах таких средств автомобильного транспорта, как:

· съемный кузов;

· отдельный грузовой автомобиль;

· отдельный полуприцеп;

· тягач с полуприцепом;

· автопоезд (грузовой автомобиль с прицепом).

Контрейлерные системы перевозки позволяют более полно использовать преимущества как автомобильного, так и железнодорожного транспорта.

Достаточно развитая сеть автомагистралей России, Беларуси и стран Европы позволяет мобильному автотранспорту обеспечить подъезд к железнодорожным станциям, где железнодорожный транспорт, предназначенный для массовой перевозки грузов, соединяет транспортные узлы, расположенные друг от друга на значительном расстоянии, При контрейлерных перевозках возможно применение двух вариантов промежуточной доставки автотранспортных средств железной дорогой. По первому – тягач и полуприцеп ставятся на специальную железнодорожную платформу. После достижения конечного пункта железнодорожной перевозки водитель продолжает движение автопоезда. По второму варианту полуприцеп следует по железной дороге отдельно от тягача. Водитель тягача доставляет полуприцеп до станции отправления и оставляет его как груз для железной дороги. Доставленный до станции назначения полуприцеп забирает уже другой тягач и транспортирует его к грузополучателю.

Контрейлерные перевозки позволяют сократить объем тяжеловесных грузов, перевозимых по автомобильным дорогам, повысить результирующую скорость и безопасность перевозки, значительно улучшить состояние окружающей среды, минимизировать криминогенную обстановку в пути следования, сократить простои на пунктах таможенного контроля, а также в значительной мере облегчить труд водителей.

38.Экологические требования к транспортным средствам, выполняющим международные перевозки.

Учитывая международный характер требовании к безопасности конструкции автотранспортных средств (АТС), ряд европеиских стран ратифицировали в 1958 году в Женеве в рамках КВТ ООН «Соглашение о принятии единообразных условии официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частеи механических транспортных средств» (Соглашение 1958 года). В рамках этого Соглашения страны-участницы разрабатывают единые предписания (Правила ЕЭК ООН), содержащие требования к АТС и методам их испытании. Соглашением 1958 года установлены специальные единообразные тебования к техническим службам и оборудованию для проведения испытании, а также процедура присвоения знака «Е» официального утверждения транспортного средства, отвечающего требованиям соответствующего Правила.

Международныи знак официального утверждения представляет собои круг, в которыи вписывается буква «Е» и цифра, обозначающая страну, где АТС или его отдельные части проходили сертификациюв соответствии с Соглашением 1958 г. Около круга представляются номер официального утверждения и различные символы, обозначения которых предписаны соответствующим Правилом ЕЭК ООН.

Номер знака «Е» присваивается каждои стране по мере ее присоединения к Соглашению 1958 года и готовности к проведению испытании. Правила ЕЭК ООН постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с повышающимися требованиями эксплуатации к техническому уровню АТС. Правила ЕЭК ООН являются обязательными к исполнению для ратифицировавших их участников Соглашения. При этом они не могут возражать против эксплуатации у них автомобилеи, получивших официальное утверждение любои из стран, присоединившихся к этому Соглашению.

Основные правила экологическои безопасности отражены в Правилах 49 и 51. Правило 49 представляет собои ограничения по токсичности отработавших газов двигателеи. Правило 51 представляет собои ограничения по шумности автомобилеиобщеимассои более 3,5 т и оставлено в зависимости от категории АТС по мощности двигателя. Эти требования прежде всего предназначены для производителеиавтомобилеи и являются критерием оценки для проедения сертификации.

Автомобиль должен удовлетворять техническим требованиям, которые деиствовали на момент его изготовления.

· Грузовик с низким уровнем шума

Он должен соответствовать нормам по уровню шума (до 80 дБА), что дает ему право двигаться ночью (с 22 00 до 5 00 час).

На такой грузовик заполняется сертификат, а для упрощения и ускорения процедуры пересечения границы на его бампере крепиться табличка зеленого цвета с белой окантовкой и буквой L белого цвета.

· Зеленый грузовик

Такой грузовик должен соответствовать следующим нормам: нормы выброса ЕВРО-1, нормы шума 78–80 дБА. На такой грузовик заполняется сертификат соответствия и устанавливается табличка с буквой U.

· Более зеленый и безопасный грузовик

Этот автомобиль должен удовлетворять следующим требованиям:

– автомобиль соответствует стандарту ЕВРО-2;

– автомобиль соответствует требованиям по внешнему шуму;

– автомобили и их прицепы должны иметь минимальную глубину протектора 2 миллиметра, боковое защитное устройство, световые указатели поворотов, предупреждающий аварийный треугольник красного цвета; автомобили должны быть оборудованы тахографом;

– автомобили должны иметь ограничитель скорости;

– автомобили большой длины и грузоподъемности должны иметь световозвращающие задние опознавательные
знаки;

– автомобили должны быть оборудованы антиблокировочной системой (ABS);

– автомобили должны иметь рулевое управление в соответствии с принятыми Правилами;

– автомобили должны выполнять требования теста, проводимого на пригодность к эксплуатации, в особенности по дымности и по работе тормозов. Этот тест должен проводиться раз в год и подтверждаться соответствующим сертификатом.

