Линейные сооружения и принципы их построения и размещения. Диспетчерский аппарат и организация его работы.
Автовокза́л (автобусный вокзал) — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки. Подобный объект, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки, определяется как автостанция.
Основные части автостанции или автовокзала — вокзальное здание, перроны для посадки и высадки пассажиров, подъезд к перронам, как правило, изолированный от дороги общего пользования.
В здании автовокзала расположены зал ожидания, кассы для продажи билетов, зачастую также предприятия общественного питания и розничной торговли, камеры хранения, а также служебные помещения (диспетчерская, административные помещения).
В здании автостанции расположены только кассы (обычно одна, или две) и зал ожидания. Роль диспетчера исполняет кассир. Здание автостанции обычно значительно меньше здания автовокзала.
На территории автовокзалов и автостанций имеется пространство для стоянки подвижного состава между рейсами, на крупных автовокзалах — также устройства для мойки автобусов.
При размещении автовокзала в городе учитывают лёгкость проезда к нему из-за пределов города, поэтому в крупных городах автовокзалы часто выносятся на окраины. Во многих городах автовокзал размещают на одной площади с другими вокзалами, чаще всего — железнодорожным. Существуют также автовокзалы, совмещённые с другими видами вокзалов в одном терминале.
Классификация автовокзалов по пропускной способности: Класс автовокзала Количество автобусов
в час
I свыше 20
II от 11 до 20
III от 7 до 10
IV менее 6
Классификация автовокзалов по пассажиропотоку: Класс автовокзала Суточный объём
пассажирских перевозок,
человек
I 20000—50000
II 10000—20000
III 7000—10000
IV 5000—7000
V 1000—5000
Автовокзалы с объёмом перевозок более 50000 человек в сутки являются внеклассными.
Автоста́нция (автомобильная станция, автобусная станция) — комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров городских, пригородных и междугородних автобусов, линейного персонала, подвижного состава и хранения грузов. Разница между автостанцией и автовокзалом заключается, прежде всего, в размерах. По данным БСЭ, предел вместимости автостанции составляет 50 человек, автовокзала — минимум 100 человек. Некоторые автостанции вообще не имеют помещения для пассажиров, а только открытый павильон или навес для защиты от осадков.
В зависимости от назначения автостанции делятся на четыре класса:
I класс — обслуживающие крупные грузовые и пассажирские операции. Включают в себя вокзалы, гостиницы, рестораны, открытые стоянки и гаражи, авторемонтные мастерские, автомагазины, заправочные пункты, склады, перегрузочные площадки. Такие станции оборудованы средствами связи и метеорологическими пунктами. Целесообразны такие комплексы на расстояниях 200—300 км друг от друга. Рекомендуется совмещать такие станции с инфраструктурой других видов транспорта, организуя транспортные узлы. Кроме того, такие территории неизбежно притягивают торговлю и услуги, поэтому необходимо предусматривать их размещение.
II класс — обслуживающие менее крупные транспортные операции. Оборудованы вокзалом, станцией технического обслуживания, гаражами, открытой стоянкой, заправочным пунктом.
III класс — тип остановочного пункта. Обслуживает в основном пассажирские операции, включают пассажирский павильон или платформу и заправочный пункт.
IV класс — остановочные пункты для посадки, высадки и ожидания пассажиров (автобусная остановка).
Существует отдельная категория — грузовые автомобильные станции — комплексы, предназначеные для обслуживания регулярных грузовых перевозок в междугородном сообщении, при грузообороте не менее 100 т в сутки. Территориально их привязывают к транспортным узлам и логистическим центрам.
