Динамика развития пассажирских авиаперевозок.
Авиаперевозки - динамично развивающаяся отрасль мирового транспорта. Изменяется не только авиационная техника, но и методы, способы, модели авиационного бизнеса. Уровень взаимодействия авиакомпаний повышается от интерлайн-соглашений о совместной эксплуатации линий, к альянсам. В то же время внедрение новых информационных технологий привело к появлению новых способов и областей сотрудничества и взаимодействия между авиакомпаниями. Непримиримые ранее конкуренты Lufthansa, AirFrance, BritishAirways создают единый портал для приобретения запасных частей, агрегатов, расходных материалов авиационной техники и товаров, которые сопутствуют авиационному бизнесу. При этом значительный объем заказа позволяет снизить закупочную цену.
Серьезным образом преобразовались распределительные (дистрибутивные) системы продажи авиаперевозок: в США и ряде европейских стран авиаперевозки вошли в число наиболее часто продаваемых продуктов в Интернете. Все большее значение и масштабы в авиабизнесе приобретают альянсы. Так, образованный в 1997г. StarAlliance объединил сети маршрутов пяти авиакомпаний: United, AirCanada, Lufthansa, Scandinavian (SAS) и Thai. Впоследствии к нему присоединились еще десять авиакомпаний. Альянсовые формы взаимодействия стали не просто формой интеграции бизнеса, но и необходимым условием существования на рынке в условиях глобализации экономики.
Термин "альянс" обычно используется для обозначения кооперации между авиакомпаниями, которые решили интегрировать свои "Hub-and-Spoke" системы (рис. 1).
"PointtoPoint" | "HubandSpoke" | Международные альянсы |
Рис. 1. Модели маршрутов
Схема работы этой системы такова. По внутренним маршрутам - "спицам" - пассажиров из разных пунктов собирают в центральном транспортном авиаузле. После этого их распределяют по внутренним и международным "спицам", соединяющим этот авиаузел с другими подобными авиаузлами. Из других авиаузлов пассажиров, наконец, развозят по внутренним маршрутам. Обычно распределением пассажиров из конечных узлов по внутренним маршрутам занимаются авиакомпании, управляющие этими авиаузлами.
Не исключено, что хотя бы один из конечных транспортных авиаузлов управляется той же авиакомпанией, что и первый авиаузел. Это означает, что у компании имеется собственная сеть "Hub-and-Spoke". Например, в США сегодня крупные авиакомпании, как правило, управляют несколькими центральными транспортными авиаузлами. Связанные национальные системы "Hub-and-Spoke" формируют альянсовую сеть "Hub-and-Spoke".
Существуют три этапа создания альянсов.
Первый этап направлен, в основном, на производство дополнительного дохода за счет привлечения дополнительных пассажиров путем расширения сети маршрутов и совместного маркетинга.
Второй этап больше сосредоточен на экономии затрат, а также продолжении и укреплении сотрудничества по аспектам первого этапа и подразумевает отдельные соглашения по одной или нескольким специфическим областям, где совместная деятельность может снизить расходы. Осуществление первых двух этапов необязательно сплачивает долгосрочный альянс. Его распад или выход из него возможен, хотя чем дольше существует альянс, тем более он затруднителен, особенно если сотрудничество осуществлялось в основном в области сокращения расходов.
Третий этап состоит в сплочении альянса, когда партнеры начинают смешивать свои активы и совместно их используют, включая совместное развитие продукции и создание совместных компаний для регулирования различных аспектов их деятельности. В течение третьего этапа партнеры по альянсу движутся к принятию единого кода альянса. Конечной стадией, разумеется, является полное слияние компаний-членов альянса.
На протяжении 1990-х гг. были созданы альянсы Star, Oneworld и SkyTeam. Такая интеграция дает каждому партнеру доступ к сети маршрутов других, позволяет координировать расписание, тарифы, скидки, программы поощрения лояльности клиентов и даже некоторые наземные операции. В настоящее время альянсам принадлежит более 70% мирового рынка пассажирских авиаперевозок.
В области авиаперевозок специализация происходит по видам бизнеса, в результате чего образовалось девять основных разновидностей авиаперевозчиков.
Первая разновидность - Сетевые авиакомпании являются крупными авиаперевозчиками, которые имеют:
· Продукт, состоящий из пассажирских и грузовых перевозок.
· Сеть маршрутов (с большой глубиной, шириной и ХАБом).
· Расписание полетов с высоким коэффициентом стыкуемости.
· Собственную ценовую политику на рынке.
· Структуру дистрибуции через глобальные системы (GDS).
· Агентскую сеть продажи продукта на рынке.
· Высокий уровень сервиса и комфорта, в том числе и программы для часто летающих пассажиров.
Эти компании имеют, как правило, большой, сложный и смешанный парк воздушных судов. Техническое обслуживание самолетов эти перевозчики проводят собственными силами. К таким авиакомпаниям можно отнести крупнейшие национальные авиакомпании США, BritishAirways, Lufthansa и JapanAirlines. Именно сетевые компании образуют крупные международные альянсы (рис.3).
Альянсы позволяют сетевым перевозчикам обеспечить:
· Увеличение присутствия на рынках авиаперевозок за счет увеличения частот рейсов, расширения сети маршрутов и продажи.
· Сохранение присутствия на рынке авиаперевозок при сокращении частот или закрытии линий.
· Увеличение количества оптимальных стыковок.
· Увеличение загрузки регулярных рейсов.
· Обеспечение паритета присутствия на рынке авиаперевозок.
Вторая разновидность - регулярные международные авиаперевозчики, работающие в определенной нише, и которые:
· Используют четко выраженные характерные особенности своей торговой марки и всесторонне применяют различные инновации, поэтому они менее бюрократичны в ведении бизнеса.
· Имеют четко очерченные географические (продуктовые) ментальные границы.
· Сосредотачиваются на специфических магистральных рынках авиаперевозок и на специфическом обслуживании, а не нацеливаются на существенное расширение новых маршрутов по сравнению с первой моделью.
· Часто ведут продажу перевозок через конфиденциальные каналы.
· Как правило, не присоединяются к альянсам и стремятся сотрудничать на независимой основе.
К таким авиакомпаниям можно отнести UnitedEmirates, VirginAtlantic.
К третьей разновидности относятся авиакомпании, которые выполняют региональные перевозки. Их отличительные особенности:
· Они являются дополнением сетевых авиакомпаний.
· Фидерные перевозки пополняют пассажиропоток основных перевозчиков.
· Эти компании зачастую принадлежат сетевым перевозчикам.
· Их маршруты и расписание разработаны с целью реализации максимального количества стыковок.
· Частью их стратегии является развитие перевозок между ХА-Бами.
· В своей деятельности они пользуются возможностями сетевых перевозчиков (их системами бронирования, каналами продаж, подобной системой управления доходами и т.д.)