Основные функции, преимущества

И НЕДОСТАТКИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОПОЛНЕНИЯ

МОРСКОГО ФЛОТА

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспорт­ной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприят­ными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три основные функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанно­стью российской стороны. В СССР из общего объема междуна­родных морских перевозок примерно половина грузов перевози­лась судами России, а половина – судами других стран. Это экс­порт на условиях СИФ и импорт на условиях ФОБ.

СИФ и ФОБ – это условия, на которых продается груз. СИФ означает «стои­мость, страхование, фрахт». Это условия продажи, при которых продавец (экс­портер) организует перевозку груза в оговоренный иностранный порт выгрузки за свой счет. В его обязанность входит также оплата морской страховки груза, но риск потери или повреждения груза лежит на покупателе. Цена включает в себя расходы по страхованию и фрахту. Фрахт – это аренда судна другой компании или страны.

ФОБ – «свободно на борту». Продавец обязан доставить груз на борт судна в порту погрузки, указанном в контракте продажи. Риск потери или повреждения груза переходит от продавца к покупателю, как только груз перейдет поручни судна. Все издержки, связанные с доставкой груза на борт судна, лежат на про­давце, в то время как фрахт, морское страхование и другие расходы, связанные с импортом, оплачивает покупатель.

К сожалению, в настоящее время большая часть внешнеторговых грузов перевозится флотом других государств, т. е. внешнеторговые контракты на экспорт внешнеторговых грузов заключаются в основном на условиях доставки грузов флотом покупателя (на усло­виях ФОБ).

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Малый каботаж – плавание судов в пределах одного или двух смежных мор­ских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Большой каботаж – плавание судов между портами разных бассейнов, разде­ленных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание свя­зано с заходами судов в иностранные территориальные воды.

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних пе­ревозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на не­которых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском мо­рях.

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экс­портные и импортные перевозки, а также перевозки грузов меж­ду иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Пере­возки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам. К сожалению, разо­рительная налоговая и таможенная политика привели к тому, что российский транспортный флот переориентируется на перевозку грузов ГИФ.

Преимущества морского транспорта заключаются в следующем: это основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные меж­континентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропуск­ная способность, что позволяет проектировать и строить транс­портные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ог­раничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топ­лива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспор­том в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя даль­ность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравне­нию с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависи­мость от географических особенностей и метеоусловий (тече­ния, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транс­портный флот. В условиях потери Россией многих крупных мор­ских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также за­мену списанного флота.

Наибольшая доля в объеме перевозок (две трети) и грузообо­роте морского транспорта приходится на междуна­родные сообщения.

Транспортный флот в настоящее время характеризуется значительным старением. Поэтому на возрождение мор­ского торгового флота требуются огромные средства. Какие же существуют пути по­полнения флота?

Первый – это государственные капиталовложения. Но из-за сложного финансового положения этот источник в ближайшие годы вряд ли станет главным. Хотя известно, что основные фон­ды морского транспорта настолько дорогостоящи как при строи­тельстве, так и при эксплуатации, что во всех странах он пользу­ется поддержкой государства.

Второй – выручка от обязательной продажи 50 % чистой ва­лютной выручки предприятий морского транспорта. Однако за­держки с возмещением предприятиям рублевого эквивалента пе­речисленной государству валюты делают и этот источник неста­бильным.

Третий – задержка списания старых судов. При этом необхо­дима их модернизация, которая может проводиться за счет средств, как самих судоходных компаний, так и иностранных партнеров в рамках совместных предприятий.

Четвертый – строительство новых судов за счет иностранных кредитов, полученных под залог строящегося судна. Однако вви­ду того, что закон Российской Федерации «О залоге» не признает­ся иностранными банкирами, построенные суда должны плавать под флагом страны-кредитора, а сам кредитор становится фрах­тователем. В течение шести–восьми лет кредит будет оплачен за счет полученного фрахта. Таким образом, реально это судно ста­нет национальной собственностью только в «среднем возрасте».

Важное знамение для отрасли имеет проведенная классифика­ция морских портов России. В результате этого мероприятия наиболее важные и крупные порты получили I категорию, кото­рая означает их федеральный статус. Более мелкие порты, по­лучившие II категорию, переведены под региональную юрисдик­цию. И, наконец, порты III категории – это порты местного значе­ния. Все эти преобразования привели к ликвидации старых судо­ходных концернов, разделению их на независимые порты и морских перевозчиков и уменьшили финансовую ответственность правительства за деятельность морского транспорта, а также по­ложили начало приватизации портов и судоходных линий.

Наши рекомендации