Бурное развитие компьютерной техники, в последние десятилетия, позволило разработать и внедрить на многих пассажирских автовокзалах и автостанциях автоматизированные системы продажи билетов пассажирам. Несомненно, главным результатом этого процесса является сокращение времени приобретения билета пассажиром, и возможность в режиме реального времени спланировать поездку, приобрести и заказать билет, используя сеть «Интернет». По экспертным оценкам, до ввода в действие автоматизированной системы продажи билетов производительность оператора-кассира составляла от 30 до 45, обслуженных пассажиров в час, а после ввода в эксплуатацию автоматизированной системы - 120 и более пассажиров в час.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора автовокзала предназначено для автоматизации технологических операций по продаже билетов на автобусы. Рабочее место оператора автовокзала включает: персональный компьютер, подключенный в локальную вычислительную сеть, фискальный регистратор, предназначенный для работы в составе компьютерно-кассовой системы, подключенный к компьютеру кабелем RS232C, монитор, клавиатуру и программное обеспечение (АРМ оператора автовокзала). АРМ оператора позволяет производить предварительную и текущую продажу билетов на любой рейс, согласно действующим расписаниям, оформление льготных билетов, возврат билетов с автоматическим удержанием комиссионного сбора за предварительную продажу, продажу полисов добровольного страхования, продажу билетов на рейсы, отправляющиеся с других автовокзалов (автостанций), продажу билетов по системе заказов. Таким образом, пассажир не зависимо от выбранного им маршрута и времени отправления рейса имеет возможность приобрести билет в любой удобной для него кассе на требуемое время.
Продажа билетов производится кассиром после поступления на АРМ подтверждения о наличии свободных мест в автобусе требуемого рейса. Подтверждение (отказ) поступает от сервера, ведущего учет свободных мест и реализованных билетов. Сервер соединен с АРМами операторов линиями связи. Как правило, сервер располагают на головном автовокзале. Информация о наличии свободных мест на различные рейсы автоматически доводится до пассажиров посредством электронных информационных табло, электронных справочных терминалов, посредством громкой связи, компьютерной сети «Интернет».
Предварительная продажа билетов осуществляется за 10-30 суток до отправления автобуса в рейс и прекращается в 00 ч 00 мин календарного дня отправления. Текущая продажа билетов осуществляется в день отправления рейса и прекращается за 5 минут до отправления автобуса в рейс. Имеет место условие - билет, забронированный в день отправления, должен быть выкуплен в кассе автовокзала за 30 мин до отправления автобуса в рейс. Невостребованные билеты передаются сервером в текущую продажу.
Основным распространенным недостатком существующей автоматизированной системы бронирования пассажирских билетов является существенная потеря от не востребования забронированных билетов. Предлагаемая система бронирования с использованием именного абонементного обслуживания позволяет исключить указанные потери.
Одним из решений проблемы приобретения билетов для жителей крупных городов является организация работы удаленных от автовокзалов касс с использованием АРМа городской кассы, входящей в состав головного автовокзала. В этом случае для передачи данных используется сеть «Интернет». Базу данных билетов, доступных для продажи, располагают на сервере информационного портала. Доступ к базе данных осуществляется с удаленных рабочих мест посредством модемов, подключенных к коммутируемым телефонным линиям общего пользования. Рекомендуется использовать эту систему при реализации билетов не только головного автовокзала, но и любого регионального автовокзала, выделяющего свободные места для реализации в общую базу данных.
При автоматизации системы продажи пассажирских билетов целесообразно использовать АРМ перронной кассы допродажи билетов. Оператор, работающий в АРМе допродажи билетов, может работать в специальном режиме, позволяющем производить дополнительную продажу билетов после закрытия регистрации рейса. Этот вид АРМа особенно ценен при опоздании пассажиров и в условиях недостаточности времени.
Технологические операции оператора АРМа автовокзала при текущей продаже пассажирских и багажных билетов включают:
1. Подготовка рабочего места (Оператор устанавливает личную карточку лицевой стороной к окну кассы, проверяет наличие энергии в сети, включает компьютер, с помощью персонального кода доступа входит в программу, заправляет билетную ленту в фискальный регистратор, подсчитывает денежный размен).
2. Производит открытие смены. При этом на фискальном регистраторе пробивается «нулевой» билет, номер которого фиксируется в отчете о реализации билетов.
3. Текущую продажу билетов выполняет в следующей последовательности:
3.1.Спрашивает у пассажира пункт назначения, время поездки (дата, время), наличие багажа.
3.2.Проверка наличия мест на запрашиваемый рейс, сообщает пассажиру стоимость проезда и провоза багажа.
