Мдк 03.01 устройство железнодорожного пути.

МДК 03.01 УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

г. Вологда

2015 г.

ПМ 03 Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений. МДК 03.01 Устройство железнодорожного пути: –Вологда: Вологодский техникум железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ВТЖТ – филиал ПГУПС), 2015.

Методические указания и контрольные задания по «Устройству железнодорожного пути» составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальностям среднего профессионального образования 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Методические указания призваны обеспечить самостоятельную работу студентами заочной формы обучения.

  Рассмотрено на заседании методического совета Вологодского техникума железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ВТЖТ – филиал ПГУПС) Протокол № от Председатель: Семикова Т.В.  

Составитель: Чудецкая Т.Н., преподаватель ВТЖТ – филиал ПГУПС

Содержание

Введение ……………………………………………………………..
Содержание обучения по МДК 03.01 Устройство железнодорожного пути
Примерный тематический план ……………………………………………
Примерный перечень лабораторных и практических занятий………
Задания на контрольную работу №1……………. Методические указания по выполнению контрольной работы №1
Задания на контрольную работу №2 Методические указания по выполнению контрольной работы №2 Задания на контрольную работу №3 Методические указания по выполнению контрольной работы №3 Приложения
Вопросы к экзамену по МДК 03.01……………………….
Информационное обеспечение обучения.   .
 
   

Введение.

Методические указания и задания на контрольную работу разработаны в соответствии с «Рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов – заочников образовательных учреждений среднего специального образования» и предназначены студентам заочной формы обучения специальности 270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

МДК 03.01 «Устройство железнодорожного пути» является частью профессионального модуля ПМ 03 «Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений» и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство в части освоения основного вида профессиональной деятельности и профессиональных компетенций ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, верхнего строения пути.

С целью овладения профессиональными компетенциями и основным видом профессиональной деятельности обучающийся в ходе освоения МДК 03.01 «Устройство железнодорожного пути» должен:

иметь практический опыт:

– по определению конструкции железнодорожного пути;

– по выявлению дефектов в рельсах и стрелочных переводах;

уметь:

– производить осмотр участка железнодорожного пути;

– выявлять имеющиеся неисправности элементов верхнего строения пути, земляного полотна;

знать:

– конструкцию, устройство основных элементов железнодорожного пути.

Учебным планом предусмотрено выполнение трех контрольных работ по МДК03.01: две контрольные работы по теме «Конструкция железнодорожного пути» и одна контрольная работа по теме «Устройство рельсовой колеи». Две контрольные работы должны быть выполнены и сданы на 4 курсе и одна контрольная работа на 5 курсе.

Методические указания содержат краткое содержание рабочей программы по МДК 03.01 Устройство железнодорожного пути, примерный тематический план, примерный перечень лабораторных и практических занятий, варианты заданий на контрольных работ, методические указания по выполнению контрольных работ.

Промежуточной формой аттестации по МДК 03.01на 4 курсе является дифференцированный зачет, на 5 курсе устный экзамен, вопросы для подготовки к которому внесены в методические указания.

Список литературы включает основные и дополнительные источники.

Задания на контрольные работы составлено в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов, в которой приведены номера вопросов и задач для каждого варианта контрольной работы.

Содержание обучения по МДК 03.01 Устройство железнодорожного пути..

Верхнее строение пути.

Конструкции и элементы верхнего строения пути (рельсы, опоры, промежуточные и рельсовые скрепления).

Угон пути, вызывающие его причины и закрепление.

Бесстыковой путь: конструкция, работа, технические условия на укладку.

Конструкция пути на мостах.

Примерный перечень лабораторных и практических работ.