Знак, подтверждающий соответствие грузовика этим нормам, представляет собой букву S белого цвета на зеленом фоне, с белой окантовкой.

· Евро-3 безопасный грузовик.

Он должен соответствовать по выхлопу нормам Евро-3, по шуму – 78-80 дБА, а по требованиям безопасности «более зеленому и безопасному грузовику».

На такой грузовик оформляется сертификат соответствия и устанавливается зеленая табличка с цифрой 3 белого цвета.

39.Экологическая сертификация транспортных средств.

Подтверждение безопасности в обязательном порядке предусматривается только для тех видов продукции, не соответствующее изготовление или использование которой может представлять опасность (техническую, экологическую, пожарную) для здоровья людей или окружающей среды.

Сертификация транспортных средств, как источников повышенной опасности, необходима для всех типов ТС – разница только в наборе требований и подтверждаемых нормативных документах.

На сегодняшний день большая часть аспектов безопасности ТС регламентируется. Утвержден Технический регламент, определивший требования к вредным выбросам ТС. Документ заметно ограничил импорт не экологичных ТС. С этого момента сертификация транспортных средств в обязательном порядке включает в себя подтверждение стандарта Евро-4 – для этого определяется экологический класс автомобиля, данные вносятся в ПТС. У таких ТС легче запуск двигателя и меньше выброс вредных веществ, в т.ч. за счет потребления более «экологичного» топлива. Стандарт Евро определяет и требования к топливу. Несмотря на вступление в силу «топливного» Техрегламента, сертификаты Евро-4, полученные ранее, будут действительны до 2015 года (Евро-3 – до конца 2014, Евро-5 сроком не ограничены).

Определенная часть транспортных средств попадает под действие Техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», требования которого с января 2015 года будут основными для:

· мотоциклов, мотороллеров, трициклов и квадрациклов;

· автобусов, троллейбусов;

· пассажирских и грузовых ГАЗелей и т.п.;

· легковых автомобилей;

· грузовых автомобилей и их шасси;

· прицепов и полуприцепов;

· ТС повышенной проходимостии т.д.

Форма подтверждения соответствия (декларирование или сертификация транспортных средств) зависит от его типа и технических особенностей, соответственно определяется и схема, по которой будет проводиться сертификация транспортных средств в каждом отдельном случае. От схемы зависит и количество испытаний, и срок действия документа, и общая стоимость процедуры. Но в любом варианте срок действия сертификата по Техрегламенту не превышает пяти лет (ГОСТ – трех). Следует иметь в виду и требования к безопасности по другим ТР – к железнодорожному транспорту, к низковольтному и оборудованию для работы во взрывоопасных средах, для аппаратов, работающих на газообразном топливе. До вступления в силу соответствующих ТР сертификация транспортных средств будет проводиться в системе ГОСТ, но и в дальнейшем для обеспечения требований ТР необходимо (добровольное) соблюдение стандартов. Если сертификация транспортных средств проводится по ГОСТ, то в качестве отдельной и первоочередной процедуры необходима сертификация транспортных средств на соответствие пожарному ТР.

Сертификация транспортных средств в системе государственных стандартов возможна не только для продукции, не являющейся объектом техрегулирования по Техрегламентам, но и в качестве дополнения – на добровольной основе. Необходимость в этом может возникнуть в том случае, когда обязательной процедурой не предусмотрена оценка по показателям, отражающим преимущества продукции. Добровольная сертификация транспортных средств позволит заявителю выбрать набор параметров для испытаний и критерии оценки самостоятельно.

Отдельного внимания заслуживает сертификация транспортных средств в части их компонентов и запасных частей – двигателей, тормозных колодок и дисков, топливных баков, газовых баллонов, сцепления, рулей, колес и мн.др. Для большинства из них предусмотрена сертификация, как и для транспортных средств в целом – по Техрегламенту. Но в конкретном случае лучше проверить набор подтверждаемых нормативных документов (ТУ, ГОСТ, ТР).

40.Разрешительная система международных перевозок грузов.

На международные автомобильные перевозки грузов страны на основе двусторонних договоров обмениваются разрешениями и определяют случаи, когда разрешения не требуются. Обмен разрешениями производится в соответствии с квотами, установленными договорами. Под квотой подразумевается максимальное число выдаваемых разрешений на проезд транспортных средств из одной страны в другую в течение определенного периода.

При международной перевозке, производимой с использованием состава транспортных средств, включающих тягач и прицеп или полуприцеп, разрешение должно быть получено у компетентного органа страны, в котором зарегистрирован тягач. Это разрешение действительно для всего состава транспортных средств, даже если прицеп или полуприцеп не зарегистрированы на имя владельца разрешения или зарегистрированы в другой стране.

