Тема 1.1. Конструкция железнодорожного пути.
1.Конструкция земляного полотна.
Поперечные профили земляного полотна.
Грунты, применяемые для отсыпки насыпей, их характеристика.
Особенности устройства земляного полотна в сложных условиях.
Назначение, нормы и порядок отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода.
Отвод поверхностных вод. Понижение уровня грунтовых вод. Укрепительные и защитные устройства.
Классификация деформаций, повреждений и разрушений земляного полотна.
Верхнее строение пути.
Конструкции и элементы верхнего строения пути (рельсы, опоры, промежуточные и рельсовые скрепления).
Угон пути, вызывающие его причины и закрепление.
Бесстыковой путь: конструкция, работа, технические условия на укладку.
Конструкция пути на мостах.
Соединения и пересечения путей.
Классификация соединений и пересечений путей.
Основные части и основные характеристики стрелочного перевода.
Переводные брусья.
Нормы и допуски содержания стрелочных переводов по шаблону и уровню, износ металлических частей.
Стрелочные переводы с пологими марками крестовин 1/18, 1/22 и для скоростного движения.
Глухие пересечения путей. Перекрестные стрелочные переводы. Стрелочные съезды и стрелочные улицы.
Переезды и приборы путевого заграждения.
Классификация переездов.
Конструкция переездных настилов.
Оборудование переездов устройствами переездной сигнализации: автоматическая светофорная сигнализация, оповестительная сигнализация, автоматические шлагбаумы, электрошлагбаумы, механизированные и ручные, сигнальные знаки перед переездом.
Тема 1.2. Устройство рельсовой колеи.
Взаимодействие пути и подвижного состава.
Габариты.
Устройства вагонных и локомотивных колесных пар.
Взаимодействие колеса и рельса. Силы, действующие на поезд и путь.
Устройство рельсовой колеи в прямых участках пути.
Устройство рельсовой колеи по ширине колеи.
Устройство рельсовой колеи по уровню.
Устройство рельсовой колеи в плане.
Требования к устройству пути на участках со скоростным движением
Устройство рельсовой колеи в кривых участках пути
Устройство рельсовой колеи по ширине колеи.
Устройство рельсовой колеи по уровню и в плане.
Вписывание подвижного состава в кривые.
Переходные кривые, их значение и устройство.
Особенности устройства пути в кривых двухпутных участков, кривых малого радиуса, на скоростных участках
Примерный тематический план по МДК 03.01.
Тема | Содержание | Количество часов, включая самостоятельную работу обучающихся |
Тема 1.1. Конструкция железнодорожного пути | 1.Конструкция земляного полотна | |
2.Верхнее строение пути. | ||
3.Соединения и пересечения путей. | ||
4.Переезды и приборы путевого заграждения. | ||
Тема 1.2. Устройство рельсовой колеи. | 1.Взаимодействие пути и подвижного состава. | |
2. Устройство рельсовой колеи в прямых участках пути. | ||
3. Устройство рельсовой колеи в кривых участках пути | ||
Итого |
Примерный перечень лабораторных и практических работ.
1. Определение основных параметров и разработка поперечного профиля земляного полотна |
2. Осмотр и измерение элементов земляного полотна. |
3. Расчет гидравлический водоотводной канавы |
4. Расчет глубины заложения дренажа |
5. Определение типа рельса по маркировке, размерам и внешнему виду. |
6. Раскладка шпал по эпюре на рельсовом звене |
7. Определение конструкции промежуточного скрепления |
8. Определение конструкции рельсового стыкового скрепления |
9. Расчет количества элементов верхнего строения пути в штуках и тоннах, балласта в м3 на конкретное протяжение пути |
10. Определение поперечного профиля балластной призмы при заданном классе пути |
11. Определение условий укладки бесстыкового пути |
12. Определение температурных интервалов закрепления бесстыкового пути. Температурная диаграмма бесстыкового пути |
13. Изучение конструкции одиночного стрелочного перевода |
14. Определение вида, типа и марки стрелочного перевода |
15. Изучение конструкции корневых устройств |
16. Изучение конструкции крестовин |
17. Измерение ординат переводной кривой |
18. Проверка стрелочного перевода по ширине колеи |
19. Измерение шага остряка |
20. Измерение желобов в крестовине и контррельсах |
21. Обследование стрелочного перевода на наличие неисправностей |
22. Работа с эпюрами стрелочных переводов |
23. Измерение геометрических параметров стрелочного перевода |
24. Разбивка закрестовинной кривой |
25. Расчет геометрических параметров нормального съезда и стрелочной улицы |
26. Определение соответствия обустройства переезда требованиям Инструкции ЦП/483 |
27. Определение габаритных расстояний и междупутий |
28. Расчет возвышения наружного рельса в кривом участке пути |
29. Выполнение измерений пути по шаблону и уровню |
30. Расчет длины переходных кривых на двухпутном участке в кривой |
31. Отвод возвышения наружной рельсовой нити |
32. Определение количества укороченных рельсов |
33. Расчет укладки укороченных рельсов |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Задания на контрольную работу №1.
