Материально-технической базы

РАБОТЫ ФЛОТА И ПОРТОВ

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D – масса вытесненной судном воды – равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна DB, – это макси­мальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива qT, воды qВ и грузов снабжения qCH, которые может принять судно:

DB = Q + qT + qВ + qCH.

Чистая грузоподъемность судна DЧ – это максимальное ко­личество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

DЧ = DB – (qT + qВ + qCH).

Грузовместимость судна – объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) – мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регист­ровой тонной, равной 2,83 м3.

Валовая (полная) регистровая вместимость судна Wбp – объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палу­бой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна Wнт – объем ком­мерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимо­стью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

Wнт = 2/3Wбp = 4/9DB = 8/27D.

Рейс судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное – от производительно­сти погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевоз­ке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна на­зывают простым. При перевозке грузов между несколькими пор­тами, в каждом из которых производится погрузка или выгруз­ка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт перво­начального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени Кх – отношение ходового вре­мени tх к общей продолжительности рейса Тр:

Кх = tх / Тр.

Коэффициент балластного пробега Kб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L:

Kб = Lб/ L.

Коэффициент загрузки судна Езаг показывает степень использо­вания грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Опре­деляется делением массы фактически принятого судном груза Qф на чистую грузоподъемность судна DЧ:

Езаг = Qф/ DЧ.

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных пе­реходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут пла­вать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна Еч опреде­ляется отношением тонно-миль материально-технической базы - student2.ru к тоннаже-милям материально-технической базы - student2.ru :

материально-технической базы - student2.ru .

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки материально-технической базы - student2.ru– комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяет­ся отношением тонно-миль материально-технической базы - student2.ru к числу затраченных тоннаже-суток материально-технической базы - student2.ru за определенный период времени:

материально-технической базы - student2.ru.

Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

материально-технической базы - student2.ru ,

где материально-технической базы - student2.ru – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

материально-технической базы - student2.ru ,

где материально-технической базы - student2.ru – время нахождения судна или флота в эксплуатации соот­ветственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Qп – общее количество грузов, проходя­щее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощ­ность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК Птпк – это максимальное ко­личество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на су­да за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Qopt – это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившей­ся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта мо­жет быть выше его установленной мощности, но не выше пропу­скной способности.

Пропускная способность порта Пп складывается из пропуск­ных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ Мвал характеризует ин­тенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчиты­вается как отношение количества груза, погруженного (выгру­женного) на судно материально-технической базы - student2.ru , к полному времени пребывания судна в порту tст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

материально-технической базы - student2.ru .

Чистая интенсивность грузовых работ Мч характеризует ин­тенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно материально-технической базы - student2.ru , ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна материально-технической базы - student2.ru

материально-технической базы - student2.ru .

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и по­грузочно-разгрузочных работ, производительность труда при пе­ревозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгру­зочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним отно­сятся:

-валовый доход в иностранной валюте материально-технической базы - student2.ru, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валюте материально-технической базы - student2.ru, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте Fч инв – важнейший показатель работы судна в загра­ничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

материально-технической базы - student2.ru ;

- валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях материально-технической базы - student2.ruна чистую валютную выручку Fч инв

материально-технической базы - student2.ru .

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

Наши рекомендации