Логистическая инфраструктура и транзитный потенциал Республики Беларусь
Логистическая деятельность является одним из наиболее перспективных направлений развития экономики Беларуси.Необходимость ее развития обусловлена как расположением страны на пересечении транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг, так и ее активным участием в интеграционных процессах, в т.ч. в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Действительно, здесь есть ряд достижений. Например, в прошлом году объем контейнерных перевозок в сообщении КНР – Западная Европа вырос в 2 раза и достиг 45 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Для обеспечения прямого присутствия на китайском транспортно-логистическом рынке в Пекине открылось представительство ООО «Белинтертранс-Германия».
По мнению первого вице-премьера, развитая логистическая инфраструктура оказывает непосредственное влияние на увеличение ВВП страны, с ее помощью значительно повышается качество обслуживания международных товарных потоков. За время реализации Программы развития логистической системы на период до 2015 года в создание логистических центров в Беларуси вложено более 4,6 трлн. Br (до деноминации), преимущественно за счет средств частных инвесторов.
По мнению правительства, это свидетельствует о заинтересованности в создании современной логистической инфраструктуры не только государства, но и бизнес-сообщества. Правда, на заседании не стали уточнять, как выглядит сегодня рынок складской недвижимости. Между тем независимые аналитики констатируют падение спроса на складские услуги и ставок аренды, низкую рентабельность логистических услуг и в целом – снижение привлекательности инвестиций в этой сфере.
Тем не менее в правительстве с оптимизмом смотрят в будущее белорусского транзита. «Нам необходимо продолжить работу, направленную на повышение качества и комплексности оказания логистических услуг, обеспечение развития логистической инфраструктуры и повышение эффективности ее использования. При этом качественному развитию логистической системы должно способствовать эффективное использование транзитного потенциала», – заявил В.Матюшевский.
Он предложил рассмотреть проект новой Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы, обсудить дальнейшие направления работы по развитию логистической системы и эффективному использованию транзитного потенциала, а также определить соответствие данной работы современным условиям и мировым тенденциям.
Проектом программы предусмотрены рост объема логистических услуг в 1,5 раза, увеличение общей складской площади логистических центров в 1,64 раза, рост доходов от транзита – более 1,5 млрд. USD.
Для разработки проекта концепции Государственной программы, помимо межведомственной рабочей группы, с целью учета международного опыта Минтранс привлек консультантов института по исследованию логистики и управления цепочками снабжения при институте развития Китая, а также китайской компании «Чайна Мерчантс Групп».
В основу программы включены положения ранее согласованного проекта Государственной программы развития логистической системы на 2016–2020 годы с подпрограммой «Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь, автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через Государственную границу». При этом из перечня мероприятий программы исключены мероприятия, требующие выделения средств республиканского бюджета.
Основными целями новой программы министр назвал совершенствование условий логистической деятельности, повышение эффективности использования инфраструктуры, необходимой для оказания логистических услуг и транзитного потенциала Беларуси.
Планируется, что ряд инвестиционных проектов по развитию логистической инфраструктуры и инфраструктуры, необходимой для осуществления транзита по территории республики, а также мероприятий, связанных с совершенствованием законодательства, развитием международного сотрудничества, информационно-коммуникационным развитием, будет финансироваться в рамках соответствующих программ по развитию транспорта, дорожного хозяйства, энергосистемы, услуг в сфере связи и информатизации, либо в форме государственно-частного партнерства. В программе декларируется намерение развивать конкурентную среду для деятельности логистических операторов (транспортно-экспедиционных компаний), в т.ч. за счет либерализации рынка транспортных услуг.
Повышению качества также должно способствовать внедрение в республике добровольной сертификации логистических услуг, транспортно-экспедиционной деятельности.
В программе значатся и меры, которые, по мнению разработчиков, помогут улучшить финансовое положение транспортных и логистических предприятий. Так, среди планируемых мероприятий упомянуто «совершенствование учета курсовых разниц, образующихся в результате переоценки активов и обязательств в иностранной валюте».
Для повышения качества и комплексности оказания логистических услуг программой предусмотрено дальнейшее совершенствование таможенного регулирования в отношении логистических центров, имеющих статус уполномоченного экономического оператора, внесение изменений в государственный стандарт в части расширения количества логистических услуг. Предполагается также сократить количество транспортных документов, необходимых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов и для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, расширить использование электронного документооборота в логистической деятельности, продолжить внедрение автоматической регистрации таможенных деклараций, автоматического выпуска товаров при помещении их под отдельные таможенные процедуры.
Проектом программы предполагается создание национальной интеллектуальной системы мониторинга товаров транспортных потоков на базе современных информационно-коммуникационных технологий, технологий автоматической идентификации и т.д.
Также предусмотрено совершенствование законодательства в области транспортной деятельности, в первую очередь Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
«Необходимо оперативно регулировать и уровень тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом», – добавил А.Сивак. Это потребует пересмотра тарифов, установленных постановлением Минэкономики от 23.04.2013 № 26. Кроме того, в программе значится проведение гибкой тарифной политики для обеспечения конкурентоспособности перевозок грузов на рынке транспортных услуг.
По словам министра, есть необходимость в оптимизации плана формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в международном сообщении в целях переключения дополнительных транзитных вагонопотоков на Белорусскую железную дорогу.
«Целесообразно продолжить работу по привлечению инвестиций в строительство транспортно-логистических центров, особенно с использованием воздушного транспорта», – считает А.Сивак. Заметим, что в рамках программы числится реализация мероприятий по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок (e-Freight).
Продолжится работа по созданию привлекательных условий для доставки товаров иностранными международными автомобильными перевозчиками в приграничные логистические центры, расположенные на территории Беларуси. В частности, власти намерены совершенствовать механизмы взимания сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования республики в целях развития транзитной привлекательности. Одновременно будет совершенствоваться и механизм контроля за проездом транспорта по платным участкам автомобильных дорог.
Важной задачей видится проведение переговоров с компетентными органами иностранных государств по вопросам совершенствования организации международных перевозок автомобильным транспортом, в т.ч. обеспечения белорусских перевозчиков грузов и пассажиров необходимым количеством разрешений на проезд по территории иностранных государств. Предлагается развивать гарантийные механизмы при транзите товаров автомобильным транспортом по таможенной территории ЕАЭС, а также расширять сотрудничество по координации развития транспортной инфраструктуры. Кроме того, в текущей пятилетке будут проводиться консультации с международными организациями по вопросам привлечения финансовых средств на развитие отечественной транспортной инфраструктуры.
В рамках дальнейшего упрощения контрольных процедур в отношении транзитных грузов предусмотрено совершенствование законодательства, регулирующего проведение пограничного таможенного и иных видов контроля в условиях одновременного сокращения времени на реализацию контрольных функций.