Расчет эксплуатационных показателей нагрузки. Расчет эксплуатационных показателей скорости и времени. Расчет эксплуатационных показателей производительности.
Технические нормы речного транспорта служат основой для организации планирования работы флота в целом, они необходимы для организации высокопроизводительного труда плавающего и берегового контингента работников, планирования затрат труда и материальных ресурсов в отрасли. В общем виде под нормой понимается минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое к использованию, израсходованию для определенной цели.
Техническая норма - это мера затрат труда, времени, сырья, материалов на единицу продукции или мера количества продукции, которое может быть произведено в единицу времени при определенных технических средствах, организации и энерговооруженности производства.
В области эксплуатации транспортного флота устанавливают нормы загрузки (нагрузки) для грузовых судов, (массы) составов и объемов плотов для буксирных судов, скорости, времени на выполнение отдельных транспортных операций.
Технические нормы должны быть прогрессивными, должны учитывать достижения передовиков производства, в первую очередь членов судового экипажа, работников портов-пристаней, внедрение новой техники и прогрессивных технологий.
В практике эксплуатационной работы технические нормы определяют затраты времени, расход топлива, материалов и сырья на единицу продукции в соответствии с используемыми техническими средствами, организацией труда, его энерговооруженностью, уровнем культуры и квалификации работников.
Техническое нормирование составляет основу управления работой флота, создает необходимые предпосылки для планирования затрат труда и отрасли. Оно необходимо для наиболее производительной работы плавающего состава и работников портов-пристаней, обоснования рациональных технологических процессов, внедрения передового опыта, научно-технического прогресса.
Технические нормы являются исходной базой для разработки плана эксплуатационной работы пароходства.
Технические нормы устанавливаются по видам флота (грузопассажирские и несамоходные, отдельно сухогрузные и нефтеналивные; буксирные – на сухогрузных, нефтеналивных и плотовых перевозках); по типам судов (по нормам проектов или группам судов в определенном интервале грузоподъемности и мощности); по периодам навигации (половодье, весенний, меженный, осенний периоды, а с появлением судов на воздушной подушке и при широком использовании ледоколов – и зимний период); по составу перевозок (транзитные, местные, а для пассажирских судов – пригородные и внутригородские) и т.д.
Выполнение технических норм, положенных в основу разработки плановых документов (плана эксплуатационной работы пароходства, графика движения флота, профинплана судна, технологического процесса работы порта-пристани и др.), обязательно для всех подразделений речного транспорта, для всех работников эксплуатационного аппарата.
Анализ выполненных норм позволяет выявить недостатки в работе транспортного конвейера, установить его внутренние резервы, разработать и обеспечить внедрение путей эффективного использования выявленных резервов.
Основным методом установления норм по эксплуатации флота является аналитический. При аналитическом методе нормы проектируются на основе изучения и анализа приемов выполнения нормируемой операции и эффективности использования технических средств путем поэлементного расчета.
Другим методом обоснования норм по эксплуатации флота является опытно-статистический, который основан на использовании многократно повторенных фактических значений нормируемой величины, получаемых из отчетных документов.
Аналитический метод нормированиясостоит в том, что техническая норма устанавливается с помощью расчетной формулы, представляющей собой формализованную зависимость между уровнем проектируемой нормы и внешними факторами, выраженными в количественном виде. Качество нормирования зависит от правильности установления функциональных связей и соответствия их реалиям транспортного процесса. Аналитический метод относительно прост, чаще всего не требует больших затрат времени и легко применим в производственных условиях, чему способствует широкое внедрение компьютерной техники. Наличие определенных рамок (и весьма узких) использования аналитического метода объясняется тем, что далеко не все операции транспортного процесса могут быть описаны с помощью аналитических формул, в точности представляющих внутренние связи между многочисленными факторами, определяющими условия работы флота.
Опытно-статистический методнормирования предусматривает установление технической нормы на основе отчетных материалов, полученных в процессе работы флота: исполненного графика движения, путевых журналов судов, статистических форм учета обработки флота в пор-тах-пристанях (например, форма № 15-реч. - «Отчет о выполнении нормы времени обработки грузовых самоходных и несамоходных судов» и др.). Следует иметь в виду, что установление норм в этом случае основывается на материале прошлого, отражающего фактическое положение дел и учитывающего зачастую все недостатки в работе и, наоборот, не отражающего полностью прогрессивных форм и методов труда, непрерывно возникающих и прогрессирующих в условиях эксплуатационной деятельности любого транспортного предприятия.
Метод натурных наблюденийдовольно широко используется в практике нормирования на речном транспорте. Он дает возможность получить технические нормы, в наибольшей степени отвечающие требованиям научно-технического прогресса, учитывающие результаты внедрения новой техники, прогрессивной технологии, новаторского опыта передовиков производства, позволяющие выявить и установить пути использования внутренних резервов производства.
