Лекция 8 – «Развитие автомобилизации и дорожного движения и проблемы обеспечения безопасности и эффективности»
План лекции
1. Автомобилизация и дорожное движение.
2. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.
3. Правила дорожного движения и международные Конвенции по дорожному движению.
4. Управление дорожной полиции Главного управления внутренних дел, службы организации дорожного движения.
Автомобилизация наряду с огромным положительным влиянием на экономику государств, создание удобства и комфорта для людей может вызвать ряд негативных явлений, которые особенно проявились за последние десятилетия в крупных городах развитых капиталистических стран; человеческие жертвы, огромный материальный автомобилей в мире: ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий, шум, загазованность воздушных бассейнов городов, загромождение улиц стоящими автомобилями и, наконец, транспортные заторы, и резкое снижение скоростей движения. В настоящее время в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают более 250 тыс. чел. и примерно в 30 раз большее число людей получают травмы. Материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий достиг огромных размеров и по подсчетам специалистов только, например, в США превысил за 1979 г. 36 млрд. долл. Шум от движения транспортных средств на магистралях больших городов достигает 100 дБ, а в домах, стоящих на этих улицах, - 80 дБ вместо соответственно 50 и 40 дБ, допустимых по нормам. Это отрицательно влияет на здоровье людей, нарушая их отдых, сон, резко повышая утомляемость на работе. Содержание окиси углерода в воздухе городов при допустимой норме 3 мг/м3 на магистралях с наиболее напряженным движением превышает ее в десятки и сотни раз.
Скорость движения на некоторых улицах крупнейших городов снижается в часы пик до 8—10 км/ч, делая бессмысленным использование индивидуальных автомобилей. Вместе с тем, современные научные исследования и практический опыт позволяют объяснить причины указанных негативных явлений и дать рекомендации по сокращению и ликвидации нежелательных последствий автомобилизации. Автомобиль, как транспортное средство, обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этим преимуществам относятся: высокая мобильность, способность доставлять пассажиров и грузы «от двери до двери», относительная простота управления. Именно с этими преимуществами автомобиля связаны названные отрицательные явления, сопровождающие автомобилизацию, и, в первую очередь, недостаточный уровень безопасности движения. Можно назвать три важнейших характерных черты для современных автомобильных перевозок, обусловливающих порой низкий уровень безопасности:
1) недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими по своим параметрам дорогами;
2) недостаточная изоляция автомобильного движения от других участников дорожного движения;
3) массовость профессии водителя.
Вместе с этим, при современном уровне развития автомобильной техники, надежность деятельности водителей является решающим фактором безопасности движения. Ведь постоянное следование транспортных средств по необходимой траектории, соблюдение соответствующих дистанций и интервалов между автомобилями и разрешение возникающих на дороге конфликтных ситуаций, возлагается целиком на водителей.
Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, представляющая собой совокупность движущихся и неподвижных пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств, управляемых людьми и называемая дорожным движением.
Чтобы охарактеризовать сущность организации дорожного движения, можно привести выдержку из книги известных американских авторов, которые пишут: «В транспортном движении участвуют человек и его машина, поэтому при организации движения необходимо учитывать как общественные, так и технические науки и руководствоваться ими при решении проблем движения. И часто не технические параметры движения, поддающиеся точному расчету, а обычаи, привычки и случайности поведения человека, который участвует в транспортном движении, являются критическими факторами, от которых зависит окончательное решение. В связи с этим для исследований и решения теоретических и практических вопросов организации движения необходимы знания, с одной стороны, в области математики, механики, физики и статистики, а с другой стороны, — в области психологии, государственного управления, экономики и планировки городов»...
Контрольные вопросы:
1. Уровень автомобилизации страны
2. Проблемы организации дорожного движения
3. Перечислите взаимосвязь системы ОДД
4. Назовите взаимосвязь структуры ОДД
5. Назовите функциональные обязанности сотрудников УДП