Практическое занятие№11. Технические устройства внутренних водных путей (ВВП)
Цель работы:изучение устройства гидротехнических сооружений.
Для обеспечения потребных размеров движения, более эффективного использования существующих внутренних водных путей, увеличения их пропускной способности, а также для борьбы с вредными воздействиями водной стихии создаются гидротехнические сооружения.
На рис. 11.1 приведена классификация наиболее часто используемых гидротехнических сооружений (ГС).
Рисунок 11.1 – Классификация гидротехнических сооружений
К водонапорнымГС относятся плотины, обеспечивающие поддержание требуемого уровня воды на ВВП. Водопроводящиесооружения предназначены для решения этой же задачи, но за счет подачи воды в заданный пункт.
Большое значение в создании единой сети водных путей сообщения имеют судоходные каналы, которые представляют собой искусственное русло правильной формы, по которому осуществляется движение судов на направлениях, где оно не производилось вообще либо по ним плавали суда недостаточной грузоподъемности. Различаются соединительные, обходные и подходные каналы.
Достаточно часто соединяемые между собой отдельные водные пути в силу местных условий имеют значительные перепады уровня воды, что не позволяет обеспечить нормальный режим движения судов. В этих случаях используются судоходные шлюзы(ШС) или транспортные судоподъемники(ТС).
Шлюзы (рис. 11.2) представляет собой сооружение, состоящее из нескольких камер и предназначенное для преодоления судами преград на ВВП за счет последовательного выравнивания уровня воды в камерах и подъема или опускания судна с одного уровня на другой.
Рисунок 11.2 – Схема судоходного шлюза
Шлюзование рек требует постройки плотин, которые создают подъем (подпор) воды на вышележащих участках. Их высоту и место подбирают таким образом, чтобы подпор от нижележащей плотины распространялся до вышележащей, а глубины ниже каждой плотины соответствовали заданным. При этом река разбивается на ряд участков, называемых бьефами (см. рис. 11.2). Суда из одного бьефа в другой переходят при помощи камерного шлюза.
Порядок шлюзования судна из верхнего бьефа в нижний следующий: при обоих закрытых воротах горизонт воды в камере выравнивается с помощью водопроводных галерей в один уровень с горизонтом верхнего бьефа, после чего верхние ворота открываются и суда входят в камеру. Затем закрываются верхние ворота и затворы верхних водопроводных галерей, после чего открываются затворы нижних водопроводных галерей. После выравнивания уровня воды в камере с горизонтом воды в нижнем бьефе открываются нижние ворота и судно выводится из камеры в нижний бьеф.
Оборудование шлюзов состоит из приспособлений для ввода и вывода судов, их швартовки, а также устройств сигнализации и управления механизмами.
Для швартовки устраиваются тумбы, рымы (кольца, крюки), располагаемые на стенках камеры в несколько горизонтальных рядов на уровне горизонтов верхнего и нижнего бьефов.
Размеры камеры шлюза определяются размерами и числом одновременно шлюзуемых судов. При этом расстояния между судами и стенкой шлюза, а также между судами, одновременно находящимися в камере шлюза, принимаются по длине от 2 до 5 м, а по ширине - от 0,2 до 1 м.
Транспортный судоподъемникпризван решать аналогичные задачи, но с использованием механических устройств (по принципу лифта).