В любом случае поиск причин неисправностей двигателя всегда целесообразно начинать с наименее сложных и трудоемких операций.
Рекомендуется следующий примерный порядок поиска неисправностей, если двигатель не запускается.
Проверяется срабатывание электромагнитного клапана К (по характерному щелчку при включении зажигания), а также подача топлива в К топливным насосом, для чего достаточно отсоединить от тн шланг, идущий к К и покачать топливо рычагом ручной подкачки насоса. Если электромагнитный клапан карбюратора срабатывает, а тн подает топливо полной струей с достаточным напором, то переходят к проверке системы зажигания (сз), предварительно удалив с ее приборов и проводов высокого напряжения следы загрязнений и влаги, которые могут явиться причиной нарушения нормального искрообразования. Проверку работы сз двигателя на СТОА проводят на специальных стендах. В случае отсутствия стенда или необходимости поиска неисправности на месте проверка сз производится в следующем порядке:
а) на двигателях с контактной сз проверить исправность работы приборов сз по наличию напряжения на проводах высокого напряжения, идущих от катушки зажигания на центральную клемму распределителя зажигания и к свечам (проверка «искры»). Вынуть провод высокого напряжения из центральной клеммы распределителя или из наконечника любой свечи и, установив его на расстоянии примерно 3...7 мм от «массы» прокрутить коленвал двигателя стартером или пусковой рукояткой. При отсутствии искры переходят к проверке исправности цепи низкого напряжения, определяя с помощью индикатора или обычной лампочки подачу тока на клемму низкого напряжения распределителя зажигания.
б) на двигателях с электронной бесконтактной сз проверяют подачу импульсов тока низкого напряжения от коммутатора на катушку зажигания. Для этого отсоединяют от катушки провод, соединяющий ее с коммутатором, и присоединив к нему один контакт индикатора или лампочки, присоединяют другой контакт к «массе». Мигание индикатора или лампочки при прокручивании коленвала стартером указывает, что коммутатор исправен и обеспечивает подачу импульсов тока низкого напряжения на катушку зажигания. Затем переходят к проверке цепи высокого напряжения с помощью специального разрядника. Простейший разрядник состоит из двух металлических стержней, установлен на пластине из электроизоляционного материала заостренными концами по направлению друг к другу на расстоянии 7... 10 мм. К одному стержню подсоединяется провод высокого напряжения, снятый с любой свечи, а к другому — «масса» автомобиля, и проверяется наличие искры между электродами разрядника при прокручивании коленвала двигателя стартером. При наличии нормальной искры на свечах проверяют правильность установки угла опережения зажигания.
Затем переходят к более трудоемкой проверке К. Для этого из него вывинчивают штуцер топливного фильтра, очищают от загрязнений и продувают фильтр шинным насосом. Если этого недостаточно, то снимают крышку К, проверяют и регулируют уровень топлива в поплавковой камере К и продувают жиклеры. Если восстановить нормальную работу карбюратора с помощью указанных мероприятий не удается, то его снимают с автомобиля для ремонта.
Необходимо помнить, что при прокручивании коленвала двигателя стартером при нормальной подаче топлива и нарушении нормального искрообразования происходит «забрасывание» свечей бензином и нарушение их нормальной работы (электроды свечей мокрые). Поэтому при многократных пусках двигателя следует воспользоваться приемом запуска двигателя с «продувкой» цилиндров,при котором дроссельные заслонки К полностью открываются нажатием на педаль газа до упора, а также полностью открывается воздушная заслонка, которая при появлении «вспышек» при прокручивании двигателя стартером постепенно прикрывается вплоть до момента начала работы двигателя.
2. Двигатель работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу:
2.1. недостаточная подача топлива ввиду неисправности сп (тн, К),
2.2. нарушение нормального искрообразования при неисправности элементов сз или нарушения регулировки утла опережения зажигания;
2.3. повышенный износ деталей механизма газораспределения.
3. Двигатель не развивает полной мощности:
3.1. неисправность сз:
3.1.1. неисправность катушки зажигания;
3.1.2. неисправность распределителя или датчика-распределителя;
3.1.3. неисправность конденсатора;
3.1.4. неисправность свечей зажигания;
3.1.5. обрыв цепей тока низкого или высокого напряжения;
3.1.6. нарушение угла опережения зажигания.
3.2 неисправности сп:
3.2.1. нарушение уровня топлива в поплавковой камере К;
3.2.2. неисправность его ускорительного насоса или засорение жиклеров или каналов карбюратора;
3.2.3 повышенный износ деталей механизма газораспределения (износ кулачков распредвала, ослабление пружин клапанов);
3.2.4. недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя ввиду нарушения регулировки зазоров клапанов, их обгорания или деформации;
3.2.5. повышенный износ деталей группы цилиндр-поршень(износ цилиндров, износ или прогорание поршневых колец, прогорание поршней или прокладки головки цилиндров).
3.3. перегрев двигателя.
4. Повышенный расход масла:
4.1. утечка через плохо затянутые соединения и через изношенные или поврежденные уплотнения двигателя;
4.2. износ или закоксовывание поршневых колец, износа поршней и стенок цилиндров двигателя (при отсутствии утечек);
4.3. засорение системы вентиляции картера;
4.4. чрезмерный износ стержней клапанов, их направляющих втулок, а также маслоотражательных колпачков (колец);
4.5. заправка несоответствующим маслом;
4.6. износ масляного насоса(мн), неисправность редукционного клапана масляного насоса;
4.7. повышенный износ шеек и вкладышей подшипников коленвала.
5. Недостаточное давление масла:
5.1. пониженный уровнем в картере и его разжижение (при несвоевременной замене либо при попадании в систему смазки бензина из-за неисправности топливного насоса (тн));
5.2. большой износ коренных и шатунных подшипников коленвала и шестерен насоса, неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием.
5.3. полное отсутствие давления маслав сс двигателя: нарушение работы мн чаще всего в результате поломки его привода. При недостаточном рм происходит повышенное изнашивание деталей двигателя.