Натурные наблюдения могут выполняться различными способами, основными из которых являются: хронометраж (непрерывный или выборочный), моментные наблюдения, фотография рабочего дня (ФРД) или рабочего процесса (ФРП), фотохронометраж и др.
Хронометраж состоит в фиксации временных границ отдельных приемов (момента начала и окончания выполнения каждого), из которых складываются отдельные операции, и дальше - рабочие процессы и технологический процесс в его совокупности. Применение хронометража ограничивается рамками нормирования времени циклически повторяющихся приемов соответствующих операций технологического процесса работы флота (или перегрузочных механизмов, например цикла работы подъемного крана при грузовой обработке судна).
При непрерывном хронометраже наблюдения производятся без перерыва в течение всего технологического процесса, включающего всю совокупность приемов (или операций). В процессе выборочного хронометража наблюдения ведутся только за выполнением определенных заранее установленных приемов (или операций).
Способ моментных наблюдений можно считать некоторой разновидностью выборочного хронометража: он предусматривает изучение затрат времени на выполнение отдельных приемов (операций) в случайно выбранные моменты времени. С его помощью может быть установлена вероятность повторения того или иного приема (той или иной операции) при выполнении рабочего процесса.
Фотография рабочего процесса предусматривает изучение и регистрацию «фиксажных точек» (начало и конец каждого элемента технологического процесса) всех приемов, операций на протяжении всего исследуемого рабочего процесса. Наблюдение ведется непрерывно.
Фотохронометраж - сочетание приемов хронометража и ФРП или ФРД. Он используется в том случае, когда состав и последовательность выполнения отдельных приемов (или операций) непостоянны и могут меняться на каждом следующем этапе технологического процесса. Например, при нормировании затрат времени на грузовые и технические операции судна в начальном или конечном пунктах при установлении норм времени на погрузку (выгрузку или другую операцию грузовой обработки) может быть использован хронометраж, а для всех других составляющих этого технологического процесса - ФРП.
Все рассмотренные выше способы натурных наблюдений в настоящее время находят свое применение при установлении научно обоснованных норм при эксплуатации флота.
Норма загрузки грузовых самоходных и несамоходных судов – это максимальное количества груза, которое может быть размещено в грузовых помещениях и на открытой палубе судна при определенных технических характеристиках судна, свойствах груза и условиях плавания.
Норма загрузки зависит от следующих параметров:
v гарантированной глубины пути , м;
v нормируемого Правилами плавания по внутренним водным путям запаса воды под днищем ,м;
v высоты борта судна , м;
v нормируемой Речным Регистром высоты надводного (сухого) борта судна , м;
v осадки судна соответственно при полной загрузке (регистрационной), без груза (порожнем), при промежуточной (эксплуатационной) загрузке , , , м;
v регистрационной и эксплуатационной грузоподъемности судна , , т;
v объем а грузовых помещений (трюмов) судна , м3;
v коэффициента полноты использования трюмов ;
v площади грузовой палубы , м3;
v коэффициента полноты использования площади палубы ;
v средней высоты складирования груза на палубе при условии обеспечения остойчивости судна, видимости судового хода и допустимой удельной нагрузки на палубу ;
v грузовместимости судна , м3; ( )
v удельной грузовместимости судна , м3/т ( );
v удельного погрузочного объема груза ,м3/т.
Рассчитывают норму загрузки в следующем порядке.
Эксплуатационная осадка судна на основе гарантированной глубины
, (1)
или нормируемой высоты сухого борта
,
Загрузка судна
, (2)
Возможная загрузка судна в зависимости от удельного погрузочного объема груза
, (3)
Возможная по условия эксплуатации (осадки, высоты сухого борта, свойств груза) загрузка имеет минимальное значение из двух:
, (4)
Техническая норма скорости грузового самоходного судна или состава — это его скорость относительно берега, которую устанавливают по типам судов (составов) в зависимости от участка пути, направления движения и загрузки судна:
, (5)
где - расчетная скорость в спокойной воде судна в грузу или порожнем, км/ч; - потери или приращения скорости судна, км/ч.
Потери и приращения скорости представляют собой величины, выражающие совокупное влияние различных факторов на скорость судов и составов в речном потоке: скорости течения, изменения режима движения при их встрече и обгоне, изменения глубин, извилистости судового хода, уклона пути и др. Значения потерь (приращений) скорости судов и составов устанавливают государственные предприятия водных путей и каналов на основе исследований.
Расчетная скорость на глубокой спокойной воде грузового самоходного судна с полным грузом или порожнего (в балласте) является его паспортной характеристикой. Значения расчетной скорости грузового самоходного судна при различных осадках и эксплуатационной загрузке могут быть получены путем линейной интерполяции по формуле
, (6)
Расчетная скорость состава (м/с)
, (7)
где — мощность толкача, кВт; — приведенное сопротивление воды движению состава, кН-с2/м2;
,(8)
где — коэффициент счала; — число барж в составе; — приведенное сопротивление воды движению -й баржи.