1. Определение основных параметров и разработка поперечного профиля земляного полотна
2. Осмотр и измерение элементов земляного полотна.
3. Расчет гидравлический водоотводной канавы
4. Расчет глубины заложения дренажа
5. Определение типа рельса по маркировке, размерам и внешнему виду.
6. Раскладка шпал по эпюре на рельсовом звене
7. Определение конструкции промежуточного скрепления
8. Определение конструкции рельсового стыкового скрепления
9. Расчет количества элементов верхнего строения пути в штуках и тоннах, балласта в м3 на конкретное протяжение пути
10. Определение поперечного профиля балластной призмы при заданном классе пути
11. Определение условий укладки бесстыкового пути
12. Определение температурных интервалов закрепления бесстыкового пути. Температурная диаграмма бесстыкового пути
13. Изучение конструкции одиночного стрелочного перевода
14. Определение вида, типа и марки стрелочного перевода
15. Изучение конструкции корневых устройств
16. Изучение конструкции крестовин
17. Измерение ординат переводной кривой
18. Проверка стрелочного перевода по ширине колеи
19. Измерение шага остряка
20. Измерение желобов в крестовине и контррельсах
21. Обследование стрелочного перевода на наличие неисправностей
22. Работа с эпюрами стрелочных переводов
23. Измерение геометрических параметров стрелочного перевода
24. Разбивка закрестовинной кривой
25. Расчет геометрических параметров нормального съезда и стрелочной улицы
26. Определение соответствия обустройства переезда требованиям Инструкции ЦП/483
27. Определение габаритных расстояний и междупутий
28. Расчет возвышения наружного рельса в кривом участке пути
29. Выполнение измерений пути по шаблону и уровню
30. Расчет длины переходных кривых на двухпутном участке в кривой
31. Отвод возвышения наружной рельсовой нити
32. Определение количества укороченных рельсов
33. Расчет укладки укороченных рельсов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Задания на контрольную работу №1.

Таблица 1- Варианты заданий для контрольной работы №1

Последние цифры шифра № ва­риан­та №№ вопросов и задач Последние цифры шифра № ва­риан­та №№ вопросов и задач
01 51   1 50 66 77 95 26 76 1 26 67 81 95  
02 52 2 49 67 78 96 27 77 2 27 68 82 96
03 53 3 48 68 78 97 28 78 3 28 69 83 97
04 54 4 47 69 79 98 29 79 4 29 70 84 98
05 55 5 46 70 80 99 30 80 5 30 71 85 99
06 56 6 45 71 81 100 31 81 6 31 72 86 100
07 57 7 44 72 82 101 32 82 7 32 73 77 101
08 58 8 43 73 83 102 33 83 8 33 74 78 102
09 59 9 42 74 84 103 34 84 9 34 75 79 103
10 60 10 41 51 85 104 35 85 10 35 76 80 104
11 61 11 40 52 86 105 36 86 11 36 51 81 105
12 62 12 39 53 77 106 37 87 12 37 52 82 106
13 63 13 38 54 78 107 38 88 13 38 53 83 107
14 64 14 37 55 79 108 39 89 14 39 54 84 108
15 65 15 36 56 80 109 40 90 15 40 55 85 109
16 66 16 35 57 81 110 41 91 16 41 56 86 110
17 67 17 34 58 82 111 42 92 17 42 57 77 111
18 68 18 33 59 83 87 43 93 18 43 58 78 87
19 69 19 32 60 84 88 44 94 19 44 59 79 88
20 70 20 31 61 85 89 45 95 20 45 60 80 89
21 71 21 30 62 86 90 46 96 21 46 61 81 90
22 72 22 29 63 77 91 47 97 22 47 62 82 91
23 73 23 28 64 78 92 48 98 23 48 63 83 92
24 74 24 27 65 79 93 49 99 24 49 64 84 93
25 75 25 26 66 80 94 50 100 25 50 65 85 94

Вопросы №№ 1-25.

1. Приведите классификацию железнодорожных линий по классам, группам и категориям.

2. Перечислите основные элементы железнодорожного пути и назначение каждого их них.

3. Опишите форму основной площадки земляного полотна на перегонах. Поясните, почему основная площадка земляного полотна однопутных линий имеет иную форму, чем на двухпутных линиях.

4. Приведите классификацию поперечных профилей земляного полотна. Укажите, в каких случаях производится индивидуальное проектирование поперечных профилей земляного полотна.

5. Перечислите виды грунтов, используемых при возведении земляного полотна и их основные свойства.