Таблица 1- Варианты заданий для контрольной работы №1
Последние цифры шифра | № варианта | №№ вопросов и задач | Последние цифры шифра | № варианта | №№ вопросов и задач |
01 51 | 1 50 66 77 95 | 26 76 | 1 26 67 81 95 | ||
02 52 | 2 49 67 78 96 | 27 77 | 2 27 68 82 96 | ||
03 53 | 3 48 68 78 97 | 28 78 | 3 28 69 83 97 | ||
04 54 | 4 47 69 79 98 | 29 79 | 4 29 70 84 98 | ||
05 55 | 5 46 70 80 99 | 30 80 | 5 30 71 85 99 | ||
06 56 | 6 45 71 81 100 | 31 81 | 6 31 72 86 100 | ||
07 57 | 7 44 72 82 101 | 32 82 | 7 32 73 77 101 | ||
08 58 | 8 43 73 83 102 | 33 83 | 8 33 74 78 102 | ||
09 59 | 9 42 74 84 103 | 34 84 | 9 34 75 79 103 | ||
10 60 | 10 41 51 85 104 | 35 85 | 10 35 76 80 104 | ||
11 61 | 11 40 52 86 105 | 36 86 | 11 36 51 81 105 | ||
12 62 | 12 39 53 77 106 | 37 87 | 12 37 52 82 106 | ||
13 63 | 13 38 54 78 107 | 38 88 | 13 38 53 83 107 | ||
14 64 | 14 37 55 79 108 | 39 89 | 14 39 54 84 108 | ||
15 65 | 15 36 56 80 109 | 40 90 | 15 40 55 85 109 | ||
16 66 | 16 35 57 81 110 | 41 91 | 16 41 56 86 110 | ||
17 67 | 17 34 58 82 111 | 42 92 | 17 42 57 77 111 | ||
18 68 | 18 33 59 83 87 | 43 93 | 18 43 58 78 87 | ||
19 69 | 19 32 60 84 88 | 44 94 | 19 44 59 79 88 | ||
20 70 | 20 31 61 85 89 | 45 95 | 20 45 60 80 89 | ||
21 71 | 21 30 62 86 90 | 46 96 | 21 46 61 81 90 | ||
22 72 | 22 29 63 77 91 | 47 97 | 22 47 62 82 91 | ||
23 73 | 23 28 64 78 92 | 48 98 | 23 48 63 83 92 | ||
24 74 | 24 27 65 79 93 | 49 99 | 24 49 64 84 93 | ||
25 75 | 25 26 66 80 94 | 50 100 | 25 50 65 85 94 |
Вопросы №№ 1-25.
1. Приведите классификацию железнодорожных линий по классам, группам и категориям.
2. Перечислите основные элементы железнодорожного пути и назначение каждого их них.
3. Опишите форму основной площадки земляного полотна на перегонах. Поясните, почему основная площадка земляного полотна однопутных линий имеет иную форму, чем на двухпутных линиях.
4. Приведите классификацию поперечных профилей земляного полотна. Укажите, в каких случаях производится индивидуальное проектирование поперечных профилей земляного полотна.
5. Перечислите виды грунтов, используемых при возведении земляного полотна и их основные свойства.
6. Укажите назначение резервов. Вычертите поперечные профили резервов в зависимости от ширины резерва по дну.
7. Вычертите схематическое изображение поперечного профиля насыпи при поперечной крутизне основания от 1:5 до 1:3. Поясните особенности подготовки основания насыпей.
8. Укажите, что является раздельными пунктами, имеющими путевое развитие. Вычертите поперечные профили земляного полотна раздельных пунктов.
9. Вычертите схематическое изображение поперечного профиля выемки в переувлажненных глинистых грунтах. Назовите основные конструктивные элементы поперечного профиля. Поясните, для чего предусматривается замена глинистого грунта дренирующим, а также назначение устройств закюветных полок.
10. Укажите особенности переустройства однопутного земляного полотна в двухпутное. Перечислите, какие меры должны соблюдаться для получения монолитного, устойчивого земляного полотна.
11. Поясните, как определяется тип болота. Укажите общие требования к устройству насыпи на болотах.
12. Приведите примеры устройства насыпей на болотах | типа в зависимости от глубины болота и высоты насыпи.
