Рассказ 3. Е.А. Яковлев – основоположник отечественного авто.

В мае 1998 года прошло 100 лет с тех пор, как умер основоположник отечественного автомобилестроения, офицер Российского Флота лейтенант Евгений Александрович Яковлев.

Родился Евгений Александрович Яковлев в 1857 году в Санкт-Петербург- ской губернии.

В 1884 году Е. А. Яковлев начинает работать над двигателями внутреннего сгорания. На целый ряд таких устройств им были получены привилегии (патенты). 6 апреля 1891 года Е. А. Яковлев основал «Машиностроительный, чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева», располагавшийся в Санкт-Петербурге. Завод выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе. Объем выпуска составлял несколько десятков двигателей в год.

В 1893 году Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе, известный петербургский производитель экипажей на конной тяге, приняли участие во Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, где, по всей видимости, и познакомились с автомобилем немецкого производства «Бенц» модели «Вело».

Не прошло и трех лет, как на Всероссийской промышленно-художе-ственной выставке, открывшейся 27 мая (9 июня) 1896 года в городе Нижний Новгород, был представлен первый российский автомобиль совместного производства экипажной фабрики П. А. Фрезе и Машиностроительного завода Е. А. Яковлева. 19 июля 1896 года автомобиль был продемонстрирован посетившей выставку императорской чете.

Как по внешнему виду, так и по конструкции первый российский автомобиль сильно напоминал «Бенц-Вело». Но точно доказано, что первый российский автомобиль был полностью изготовлен в России.

К сожалению, в мае 1898 года Евгений Александрович Яковлев скончался в возрасте 41 года. Похоронен первый российский автомобилестроитель в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. П. А. Фрезе продолжил свою деятельность по постройке автомобилей и достиг на этом поприще немалых успехов, изготовив в 1902 году первый российский грузовик и в том же году первый троллейбус, а также поставляя автомобили в российскую армию. В 1910 году П. А. Фрезе продал свое предприятие Русско-Балтийскому вагонному заводу.

Класс

(Материал для контрольного списывания)

Что должен знать пешеход.

На улицах и дорогах много машин и другой техники. Нарушение правил дорожного движения опасно для жизни. Надо всем хорошо знать правила перехода дороги. Вот эти правила:

1.Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

3.Разрешающий для перехода сигнал светофора - зеленый. На красный и желтый нельзя пере ходить улицу.

4.При переходе дороги убедись в безопасности. Просмотри, нет ли рядом машин.

5.За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспортному потоку.

6.Регулировщик стоит к пешеходам боком - переход разрешен. Такое положение регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора.

7.Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автобус - это опасно. Подожди, пока он отъедет от остановки.

8.Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.

9.Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

(Материал для использования в качестве диктанта)

Утро большого города.

Утро. На улицах города начинается движение. Весело бегут автомобили. Идут в школу ученики. Рабочие спешат на фабрику. Чтобы не задержаться в пути, надо всем быть внимательными. Ходить следует только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Улицу переходить только в специально обозначенных местах, где есть разметка и дорожный знак "Пешеходный переход". Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Водитель не может сразу остановить автомобиль. При переходе дороги нельзя спешить. Школьники не успели закончить переход улицы. Они остановились на «островке безопасности» и ждут разрешающего сигнала светофора.

На уроках чтения или природоведения можно использовать те же рассказы, которые предложены для учащихся 3-го класса.

Для уроков физической культуры в начальной школе можно предложить ряд подвижных игр, которые помогали бы младшим школьникам закреплять и совершенствовать навыки и умения действовать в непрерывно меняющейся обстановке на дорогах, наилучшим образом реагировать на неожиданные ситуации. Игры приучают детей при взаимодействии со сверстниками в коллективе подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Будь внимателен!»

Дети запоминают, что и когда надо сделать. Они идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоят на месте; по сигналу: «Переход!» - шагают; по сигналу: «Автомобиль!» - держат в руках руль.

Игра «Внимание, пешеход»

Для проведения этой игры нужны три кружка, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Регулировщик – учитель – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех кружков. Участники игры при виде красного кружка делают шаг назад, при виде желтого – стоят на месте, при виде зеленого – делают два шага вперед. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Грузовики»

Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. На голове у каждого положен небольшой мешочек с песком или опилками – это груз, который необходимо срочно доставить. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать других участников и не уронить груз?

Игра «Лови – не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится напротив игроков в 4-5 метрах и бросает одному из них мяч. При этом он произносит слова, например, дорога, переход, дорожный знак, велосипед и другие (в этом случае мяч надо ловить, или слова, не связанные с дорогой и дорожным движением, например. колбаса, парта, стул и т.п. (в этом случае мяч ловить не надо).

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры.

Игра «Огни светофора»

В игре все дети – пешеходы. Когда регулировщик поднимает вверх желтый кружок, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению. Когда «зажигается» зеленый сигнал – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу. При красном сигнале – все замирают на месте. Ошибающийся – выбывает из игры.

Игра «Поиски жезла»

Два стула стоят на расстоянии 8-10 метров один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы по кругу в колонне по одному учитель (он стоит в центре) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение - запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время запрещенным объявляется другое движение, например, руки за спину. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один из участников – победитель.

Игра «Сигналы светофора»

Две команды по 10-12 человек выстраиваются полукругом: одна - слева, другая - справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, другая сторона у кружков разных цветов (красная и зеленая).

Когда к одной из команд обращен зеленый сигнал, все маршируют на месте; когда к команде обращен желтый сигнал – все хлопают в ладоши. Команда, к которой обращен красный сигнал – стоит на месте. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игру останется на месте больше участников.

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки – в другом его конце. Водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, Раз, два, три, стоп» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны остановиться. Тот, кто не успел это сделать, возвращается на место. Победитель, первым достигший водящего, сам становится водящим.

Весь интерес заключается в том, что водящий может произнести слово «стоп» на любом этапе.

На уроках трудового обучения можно предложить ученикам вылепить из пластилина светофоры и установить их на перекрестке. Затем вылепить транспортные средства (автобус, автомобиль, велосипед), пешеходов. Расставить их на перекрестке, указав таким образом, кому разрешено, а кому запрещено движение. В выполнении этого задания могут принять участие несколько учеников.

Затем учитель с учениками повторяют правила перехода проезжей части дороги.

Аналогичное задание может быть предложено учащимся и на уроках изобразительного искусства.

В средней и старшей школе учащимся можно предложить подготовить сообщения на заданные темы по истории развития транспорта или правил дорожного движения в изучаемый период развития общества.

На уроках математики или физики можно использовать задачи на определение остановочного пути транспортного средства; влияния скорости движения или радиуса поворота на центробежную силу, действующую на автомобиль при его движении на повороте; задачи на определение предельного угла наклона дорожного полотна на поворотах и т.п.

Таким образом, интегрированные уроки, формирующие основы безопасного поведения школьников на дорогах, становятся частью адаптивной модели их образования.

Наши рекомендации