6. Укажите назначение резервов. Вычертите поперечные профили резервов в зависимости от ширины резерва по дну.

7. Вычертите схематическое изображение поперечного профиля насыпи при поперечной крутизне основания от 1:5 до 1:3. Поясните особенности подготовки основания насыпей.

8. Укажите, что является раздельными пунктами, имеющими путевое развитие. Вычертите поперечные профили земляного полотна раздельных пунктов.

9. Вычертите схематическое изображение поперечного профиля выемки в переувлажненных глинистых грунтах. Назовите основные конструктивные элементы поперечного профиля. Поясните, для чего предусматривается замена глинистого грунта дренирующим, а также назначение устройств закюветных полок.

10. Укажите особенности переустройства однопутного земляного полотна в двухпутное. Перечислите, какие меры должны соблюдаться для получения монолитного, устойчивого земляного полотна.

11. Поясните, как определяется тип болота. Укажите общие требования к устройству насыпи на болотах.

12. Приведите примеры устройства насыпей на болотах | типа в зависимости от глубины болота и высоты насыпи.

13. Приведите примеры устройства насыпей на болотах || типа. Укажите назначение торфоприемников.

14. Вычертите поперечный профиль насыпи на болотах

Типа. 15. Приведите виды устройств и сооружений для отвода поверхностных вод. Укажите условия их применения и основные размеры в поперечном сечении. 16. Опишите расчет размеров водоотводных канав. Поясните, как производится укрепление откосов и дна канавы. 17. Приведите классификацию дренажных сооружений, укажите их назначение. Укажите отличие между дренажным лотком и лотком для отвода поверхностных вод. 18. Приведите схему, поясняющую устройство закрытого трубчатого дренажа траншейного типа; поясните назначение каждого из его элементов. Какие трубы применяются при устройстве таких дренажей? 19. Поясните, как укрепляются откосы подтопляемых насыпей. 20. Укажите, какие применяются способы для укрепления грунтов. 21. Поясните, каким деформациям и повреждениям подвержена основная площадка земляного полотна; причины их возникновения. 22. Укажите, какие меры применяются для устранения деформаций основной площадки земляного полотна. 23. Поясните причины возникновения пучин и способы их ликвидации в балластном слое и в земляном полотне. 24. Приведите причины возникновения повреждений откосов земляного полотна, опознавательные признаки и меры по их предупреждению. 25. Поясните причины и опознавательные признаки повреждения и разрушения земляного полотна, а также мероприятия по восстановлению и усилению насыпей.    

Задачи №№ 26 – 50.

Вычертить схематическое изображение поперечного профиля насыпи. Определить основные размеры земляного полотна и размеры устройств, указать их на схеме.

Таблица № 2- Исходные данные для задач №№ 26-50.

№ Зада чи. Категория железной дороги.   Число путей.   Род грунта Попереч ный уклон местности Отметка проектной бровки земляного полотна Отметка земли по оси полотна Перечень устройств % грунта насыпи из резерва
Сп 1:12 86,34 78,67 резерв  
Сг 1:9 65,78 56,67 резерв  
Сп 1:11 143,98 135.87 резерв  
Сп 1:16 254,56 247,76 резерв  
Сг 1:9 243,67 236.45 резерв  
Сг 1:10 245,76 237,89 резерв  
КП 1:14 154,76 146,99 резерв  
Сг 1:14 153,76 145,67 резерв  
Сп 1:8 154,96 145,12 резерв  
Сг 1:15 345,87 338,67 резерв  
Сп 1:17 154,76 146,87 резерв  
Сп 1:10 143,56 136,12 резерв  
Сп 1:9 98,56 92,77 резерв  
Сг 1:16 243,89 234,78 резерв  
Кп 1:9 254,65 247,66 резерв  
Сп 1:13 98,56 91,66 резерв  
Сг 1:19 89,65 82,67 резерв  
Сп 1:14 32,76 25,11 резерв  
Сг 1:9 235,66 227,56 резерв  
Сг 1:17 153,56 146,23 резерв  
Сп 1:14 243,77 236,87 резерв  
КП 1:17 98,66 93,54 резерв  
Сг 1:17 265,87 257,67 резерв  
Сп 1:12 97,68 90,45 резерв  
Сп 1:8 121,88 113,76 резерв  

Примечание:

Сп – супесь

Сг – суглинок

Кп – крупно – зернистый песок.