13. Приведите примеры устройства насыпей на болотах || типа. Укажите назначение торфоприемников.
14. Вычертите поперечный профиль насыпи на болотах
Типа. 15. Приведите виды устройств и сооружений для отвода поверхностных вод. Укажите условия их применения и основные размеры в поперечном сечении. 16. Опишите расчет размеров водоотводных канав. Поясните, как производится укрепление откосов и дна канавы. 17. Приведите классификацию дренажных сооружений, укажите их назначение. Укажите отличие между дренажным лотком и лотком для отвода поверхностных вод. 18. Приведите схему, поясняющую устройство закрытого трубчатого дренажа траншейного типа; поясните назначение каждого из его элементов. Какие трубы применяются при устройстве таких дренажей? 19. Поясните, как укрепляются откосы подтопляемых насыпей. 20. Укажите, какие применяются способы для укрепления грунтов. 21. Поясните, каким деформациям и повреждениям подвержена основная площадка земляного полотна; причины их возникновения. 22. Укажите, какие меры применяются для устранения деформаций основной площадки земляного полотна. 23. Поясните причины возникновения пучин и способы их ликвидации в балластном слое и в земляном полотне. 24. Приведите причины возникновения повреждений откосов земляного полотна, опознавательные признаки и меры по их предупреждению. 25. Поясните причины и опознавательные признаки повреждения и разрушения земляного полотна, а также мероприятия по восстановлению и усилению насыпей.
Задачи №№ 26 – 50.
Вычертить схематическое изображение поперечного профиля насыпи. Определить основные размеры земляного полотна и размеры устройств, указать их на схеме.
Таблица № 2- Исходные данные для задач №№ 26-50.
№ Зада чи. | Категория железной дороги. | Число путей. | Род грунта | Попереч ный уклон местности | Отметка проектной бровки земляного полотна | Отметка земли по оси полотна | Перечень устройств | % грунта насыпи из резерва |
Сп | 1:12 | 86,34 | 78,67 | резерв | ||||
Сг | 1:9 | 65,78 | 56,67 | резерв | ||||
Сп | 1:11 | 143,98 | 135.87 | резерв | ||||
Сп | 1:16 | 254,56 | 247,76 | резерв | ||||
Сг | 1:9 | 243,67 | 236.45 | резерв | ||||
Сг | 1:10 | 245,76 | 237,89 | резерв | ||||
КП | 1:14 | 154,76 | 146,99 | резерв | ||||
Сг | 1:14 | 153,76 | 145,67 | резерв | ||||
Сп | 1:8 | 154,96 | 145,12 | резерв | ||||
Сг | 1:15 | 345,87 | 338,67 | резерв | ||||
Сп | 1:17 | 154,76 | 146,87 | резерв | ||||
Сп | 1:10 | 143,56 | 136,12 | резерв | ||||
Сп | 1:9 | 98,56 | 92,77 | резерв | ||||
Сг | 1:16 | 243,89 | 234,78 | резерв | ||||
Кп | 1:9 | 254,65 | 247,66 | резерв | ||||
Сп | 1:13 | 98,56 | 91,66 | резерв | ||||
Сг | 1:19 | 89,65 | 82,67 | резерв | ||||
Сп | 1:14 | 32,76 | 25,11 | резерв | ||||
Сг | 1:9 | 235,66 | 227,56 | резерв | ||||
Сг | 1:17 | 153,56 | 146,23 | резерв | ||||
Сп | 1:14 | 243,77 | 236,87 | резерв | ||||
КП | 1:17 | 98,66 | 93,54 | резерв | ||||
Сг | 1:17 | 265,87 | 257,67 | резерв | ||||
Сп | 1:12 | 97,68 | 90,45 | резерв | ||||
Сп | 1:8 | 121,88 | 113,76 | резерв |
Примечание:
Сп – супесь
Сг – суглинок
Кп – крупно – зернистый песок.
Задачи №№ 51 - 76.
Вычертить схематическое изображение поперечного профиля выемки. Определить основные размеры земляного полотна и размеры устройств, указать их на схеме.