3.3.При согласии пассажира производится выбор места и оформление билета.
3.4.Взимается плата за проезд, провоз багажа.
3.5.Подсчитывается сдача и отдается пассажиру вместе с билетом.
При завершении работы Оператор АРМа автовокзала производит закрытие смены и печать на принтере отчета о реализации билетов за смену, с указанием Ф.И.О. оператора, даты, времени начала и завершения смены.
Отчет оператора АРМа автовокзала архивируется, и в дальнейшем используется при проведения анализа в различных временных разрезах.
Диспетчерское руководство движением автобусов и легковых автомобильей. Решение вопросов, связанных с организацией и управлением перевозок, осуществляется службой эксплуатации транспортных предприятий и региональных центров управления (логистических центров).
Производственные пассажирские предприятия представляют собой основу эксплуатационной деятельности пассажирского транспорта, которая обеспечивает удовлетворение населения в перевозках как конечную цель транспортной системы.
Пассажирская служба организации перевозок выполняет следующие задачи:
v разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организации движения подвижного состава применительно к местным условиям;
v обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей;
v осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров с минимальными затратами времени на поездку;
v организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию;
v осуществляет полный сбор проездной платы;
v создает условия для высокопроизводительного труда работников службы;
v обобщает и широко распространяет передовые методы вождения и передовой опыт работы;
v систематически проводит работу среди вспомогательного и диспетчерского состава по безопасности движения.
Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются, как правило, центральные диспетчерские службы (ЦДС) или логистические центры. Руководство движением из одного центра, снабженного комплексной системой информации, обеспечивает принятие более рациональных оперативных решений, целесообразных и технически обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта.
Основными задачами диспетчерского управления являются:
v повышение эффективности использования подвижного состава;
v улучшение качества транспортного обслуживания;
v контроль за своевременным выпуском подвижного состава на линию;
v контроль за регулярностью движения подвижного состава и за состоянием обслуживания пассажиров;
v регулирование движения при отклонениях от расписания и восстановление нарушенного движения;
v организация заказных перевозок пассажиров; координация работы различных видов пассажирского транспорта. Одной из важных задач системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения подвижного состава на маршрутах. Движение считается регулярным, если подвижной состав своевременно отправляется в рейс, интервалы на всех остановочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют расписанию и подвижной состав прибывает в конечный пункт точно в установленное расписанием время.
Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий: при полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие) и при точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением регулярности каждого рейса (достаточное условие).
Рейс считается регулярным, если водитель подвижного состава точно отправляется с начального пункта, своевременно (с опозданием не более чем на 1 мин) проследует промежуточные контрольные пункты и прибудет на конечный пункт точно по расписанию. Рейсы, выполненные с превышением допустимых отклонений от расписания, независимо от причин, их вызывающих, считаются нерегулярными.
Следует различать регулярность рейса и регулярность движения подвижного состава на маршруте. Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте, в целом, не достигнута.
Качество обслуживания и регулярность движения - взаимосвязанные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по транспортным средствам, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда. При нарушениях регулярности движения происходит переполнение салона транспортных средств, снижение доходов и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку и высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки подвижного состава на остановках, нарушается установленный режим работы, повышается расход топлива (электроэнергии), снижается скорость сообщения и безопасность движения. Поэтому достижение высокой регулярности движения является одной из наиболее существенных задач службы организации перевозок транспортных объединений и предприятий.
Диспетчерское руководство на городском пассажирском транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и организации выпуска подвижного состава на линию, непосредственному управлению их движением на маршрутах и своевременному возвращению в транспортные предприятия.
Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Внутрипарковое предусматривает: контроль за подготовкой к выпуску; подготовку документации на выпуск; организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию; контроль и учет времени возвращения.
Линейное руководство включает в себя: оперативный постоянный контроль за соблюдением каждым транспортным средством маршрутного расписания; регулирование движения; восстановление нарушенного движения; рациональное использование резервного подвижного состава; координацию движения различных видов транспорта; осуществление мер по оперативному регулирование являются величиной постоянной, т. е. они неравномерны