Ходовое время судов и составов нормируется на основе технической скорости на каждом участке и протяженности участка (км): .
Данные о потерях (приращениях) скорости устанавливаются производственными объединениями водных путей на конкретный период навигации.
Валовое время обработки судна в порту складывается из времени грузовых работ (загрузки, разгрузки) и времени на выполнение технических и технологических операций.
Время грузовых работ (ч)
, (9)
где — судо-часовая норма времени грузовых работ, т/ч.
Началом грузовой обработки считается момент швартовки судна у причала, а при выполнении грузовых операций на рейде — момент постановки судна на рейд. Оканчивается грузовая обработка судна завершением последней вспомогательной операции: уборкой мостков, оформлением документов, креплением груза и т. д.
Время грузовой обработки состава, сформированного из нескольких барж и постоянно закрепленного за тяговым средством, или состава из грузового теплохода с приставкой зависит от соотношения числа грузовых судов в составе и числа взаимозаменяемых причалов в порту. Если в порту имеется один специализированный причал, неизбежна последовательная обработка судов и время грузовой обработки состава определяют как сумму обработки отдельных судов:
,(10)
— норма времени на грузовую обработку -го судна состава; — число судов в составе.
В тех случаях, когда число специализированных причалов в порту равно числу судов в составе, применяется их одновременная обработка, а валовое время обработки равно наибольшему времени обработки единичного судна: .
В норму стоянки судна под грузовой обработкой не входит время простоя по вине судовладельца или по метеорологическим причинам.
Нормами времени технических операций для транспортных судов являются регламентированные затраты времени на выполнение отдельных технических приемов, операций и рабочих процессов при обработке судов в портах, в пути и в пунктах смены тяговых средств. Под техническими операциями транспортного судна (состава) понимают ожидание выполнения им основных транспортных операций. Технологические операции характерны для судна (состава), находящегося в узле обслуживания транспортного флота. Время, необходимое для выполнения технологических операций, определяется технологией обслуживания и воздействия на транспортный процесс многих случайных факторов.
Время ожидания судном любого вида обработки может быть представлено как некоторая функция от продолжительности времени обработки :
, (11)
где — коэффициент учета связи между временем ожидания обработки и условиями, в которых протекает транспортный процесс.
Из большого комплекса эксплуатационных показателей можно выделить группу основных показателей, учитывающих главную сторону работы транспортных судов, связанную с перевозками пассажиров и грузов: нагрузка (а для пассажирских судов - населенность) по пробегу, техническая скорость с грузом (гружеными судами, с плотом), коэффициент использования времени на ход с грузом (гружеными судами, с плотом) и производительность в валовые сутки (в сутки эксплуатации).
Для расчета эксплуатационных показателей предварительно должны быть установлены:
а) количество транспортной продукции, подлежащей выполнению (если рассчитываются плановые показатели) или выполненной (при расчете отчетных показателей) судном (судами) за расчетный период;
б) затраты флота за тот же период времени, связанные с выполнением установленного выше объема транспортной продукции.
Нагрузка по пробегу - показатель, характеризующий степень использования судов при движении их с пассажирами, грузом, гружеными судами или с плотом:
- пассажирского судна
, (12)
- тоннажа (грузового судна)
, (13)
- тяги(буксирного судна)
, (14)
где - количество пассажирокилометров, подлежащих выполнению за расчетный период (или выполненных, если определяется отчетный - фактический показатель), пкм; - количество тонно-километров, подлежащих выполнению (или выполненных) за расчетный период, ткм; - количество место-километров, выполненных судном (группой судов) за расчетный период, место- км; - количество тоннаже-километров при движении с грузом за тот же период времени, тнж-км; - количество силокилометров при движении с гружеными судами, с плотами за тот же период времени, сило-км.
Техническая скорость - средняя скорость движения судна с пассажирами, с грузом или с гружеными судами (плотом) относительно берега:
- пассажирского судна
, (15)
- тоннажа (грузового судна)
, (16)
- тяги (буксирного судна)
, (17)
где - затраты пассажирского флота на движение (количество пассажироместо-суток хода), место-сут. х.; - тоннаже-сутки хода с грузом, тнж-сут. х. г; - силосутки хода с гружеными судами или плотом, сило-сут. х. г.
Коэффициент использования времени на ход (на ход с грузом, гружеными судами или с плотом) равен
, (18)
- тоннажа (грузового судна)
, (19)
-тяги (буксирного судна):
, (20)
где - валовые затраты пассажирского флота за расчетный период (в эксплуатации), место-сут. вал.; - валовые затраты грузового флота за расчетный период (в эксплуатации), в простейшем случае за круговой рейс, тнж-сут. вал.; - валовые затраты буксирного флота за расчетный период (в эксплуатации), сило-сут. вал. (кВт- сут.).