Практическое занятие №12. Изучение принципов организации движения на речном транспорте
Цель работы:изучение порядка движения и маневрирования судов, форм организации движения на речном транспорте и основных регламентирующих документов.
Принципы организации движения на внутреннем водном транспорте и работы речных портов имеют много общего с организацией работы на других видах транспорта, однако отличием речного транспорта является то, что на ход перевозочного процесса серьезно влияют метеорологические, гидротехнические, сезонные и другие условия.
Каждый год остаются неопределенными сроки открытия и закрытия навигации, меняются глубина фарватера и скорость течения.
Порядок движения и маневрирования судов, места размещения и режим работы навигационных огней и знаков, подачи звуков и зрительных сигналов устанавливаются в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям. Условия работы речных портов и пристаней определяются с учетом объемов их работы, технологии переработки поступления грузов.
Существенное влияние на организацию движения речных судов оказывает вид перевозок, который классифицируется в зависимости от вида перевозимого груза, способа движения (самоходные или несамоходные суда), дальности перевозок и района обслуживания (транзитные и местные), вида сообщения (прямое водное, прямые смешанные железнодорожно-водные или автомобильно-водные, смешанные река-море).
Также большое значение имеют размеры и стабильность грузо- и пассажиропотоков. С учетом этого на различных ВВП используются следующие формы организации движения транспортного флота:
- линейная (система регулярных взаимосвязанных грузовых или пассажирских маршрутов (линий));
- рейсовая (эпизодическая, оперативно решаемая потребность в перевозке определенной партии грузов);
- экспедиционная (кратковременные перевозки на малых реках).
Транспортные процессы на речном транспорте различаются в зависимости от состава операций - рейсы, обороты, замкнутые грузовые рейсы.
Под рейсомсудна понимают время, затрачиваемое на его движение от пункта отправления до пункта назначения. Для самоходных и несамоходных грузовых судов различают рейсы с грузом и порожние.
Оборот грузового суднаопределяется как интервал времени между двумя последовательными его подачами под погрузку.
Замкнутые рейсыскладываются из последовательных груженых и порожних рейсов или только из груженых рейсов прямого и обратного назначения.
Оперативное регулирование работы флота и портов, безаварийное плавание судов обеспечиваются соответствующим диспетчерским аппаратом. Главным документом, регламентирующим ход перевозочного процесса на ВВП, является график движения судов.
В основные задачи диспетчерского аппарата входят:
- организация движения груженых и порожних судовых потоков;
- регулирование числа судов, находящихся в эксплуатации судоходных компаний и на отдельных линиях;
- регулирование скорости движения судов;
- контроль за вводом судов в строй и выводом их из эксплуатации.
Кроме этого, диспетчерский пункт на ВВП осуществляет контроль за выполнением судами Правил плавания по внутренним водным путям и местных правил плавания; выдачу информации судам об их местоположении; сбор и передачу на суда навигационной и гидрометеорологической информации; постановку судов на якорные места; радиолокационное обеспечение плавания судов в условиях ограниченной видимости и при плохой погоде.
Диспетчерский аппарат порта регулирует:
- очередность обслуживания судов (для судов с различными эксплуатационными и экономическими характеристиками очередность обслуживания устанавливается с учетом сокращения времени нахождения в порту судов с более дорогими грузами);
- ресурсы порта (использование перегрузочного оборудования, загрузка причалов и т. д.).
Список литературы
1. И.Б. Сотников. Эксплуатация железных дорог в примерах и задачах. М.: Транспорт, 1990. -232 с.
2. Методические указания по расчету норм времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте. Утв. МПС РФ. М.: Транспорт, 1998. -84 с.
3. З.С. Бекжанов и др. Оформление и разработка графика движения поездов. Учебное пособие. Алматы, 1998.- 92 с.
4. Правила дорожного движения Республики Казахстан. Астана, 2006. -72 с.
5. Прейскурант №130105 «Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автотранспортом». Алма-Ата, 1989. – 87 с.
6. Методические рекомендации по определению и применению договорных тарифов на автотранспорте. НПО «Казавтотранстехника». Алма-Ата, 1991. -54 с.
7. А.И.Палий, З.В. Половинщиков. Автомобильные перевозки (задачник). М.: Транспорт, 1982. -92 с.
8. В.В.Русакова и др. Ценообразование и тарифы на перевозки грузов автотранспортом. М.: Транспорт, 1991. – 127 с.
9. М.С. Павлович. Справочник единых тарифов на грузовые и пассажирские перевозки и услуги автотранспорта. М.: Транспорт, 1985. – 165 с.
10. Н.Ашфорд, П.Х.Райт. Проектирование аэропортов, М.: Транспорт,1988. – 267 с.
11. Конвенция для унификации правил международных воздушных перевозок, ИКАО, Монреаль, 28.05.1999 г.
12. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, Варшава, 1929 г.
13. Л.Р. Аксютин Грузовой план судна: Учебное пособие. – Одесса: ЛАТСТАР, 1999. – 88 с.
14. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, Гамбург, 01.03.1978 г.
15. Л.Р. Аксбтин. Организация морских перевозок. Одесса: ЛАТСТАР, 2000. – 234 с.
Приложение 1