Таблица № 3 - Исходные данные для задач №№ 51-76
№ Зада чи. | Категория железной дороги. | Число путей. | Род грунта | Попереч ный. уклон местности | Отметка проектной бровки земляного полотна | Отметка земли по оси полотна | Перечень устройств | % грунта насыпи из резерва или % грунта выемки в кавальер |
Сг | 1:14 | 134,23 | 143,12 | кавальер | ||||
Сп | 1:8 | 123.56 | 130,45 | кавальер | ||||
Сг | 1:10 | 124,54 | 132,65 | кавальер | ||||
Сп | 1:17 | 123,98 | 130,56 | кавальер | ||||
Сп | 1:7 | 125,67 | 133,98 | кавальер | ||||
Сг | 1:12 | 254,67 | 261,54 | кавальер | ||||
Сп | 1:8 | 176,87 | 182,76 | кавальер | ||||
Сг | 1:12 | 143,87 | 150,77 | кавальер | ||||
Сг | 1:9 | 165,98 | 173,56 | кавальер | ||||
Сп | 1:11 | 243,86 | 251,77 | кавальер | ||||
Сг | 1:12 | 176,88 | 184,65 | кавальер | ||||
Сп | 1:11 | 243,89 | 251,98 | кавальер | ||||
Сп | 1:12 | 89,56 | 93,67 | кавальер | ||||
Сп | 1:12 | 143,76 | 150,56 | кавальер | ||||
Сг | 1:7 | 254,54 | 261,67 | кавальер | ||||
Сп | 1:14 | 143,66 | 151,45 | кавальер | ||||
Сп | 1:7 | 254,87 | 260,33 | кавальер | ||||
Сг | 1:13 | 132,76 | 140,57 | кавальер | ||||
Сп | 1:9 | 156,76 | 167,22 | кавальер | ||||
Сп | 1:13 | 98,45 | 109,66 | кавальер | ||||
Сп | 1:12 | 154,77 | 161,44 | кавальер | ||||
Сг | 1:11 | 121,58 | 130,23 | кавальер | ||||
Сп | 1:7 | 132,65 | 141,67 | кавальер | ||||
Сг | 1:17 | 142,87 | 150,45 | кавальер | ||||
Сг | 1:12 | 154,67 | 162,68 | кавальер | ||||
Сп | 1:12 | 132,45 | 142,67 | кавальер |
Примечание:
Сп – супесь
Сг – суглинок
Задачи №№77- 86.
Определить глубину канавы h, продольный уклон i,сравнить скорость движения воды с допустимой и сделать вывод необходимы укрепления откосов и дна канавы.
Таблица № 4 – Исходные данные для задач №№77 -86.
№ задачи | Расход воды м3/с | Грунты | Род русла канавы |
2,8 | Песок мелкий с примесью среднезернистого | уплотненные стенки в грунте | |
3,0 | Песок среднезернистый с примесью крупного | грубое бетонирование | |
3,0 | Песок крупный с примесью гравия | Земляные стенки в обычном состоянии, | |
2,5 | Гравий мелкий с примесью среднезернистого | уплотненные стенки в грунте | |
2,4 | Галька среднезернистая с песком и гравием | грубое бетонирование | |
2,3 | Галька с мелким булыжником и гравием | уплотненные стенки в грунте | |
2,2 | Глины для малоплотных грунтов | Мощение булыжником | |
1,6 | Глины для среднеплотных. грунтов | Мощение булыжником | |
1,5 | Суглинки для малоплотных грунтов | уплотненные стенки в грунте | |
2,3 | Суглинки для среднеплотных. грунтов | Мощение булыжником |
Задачи №№ 87 - 111
Определить глубину заложения закрытого трубчатого (несовершенного) дренажа траншейного типа на основе исходных данных, приведенных в табл.3 (грунт-суглинок). Вычертить поперечный разрез выемки и дренажа. Указать основные размеры.
Таблица 5- исходные данные для задач №№ 87-111
№ задачи | Категория железной дороги | Число путей | Класс пути | Глубина промерзания; м | Вид дренажа | Положение уровня грунтовых вод относительно дна кювета,м |
| | 1 класс | 1,45 | односторонний подкюветный | -0,15 | ||
|| | 2 класс | 1,84 | двусторонний подкюветный | -0,25 | ||
3 класс | 1,53 | двусторонний и закюветный | +0,28 | |||
| | 2 класс | 2,02 | односторонний подкюветный | -0,30 | ||
| | 1 класс | 1,82 | двусторонний подкюветный | -0,10 | ||
|| | 2 класс | 2,10 | односторонний подкюветный | -0,25 | ||
4 класс | 1,49 | двусторонний закюветный | +0,40 | |||
| | 1 класс | 1,88 | односторонний подкюветный | -0,20 | ||
|| | 2 класс | 1,65 | двусторонний подкюветный | -0,30 | ||
3 класс | 1,78 | двусторонний закюветный | +0,30 | |||
| | 1 класс | 1,45 | двусторонний подкюветный | -0,25 | ||
|| | 2 класс | 1,56 | двустороннийзакюветный | -0,20 | ||
1 класс | 1,83 | односторонний подкюветный | +0,15 | |||
| | 2 класс | 1,75 | двусторонний подкюветный | +0,10 | ||
|| | 2 класс | 1,67 | двустороннийзакюветный | -0,10 | ||