Разрешения на перевозки грузов можно разделить на следующие виды:

· двухстороннее (дают право на один въезд и выезд);

· транзитное (дают право на один транзитный проезд в прямом и обратном направлениях);

· в (из) третьи страны (дает право на одну перевозку между третьими странами). Данные разрешения называют также специальными;

· универсальное, которое применяется или как двухстороннее или как транзитное;

· универсальное, которое применяется или как двухстороннее или как разрешение на перевозку между третьими странами или на въезд (выезд) в двустороннем сообщении и выезд (въезд) по третьей стране или как транзитное;

· многоразовые универсальные разрешения (Беларусь обменивается такими разрешениями с ФРГ и Францией);

· многосторонние многоразовые универсальные разрешения СЕМТ/ЕСМТ;

· специальные разрешения на перевозки определенных (опасных, тяжеловесных, крупногабаритных) и некоторых других специфических грузов. К тяжеловесным и крупногабаритным относятся грузы, при перевозке которых возникает превышение предельных параметров транспортных средств по габаритам, полной массе или осевым нагрузкам.

В разрешениях могут устанавливаться дополнительные требования к условиям осуществления перевозок и параметрам транспортных средств.

Действительными на территории иностранного государства являются только заполненные подлинные разрешения с отметкой места и времени въезда на территорию государства (кроме разрешений СЕМТ). Если компетентные органы не отметили въезд, то это должен сделать сам перевозчик (водитель). При использовании разрешений СЕМТ обязательно заполнение на перевозку бортового журнала (дорожной книги). Бортовой журнал – многолистовая книжка установленной формы, сопровождающая использование разрешения CEMT и предназначенная для внесения в хронологическом порядке информации о каждой ездке транспортного средства с грузом и без груза. Порядок пользования разрешениями CEMT с января 2006 года установлен Резолюцией CEMT(CM)(2005)9/Final.

В соответствии с двусторонними договорами с отдельными государствами разрешения в (из) третьи страны не требуется (достаточно разрешений на двухсторонние перевозки), если при перевозке страна регистрации (Беларусь) пересекается транзитом обычным для движения путем. Некоторые государства (BG, H, KZ, LT, LV, NL, PL, RO, RUS, SK и др.) установили, что разрешения в (из) третьи страны требуются и в этом случае. Например, при перевозке груза перевозчиком Беларуси из Украины в Литву через Беларусь разрешение Украины в (из) третьи страны не требуется, а такого вида разрешение Литвы требуется. Но, если перевозка груза перевозчиком Беларуси будет выполняться из Украины в Молдову, то разрешения в (из) третьи страны требуется как для Молдовы так и для Украины.

41.Виды разрешения на международные перевозки.

На сегодняшний день для осуществления международных перевозок используются такие виды разрешений:

· разрешение для многократных поездок, его можно использовать максимальное число раз в пределах его периода действия;

· разрешение на осуществление одного рейса (туда и обратно);

· специальное разрешение для перевозки товаров или грузов из (в) третьи государства;

· разрешение на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок;

· разрешение на осуществление транзитного проезда;

· разрешение на определенное число поездок;

· многостороннее разрешение ЕКМТ.

Чтобы получить какой-либо вид разрешения на перевозку товаров или грузов, необходимо пройти не совсем простую процедуру.

Стоит начинать подготовку оформления документов с запроса к заказчику перевозки. Он должен вам предоставить чертежи, технические спецификации и метрические данные груза, который подлежит перевозке, и подробный маршрут следования, где должны быть указаны места выгрузки и погрузки груза. Когда эти документы будут у вас на руках, вы можете начать заполнять заявления на получение разрешения, оно и будет подаваться в соответствующую дорожную службу, всё будет зависеть от выбранного маршрута перевозки.

Далее необходимо пройти согласование и проверку предложенного вами маршрута в службе, куда было отправлено заявление. В процессе проверки и согласования во внимание берутся мельчайшие детали маршрута, которые могут повлиять на безопасность осуществляемой перевозки груза, к примеру, пересечение с железнодорожными путями, наличие газопровода.

Правила перевозки грузов четко прописаны в нормативно-правовых актах. Любое физическое или юридическое лицо, которое занимается грузоперевозками, и оказывает соответствующие услуги, обязано знать, и четко следовать всем правилам, касающимся доставки груза.

Документальное оформление перевозок грузов включает такие документы:

· Путевой лист транспортного средства, которое проводит грузовую перевозку

· Все перевозки грузов, которые проводятся на коммерческой основе, должны сопровождаться транспортной накладной

· Оформление перевозок грузов также включает добровольное и обязательное страхование, которое производится в соответствии с действующим законодательством

На сегодняшний день для осуществления международных перевозок используются такие виды разрешений:

· разрешение для многократных поездок, его можно использовать максимальное число раз в пределах его периода действия;

· разрешение на осуществление одного рейса (туда и обратно);

· специальное разрешение для перевозки товаров или грузов из (в) третьи государства;

· разрешение на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок;

· разрешение на осуществление транзитного проезда;

· разрешение на определенное число поездок;

· многостороннее разрешение ЕКМТ.


Наши рекомендации