Лекция 7 – «Особенности организации перевозок, движения и эксплуатации промышленного транспорта»
План лекции:
1. Роль промышленного транспорта в едином транспортном процессе.
2. Организация работы транспорта на промышленных предприятиях.
3. Основы проектирования промышленного транспорта.
4. Основы эксплуатации промышленного транспорта.
5. Особенности организации эксплуатационной работы промышленного транспорта
Главной задачей оперативного планирования эксплуатационной работы является освоение объема работы предстоящих суток (смены) с учетом выполнения технических норм, графика движения и плана формирования поездов, а также рациональное использование подвижного состава, пропускной способности железнодорожных линий и станций в конкретных условиях данных суток. Оперативное планирование предусматривает составление:
- на дороге - суточных и сменных планов поездной и грузовой работы;
- на отделениях - суточных планов поездной и грузовой работы и сменных заданий;
- на станциях – суточных планов-заданий и сменных заданий.
Суточный план поездной и грузовой работы дорогиразрабатывается начальником оперативно-распорядительного отдела департамента перевозок совместно со старшими диспетчерами отделений, рассматривается и подписывается начальниками департаментов перевозок и локомотивного хозяйства и после согласования с оперативным управлением департамента перевозок утверждается начальником дороги или его заместителем. Утвержденный план передается на отделения для исполнения в виде диспетчерского приказа не позднее чем за три часа до наступления планируемых суток (т.е. до 18 ч). За выполнение суточного плана начальник департамента перевозок отчитывается перед начальником дороги и начальником отдела оперативного планирования.
Сменный план дороги составляется для обеспечения выполнения суточного плана поездной и грузовой работы с учетом допущенных отклонений в работе и полученных дополнительных указаний. Он содержит те же эксплуатационные показатели, что и суточный план, но рассчитанные для конкретного объема поездной и грузовой работы на каждую смену. Сменный план поездной и грузовой работы дороги разрабатывает начальник оперативно-распорядительного отдела департамента перевозок или его заместитель и доводит его до работников смены перед вступлением на дежурство. Непосредственную реализацию заданий сменного плана и контроль за его выполнением осуществляют дорожные диспетчеры смены, возглавляемые старшим дорожным диспетчером или сменным заместителем начальника оперативно-распорядительного отдела.
Суточный план поездной и грузовой работы отделения перевозоксоставляется на основании заданий АО «НК «КТЖ», предусмотренных суточным планом его работы. Его разрабатывает старший диспетчер отдела перевозок, рассматривают и подписывают начальники отделов перевозок и локомотивного хозяйства и утверждает начальник отделения перевозок. Утвержденный план передается для исполнения начальникам сортировочных, участковых, грузовых и других станций формирования поездов, начальникам локомотивных и вагонных депо и пунктов технического осмотра вагонов в форме диспетчерского приказа за 1 час до начала планируемых суток.
Одновременно с суточным планом в адрес тех же линейных подразделений передаются сменные задания на первую половину суток. Задания на вторую смену составляются с учетом итогов работы первой смены и предусматривают мероприятия по обеспечению выполнения и перевыполнения заданий суточного плана работы отделения. Сменные задания устанавливаются по тем же показателям работы, что и суточный план, но с более детальным планированием поездной работы: с пономерным назначением поездов и подвязкой локомотивов по их номерам.
Сменные задания отделениясоставляет старший диспетчер отделения перевозок. Он согласовывает их с начальником отдела локомотивного хозяйства и с соседними отделениями и скрепляет своей подписью. На основании этих заданий составляются сменные планы работы станций, депо, пунктов технического осмотра.
Выполнение сменных заданий отделения организуется диспетчерским аппаратом, возглавляемым дежурным по отделению. С этой целью поездные и узловые диспетчеры разрабатывают и реализуют текущие планы работы диспетчерских участков и узлов по 2- и 4-часовым периодам. Это планирование осуществляется непрерывно таким образом, чтобы диспетчер всегда имел план работы на ближайшие 2-4 часа. С этой целью он периодически обменивается информацией по 4- и 6-часовым периодам с соседними диспетчерами. При разработке текущих планов, наряду с установленной информацией, все шире используются данные вычислительных центров дорог и узлов о поездообразовании на крупных станциях. При отсутствии таких данных план поездообразования рассчитывает станционный (маневровый) диспетчер в контакте с дежурным по отделению.
Суточным планом поездной и грузовой работы устанавливаются следующие показатели в целом для дороги и для каждого отделения:
- размеры погрузки общей и по основным родам грузов, а также план погрузки отправительских и ступенчатых маршрутов;
- размеры передачи поездов и вагонов по стыковым пунктам с соседними отделениями и дорогами (порожние вагоны подразделяются по роду);
- задание по передаче и развозу местного груза, размеры выгрузки;
- количество поездов, подлежащих приему и отправлению с сортировочных и других станций формирования;
- регулировочное задание по сдаче порожних вагонов по роду на соседние отделения и дороги по каждому стыковому пункту;
- изменения в содержании эксплуатируемого парка локомотивов для обеспечения суточных размеров движения, а также задания по их регулированию локомотивного парка, в том числе на отправление резервом на другие дороги и отделения (при необходимости), направление локомотивов в ремонт и др.