Задачи №№ 51 - 76.

Вычертить схематическое изображение поперечного профиля выемки. Определить основные размеры земляного полотна и размеры устройств, указать их на схеме.

Таблица № 3 - Исходные данные для задач №№ 51-76

№ Зада чи. Категория железной дороги.   Число путей.   Род грунта Попереч ный. уклон местности Отметка проектной бровки земляного полотна Отметка земли по оси полотна Перечень устройств % грунта насыпи из резерва или % грунта выемки в кавальер
Сг 1:14 134,23 143,12 кавальер
Сп 1:8 123.56 130,45 кавальер
Сг 1:10 124,54 132,65 кавальер
Сп 1:17 123,98 130,56 кавальер
Сп 1:7 125,67 133,98 кавальер
Сг 1:12 254,67 261,54 кавальер
Сп 1:8 176,87 182,76 кавальер
Сг 1:12 143,87 150,77 кавальер
Сг 1:9 165,98 173,56 кавальер
Сп 1:11 243,86 251,77 кавальер
Сг 1:12 176,88 184,65 кавальер
Сп 1:11 243,89 251,98 кавальер
Сп 1:12 89,56 93,67 кавальер
Сп 1:12 143,76 150,56 кавальер
Сг 1:7 254,54 261,67 кавальер
Сп 1:14 143,66 151,45 кавальер
Сп 1:7 254,87 260,33 кавальер
Сг 1:13 132,76 140,57 кавальер
Сп 1:9 156,76 167,22 кавальер
Сп 1:13 98,45 109,66 кавальер
Сп 1:12 154,77 161,44 кавальер
Сг 1:11 121,58 130,23 кавальер
Сп 1:7 132,65 141,67 кавальер
Сг 1:17 142,87 150,45 кавальер
Сг 1:12 154,67 162,68 кавальер
Сп 1:12 132,45 142,67 кавальер

Примечание:

Сп – супесь

Сг – суглинок

Задачи №№77- 86.

Определить глубину канавы h, продольный уклон i,сравнить скорость движения воды с допустимой и сделать вывод необходимы укрепления откосов и дна канавы.

Таблица № 4 – Исходные данные для задач №№77 -86.

№ задачи Расход воды м3/с Грунты Род русла канавы
2,8 Песок мелкий с примесью среднезернистого уплотненные стенки в грунте
3,0 Песок среднезернистый с примесью крупного грубое бетонирование
3,0 Песок крупный с примесью гравия Земляные стенки в обычном состоянии,
2,5 Гравий мелкий с примесью среднезернистого уплотненные стенки в грунте
2,4 Галька среднезернистая с песком и гравием грубое бетонирование
2,3 Галька с мелким булыжником и гравием уплотненные стенки в грунте
2,2 Глины для малоплотных грунтов Мощение булыжником
1,6 Глины для среднеплотных. грунтов   Мощение булыжником
1,5 Суглинки для малоплотных грунтов уплотненные стенки в грунте
2,3 Суглинки для среднеплотных. грунтов Мощение булыжником

Задачи №№ 87 - 111

Определить глубину заложения закрытого трубчатого (несовершенного) дренажа траншейного типа на основе исходных данных, приведенных в табл.3 (грунт-суглинок). Вычертить поперечный разрез выемки и дренажа. Указать основные размеры.