Исходными данными для суточного планирования поездной работы отделений являются:
- месячные технические нормы эксплуатационной работы, график движения поездов и задания на временное изменение размеров движения и норм содержания локомотивного парка;
- фактическое и ожидаемое наличие груженых вагонов с подразделением по выходным пунктам (для вагонов с транзитным грузом) и отделениям выгрузки (для вагонов с местным грузом), а также порожних по роду подвижного состава на отделениях перевозок к началу планируемых суток;
- заявки соседних дорог на передачу поездов и вагонов по стыковым пунктам на предстоящие сутки;
- ожидаемое поездное положение на отделениях перевозок к началу планируемых суток;
- ожидаемые размеры погрузки и выгрузки вагонов по роду подвижного состава, в том числе погрузки по дорогам и отделениям назначения;
- размещение эксплуатируемого парка локомотивов на участках обращения;
- график постановки локомотивов на осмотр и плановый ремонт.
В отделениях перевозок оперативно руководит движением диспетчерский аппарат отдела перевозок. Его возглавляет старший диспетчер (ДНЦС), имеющий двух-трех заместителей, в том числе по организации работы локомотивов и локомотивных бригад. Диспетчерскую смену возглавляет сменный дежурный по отделению (ДНЦО). В состав смены входят поездные участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ) – по числу диспетчерских кругов на отделении (обычно 5-7); локомотивные диспетчеры (ТНЦ) и энергодиспетчеры (лишь на отделениях с электрической тягой). На некоторых отделениях с большим объемом погрузки и выгрузки в состав смен входят также диспетчеры-вагонораспределители (ДНЦВ). Границы диспетчерских кругов устанавливаются исходя из условий рациональной загрузки диспетчера и проходят, как правило, по сортировочным, участковым и пригородным зонным станциям.
С переходом на безотделенческую систему работы диспетчерский персонал отделений переподчиняется оперативно-распорядительному отделу департамента перевозок дороги и может быть сконцентрирован в едином диспетчерском центре управления дороги (ЕДЦУ).
Старший диспетчер осуществляет общее руководство работой диспетчерского сектора и вместе с заместителем обеспечивает суточное оперативное планирование эксплуатационной работы отделения.
Дежурный по отделению осуществляет сменное оперативное планирование эксплуатационной работы отделения и обеспечивает выполнение сменного плана. С этой целью он координирует работу диспетчерских кругов, планирует местную работу и работу станций, формирующих поезда, работу локомотивов и следит за их оборотом. Все оперативные распоряжения вышестоящих руководителей передаются только через ДНЦО.
Узловые диспетчеры осуществляют оперативное руководство движением поездов в крупных узлах. Их работа аналогична работе поездного диспетчера, но имеет определенную специфику.
Участковый поездной диспетчер руководит движением поездов на участке. Диспетчерские распоряжения отдаются либо устно, либо в определенных случаях в виде письменных диспетчерских приказов, регистрируемых в специальном журнале. Запрещается загружать диспетчера работой, не связанной непосредственно с движением поездов (передачей информации, сбором сведений и т.п.).
Для контактов поездного диспетчера с дежурными по станциям имеется специальная селекторная (избирательная) телефонная связь. Она позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для вызова одного пункта диспетчер должен нажать одну кнопку. Переговоры ведутся с помощью кнопочного пульта, репродуктора и микрофона с педалью (или кнопкой) для включения.
Для контакта поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь.
2. На дороге оперативное управление перевозочным процессом возлагается на оперативно-распорядительной отдел департамента перевозок. Его работу направляет заместитель начальника департамента по оперативной работе. В состав отдела входят начальник оперативно-распорядительного отдела (ДГ), заместители начальника отдела (ДГЗ), старшие помощники (сменные заместители) начальника отдела (ДГПС), дежурные помощники начальника отдела или дорожные диспетчеры (ДГП), дорожные локомотивные диспетчеры (ДГП Лок), старший инженер по перевозкам скоропортящихся грузов (ДГП Хол), старший техник отдела, а также техники. Структура диспетчерского руководства представлена на рисунке 6.
Основная обязанность начальника оперативно-распорядительного отдела (ДГ) – составление суточных и сменных планов эксплуатационной работы дороги и отделений и организация систематического контроля за их выполнением.
Заместитель начальника отдела (ДГЗ) выполняет обязанности ДГ в его отсутствие, участвует и совместно с ним в составлении суточных и сменных планов эксплуатационной работы дороги и отделений, контролирует их выполнение.
Сменный заместитель начальника отдела или старший дежурный помощник начальника отдела (ДГПС) является руководителем смены, в которую входят дежурные помощники начальника отдела (ДГП) – дорожные диспетчеры и дорожные локомотивные диспетчеры.
Диспетчерское руководство движением поездов непосредственно осуществляют дежурные помощники начальника отдела, или дорожные диспетчеры (ДГП). Каждый ДГП оперативно руководит эксплуатационной работой определенного района дороги – дорожного диспетчерского круга. В его состав обычно входят 1-2 отделения дороги, технологически тяготеющих друг к другу, или дорожное направление.
Контрольные вопросы:
1. Промышленный транспорт в едином транспортном процессе.
2. Виды организации работы транспорта на промышленных предприятиях.
3. Виды проектирования промышленного транспорта.
4. Перечислите основы эксплуатации промышленного транспорта.
5.Перечислите особенности организации эксплуатационной работы промышленного транспорта.