Таблица 5- исходные данные для задач №№ 87-111

  № задачи Категория железной дороги   Число путей   Класс пути Глубина промерзания; м   Вид дренажа Положение уровня грунтовых вод относительно дна кювета,м
| 1 класс 1,45 односторонний подкюветный   -0,15
|| 2 класс 1,84 двусторонний подкюветный -0,25
3 класс 1,53 двусторонний и закюветный +0,28
| 2 класс 2,02 односторонний подкюветный -0,30
| 1 класс 1,82 двусторонний подкюветный -0,10
|| 2 класс 2,10 односторонний подкюветный -0,25
4 класс 1,49 двусторонний закюветный +0,40
| 1 класс 1,88 односторонний подкюветный -0,20
|| 2 класс 1,65 двусторонний подкюветный -0,30
3 класс 1,78 двусторонний закюветный +0,30
| 1 класс 1,45 двусторонний подкюветный -0,25
|| 2 класс 1,56 двустороннийзакюветный -0,20
1 класс 1,83 односторонний подкюветный +0,15
| 2 класс 1,75 двусторонний подкюветный +0,10
|| 2 класс 1,67 двустороннийзакюветный -0,10
 

Класс 1,69 двусторонний закюветный -0,20 | 1 класс 1,75   двусторонний подкюветный -0,10 || 2 класс 1,74 односторонний подкюветный -0,20 2 класс 1,81 двусторонний подкюветный -0,30 | 1 класс 1,91 односторонний подкюветный +0,15 || 3 класс 1,95 двусторонний подкюветный -0,10 2 класс 1,52 двусторонний закюветный -0,30   Примечание: Знак «+» означает, что уровень грунтовых вод расположен выше дна кювета; знак « - » ниже дна кювета.    

Вопросы 1 – 25.

Ответы на большинство вопросов можно найти в учебниках [1] и [2], при необходимости более детального изучения вопроса студентам рекомендуется использование дополнительной литературы, указанной в списке.

Задачи 26 – 50.

При решениизадач обучающийся должен:

- определить ширину основной площадки земляного полотна.

- определить размеры и форму основной площадки земляного полотна.

- определить высоту насыпи.

- определить крутизну уклонов откосов насыпи.

- определить площадь поперечного сечения насыпи.

- определить количества резервов.

- определить площади и размеров поперечного сечения резервов.

- вычертить схематическое изображение поперечного профиля насыпи с обустройствами.

1. Определение ширины основной площадки земляного полотна.

Ширину основной площадки земляного полотна рекомендуется принимать по таблице №6

Таблица № 6- Ширина основной площадки земляного полотна С,м.

Категория железнодорожных линий Число главных путей. Ширина основной площадки земляного полотна на прямых участках пути, м, при использовании грунтов
Глинистых, легко выветривающихся, мелких и пылеватых песков. Дренирующих и крупнообломочных
Скоростные и особогрузонапряженные 11,7 10,7
I и II 7,6 6,6
III 7,3 6,4
IY 7,1 6,2

На двухпутном участке ширина основной площадки земляного полотна увеличивается на ширину междупутья (4,1м).

2.Определение размеров и формы основной площадки земляного полотна.

Размеры и форма основной площадки земляного полотна зависит от рода грунта, количества путей, категории железной дороги.

Для дренирующих грунтов основная площадка земляного полотна горизонтальная

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 1

Для недренирующих грунтов форма основной площадки зависит от количества путей.

Для однопутных участков основная площадка земляного полотна – трапеция.

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 2

Для двухпутных участков – треугольник.

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 3

Определение высоты насыпи.

Высота насыпи Ннас. Определяется разностью отметок проектной бровки основной площадки земляного полотна и отметки земли по оси земляного полотна (см. исходные данные Таблица 2.)

4.Определение крутизны уклонов откосов насыпи.

Крутизна уклона откоса определяется по таблице №7.

Таблица № 7 – Крутизна уклонов откосов насыпи

Характеристика грунтов. Крутизна откосов
Насыпи высотой до 12 метров из крупно- и среднезернистого песка, гравия, гальки, щебеночных грунтов.     1:1,5
Насыпи высотой до 12 метров из глинистых грунтов, мелких и пылеватых грунтов: - в верхней части высотой до 6 метров -в нижней части высотой от 6 до 12 метров     1:1,5 1:1,75
Насыпи из глинистых грунтов тугопластичной консистенции 1:2

Вопросы №№ 51 – 76

При решениизадач обучающийся должен:

- определить ширину основной площадки земляного полотна;

- определить размеры и форму основной площадки земляного полотна;

- определение глубину выемки;

- определить крутизну уклонов откосов выемки;

- определить площадь поперечного сечения выемки;

- определить количества кавальеров;

-определить площадь и размеры поперечного сечения кавальеров;

- схематически изобразить поперечный профиль выемки с обустройствам

Определение глубины выемки.

Глубина выемки Н выемки определяется разностью отметки земли по оси земляного полотна и проектной отметкой бровки земляного полотна (см. исходные данные Таблица №2). мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Задачи №№77-86.

При решениизадач обучающийся должен:

- определить глубину канавы h,м;

- определить продольный уклон I дна канавы;

- сравнить расчетную скорость движения воды в канаве с допустимой и сделать вывод необходимы или нет укрепления.

1. Принимается форма канавы трапециедальная, уклон откосов канавы 1:1,5, ширинам канавы по дну а = о,6 м.

Задача решается методом подбора.

Вначале задаются глубиной воды в канаве h (принимается не менее 0,6м) и уклоном i (принимается не менее 0,003)

2.Определение площади живого сечения канавы

w = ah + mh2, (1.18)

где a – ширина канавы по дну, м;

h – глубина воды в канаве, м ;

m – коэффициент крутизны уклона откоса m =1,5

3. Определение смоченного периметра сечения канавы

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru (1.19)

4.Определение гидравлического радиуса

R = w/p (1.20)

Зная значение R и род русла канавы, пользуясь данными таблицы, определяем значение коэффициента С

Таблица 10 – Коэффициент С

Род грунта канавы Гидравлический радиус R, м
0,05 0,10 0,2 0,3 0,4 0,5 1,00
Очень гладкие стенки (цементная штукатурка, троганные доски) 48,7 54,3 60,7 64,3 67,1 69,5 76,9
Гладкие стенки (нестроганые доски, бетон) 41,0 46,2 52,0 55,7 58,4 60,7 67,8
Мощение булыжником, хорошо уплотненные стенки в грунте 23,8 27,3 32,2 35,3 37,8 39,7 46,0
Бутовая кладка, грубое бетонирование 18,6 22,4 26,9 29,9 32,2 34,0 40,0
Земляные стенки в обычном состоянии, заросшее мощение 13,9 17,3 21,3 24,0 26,0 27,8 33,3
Одернованные откосы и мощеное дно 10,9 13,8 17,4 19,9 21,8 23,4 26,6

6.Определение скорости течения воды в канаве

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru (1.21)

где i- продольный уклон дна канавы.

7.Определение расчетного расхода

Qрасч = wv (1.22)

Необходимо сравнить полученный и заданный в задании расход, разница этих величин не должна превышать 5%, в противном случае необходимо изменить размеры канавы.

8. Сравнение расчетной скорости движения воды в канаве с допустимой. Вывод о необходимости укрепления канавы.

Таблица 11- Допускаемые скорости течения воды, м/с

Грунты Средняя глубина потока, м
0,4 1,0 2,0 3,0
Для несвязных грунтов
  Песок мелкий с примесью среднезернистого   0,05 – 0,25   0,3 – 0,45   0,4 – 0,55   0,45 – 0,6
Песок среднезернистый с примесью крупного 0,35 – 0,5 0,45 – 0,6 0,55 – 0,7 0,6 – 0,75
Песок крупный с примесью гравия 0,5 – 0,65 0,6 – 0,75 0,7 – 0,8 0,75 – 0,9
Гравий мелкий с примесью среднезернистого 0,65 – 0,8 0,75– 0,85 0,8 -1,0 0,9 – 1,1
Галька среднезернистая с песком и гравием 1,1 – 1,25 1,2 – 1,45 1,35– 1,65 1,5 – 1,85
Галька с мелким булыжником и гравием 1,5 – 2,0 1,85 – 2,4 2,1 – 2,75 2,3 – 3,1
Для связных грунтов
Глины1 0,35/0,7 0,4/0,85 0,45/0,95 0,50/1,1
Суглинки1 0,35/0,65 0,4/0,8 0,45/0,9 0,5/1,0
                 

1 В числителе даны значения для малоплотных грунтов, в знаменателе – для среднеплотных.

Задачи №№ 87-111

По учебнику «Железнодорожный путь» [1] необходимо изучить раздел: «Водоотводные устройства и сооружения».

На основании исходных данных (табл.5) необходимо выбрать расчетную схему дренажа.

Ниже приводятся расчетные схемы дренажей.

1. Выбор схемы дренажа.

Схема одностороннего подкюветного дренажа (рис.11)

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 11.

В этом случае расчет относят к вертикали, расположенной на расстоянии 0,25-0,50 м за концами шпал со стороны, противоположной одностороннему дренажу.

Схема двухстороннего подкюветного дренажа (рис.12)

    мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru     Рис 12.

Схема двухстороннего закюветного дренажа (рис.13)

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 13.

Для двусторонних дренажей расчетная ось располагается по оси земляного полотна

Примечание: На рисунках 11.12 и 13 «ГГВ» - уровень грунтовых вод до устройства дренажа; ГП – глубина промерзания земляного полотна.

Расчет глубины дренажа

2.1 Формула для определения глубины дренажа

Глубина траншеи Н несовершенного дренажа определяется по формуле:

H=A +I0 l + aкп+ e+ h-y, (1.23)

где А – глубина промерзания балластного слоя и земляного полотна, м ; ( см. задание).

I0 - уклон кривой депрессии осушаемых грунтов;

для супесей I0=0,02 – 0,05;

для суглинков – 0,05 – 0,1;

для глины – 0,1 - ,02;

для песчаных грунтов – 0,003 – 0,02;

l – расстояние от стенки дренажной траншеи до расчетного сечения – сечение в котором определяется необходимое понижение уровня грунтовых вод

2.2 Определение l для одностороннего подкюветного дренажа

2.2.1.На однопутном участке

l = l1 + l2 , при этом l1 = С/2 + В (1.24)

где С – ширина основной площадки земляного полотна в зависимости то категории железной дороги, рода грунта и количества путей; м (см. табл. 6).

В – горизонтальная проекция путевого откоса кювета ( при уклоне откоса 1: 1,5 и глубине кювета 0, 6м В = 0,9м).

l2 – расстояние, равное половине длины шпалы, плюс 0, 25 – 0,5м (см. рис.11).

2.2.2 На двухпутном участке

l = l1 + Е/2 + l2 (1.25)

где Е – ширина междупутья, м

2.3 Определение l для двухстороннено подкюветного дренажа.

L = С/2 +B (1.26)

2.4 Определение l для для двухстороннего закюветного дренажа.

L = С/2+ (bк – b /2) (1.27)

где bк – ширина кювете поверху

b – ширина дренажной канавы, принимается 0,8 – 1,0м

мдк 03.01 устройство железнодорожного пути. - student2.ru

Рис 14.

aкп – высота капиллярного поднятия воды над кривой депрессии

( для песчаных грунтов 0,3 – 0,4м;

для супесей и суглинков 0,4 – 0,5м;

для глин 0,6 – 0,8м)

e – величина возможного колебания в разные годы уровня капиллярных вод и глубины промерзания (0,23 – 0,25м).

h – расстояние от верха дренажной трубы до дна дренажа, (0,3 – 0,5м)

2.5 Определение у.

y – расстояние от верха конструкции пути до верха дренажа, м

y=hкюв.+hсл. пр.+hпесч. под.+hбалл.+hшпалы, где

hкюв. – глубина кювета, м;

hсл. пр – толщина сливной призмы, м;

hпесч. под – толщина песчаной подушки под шпалой, м;

hбалл. – толщина балласта под шпалой, м;

hшпалы, - толщина шпалы ,м.

При применении деревянных шпал из значения y необходимо вычесть 3 см – расстояние от верхней постели шпалы до балластного слоя.

2.6 Расчет глубины дренажа.

2.7 Схематическое изображение дренажа с указанием всех размеров.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Задания на контрольную работу №2.

Таблица 1- Варианты заданий для кон

Наши рекомендации