ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах.
Разбор дорожно-транспортных происшествий, их причин и последствий
Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД.
Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.
В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.
Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД.
Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.
Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.
Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.
Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.
Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта.
Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.
Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения.
Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт– Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…».
В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.
ЗАНЯТИЕ 2. Тема: Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки
И знаки приоритета
Цель занятия: Формировать у учащихся представление о предупреждающих знаках и знаках приоритета.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Дорожные знаки – самый распространенный способ организации и регулирования дорожного движения. Они помогают участникам дорожного движения разобраться в обстановке, оповещают об опасности на дороге, необходимости поддерживать определенный скоростной режим, предписывают направление следования и т.д. Дорожные знаки размещаются так, чтобы участники дорожного движения видели их как в светлое, так и в темное время суток.
Дорожные знаки чаще всего устанавливают с правой стороны дороги. Знаки, содержащие важную информацию, в отдельных случаях дублируют.
При проведении ремонтных работ или для экстренного изменения организации движения используют временные знаки, устанавливаемые на переносных опорах непосредственно на проезжей части или на разделительной полосе.
Зачастую требования временных знаков противоречат требованиям основных стационарных знаков. В этом случае водители должны руководствоваться требованиями временных дорожных знаков.
Все дорожные знаки разделены на 8 групп:
1 – предупреждающие знаки;
2 – знаки приоритета;
3 – запрещающие знаки;
4 – предписывающие знаки;
5 – знаки особых предписаний;
6 - информационные знаки;
7 – знаки сервиса;
8 – знаки дополнительной информации (таблички).
Каждый знак имеет номер, состоящий из двух или трех чисел. Первое число указывает одну из восьми указанных выше групп, второе – порядковый номер знака, третье – разновидность одного и того же знака.
Используя плакаты, магнитные доски учитель объясняет учащимся назначение того или оного дорожного знака. Приводит примеры.
Предупреждающие знаки.
Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Главные отличительные признаки предупреждающих знаков - треугольная форма, белый фон и красная кайма. Исключение составляют знаки 1.3, 1.4 и 1.34.
Для того чтобы водитель успел отреагировать на опасность, о которой информирует предупреждающий дорожный знак, знаки данной группы устанавливаются заранее: в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м, вне населенных пунктов, где скорость движения транспортных средств выше – на расстоянии 150-300 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться на ином расстоянии, указанном в этом случае табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».
Перед железнодорожным переездом устанавливают знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
Иногда перед железнодорожными переездами без шлагбаума на расстоянии 20 м до первого рельса устанавливают сдвоенный мигающий красный светофор, а непосредственно перед переездом - знак 1.3.1 «Однопутная железная дорога», если проезжую часть пересекает один железнодорожный путь, или 1.3.2 «Многопутная железная дорога», если происходит пересечение с двумя и более путями.
Вместе со знаком «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или «Железнодорожный переезд без шлагбаума» вне населенных пунктов устанавливают знаки 1.4.1 – 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду», которые различаются количеством наклонных полос, направлением наклона и располагаются напротив друг друга по обе стороны дороги.
Знаки с тремя полосами устанавливают за 150...300 м до переезда, с одной полосой - за 50 м, с двумя полосами – посредине, между ними. По количеству полос на знаках водитель может судить о степени приближения к переезду. Так, одна полоса соответствует минимальному расстоянию - 50 м. Знаки с тремя и одной полосами устанавливают вместе со знаками «Железнодорожный переезд» (со шлагбаумом или без него), а знак с двумя полосами - без дополнительных знаков. Знаки 1.4.1-1.4.3 устанавливают на правой стороне дороги, знаки 1.4.4-1.4.6 - на левой стороне. И те, и другие указывают водителю створ для проезда (особенно это важно ночью или в условиях недостаточной видимости при наличии на знаках световозвращающей поверхности). Таким образом, с обеих сторон любого переезда вне населенного пункта устанавливают по 10 предупреждающих знаков.
Знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» устанавливают перед пересечением с трамвайными путями вне перекрестка, когда обзор ограничен (крутой поворот дороги, перелом дороги) и трамвайные пути не могут быть своевременно замечены водителем.
В этой ситуации трамвай пользуется преимуществом проезда.
Знак 1.8 «Светофорное регулирование» устанавливают перед перекрестком или пешеходным переходом, которые не просматриваются до момента подъезда к ним на расстояние менее 100 м (резкий изгиб или перелом дороги) и движение на которых регулируется светофором.
Знак 1.11 «Опасный поворот» характеризует две разновидности направления поворота и устанавливается соответственно перед закруглением дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью. Знак 1.12 «Опасные повороты» также имеет две разновидности - с первым поворотом направо или с первым поворотом налево. Он устанавливается перед извилистой дорогой с закруглениями малого радиуса, когда расстояние между соседними закруглениями менее 300 м.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что из всех знаков, связанных с вращением рулевого колеса, знаки «Опасный поворот» и «Опасные повороты» - единственные, которые не требуют включения указателя поворотов.
Знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» предупреждают о крутом или затяжном уклоне дороги, иногда с указанием величины уклона на знаке, причем не в градусах, а в процентах. Так, если крутизна спуска (уклон) 12%, это значит, что каждые 100 м дорога понижается на 12 м.
Для того, чтобы различать знаки «Крутой спуск» и «Крутой подъем», следует помнить, что они «читаются» как книга, слева направо: если сначала было ровно, а потом дорога пошла вверх, значит это крутой подъем.
Знак 1.17 «Искусственная неровность» устанавливается на участке дороги, где имеется искусственная неровность для принудительного снижения скорости (обычно, в районах расположения школ, детских учреждений и т.п.).
Знак 1.19 «Опасная обочина» информирует водителя об участке дороги, на котором съезд на обочину опасен. Пешеходам, движущимся по такой обочине, тоже необходимо быть осторожными.
Знак 1.22 «Пешеходный переход» предупреждает о приближении к нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу. Вне населенных пунктов этот знак устанавливают перед всеми переходами, а в городах - перед переходами, видимость до которых менее 100 м. Знак требует снизить скорость, поскольку вскоре будет обозначенный переход, на котором преимущество в движении принадлежит пешеходам.
Знак 1.23 «Дети» изображает бегущих детей и предупреждает о месте, где возможно появление детей на проезжей части (школа, кинотеатр, пионерский лагерь и т. п.). Водитель должен быть готов к внезапной остановке, чтобы не допустить наезда на ребенка.
Знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой» устанавливают перед пересечением вне перекрестка велосипедной дорожки с проезжей частью. Хотя в отличие от пешеходного перехода на этом пересечении преимуществом пользуются другие водители, а не велосипедисты, знак также требует снижения скорости и повышения внимания.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что из всех предупреждающих знаков шесть связаны с опасностями, которые приводят к наиболее тяжелым происшествиям, как правило, со смертельным исходом.
Эти знаки устанавливают вне населенных пунктов обязательно дважды: первый раз за 150-300 м до начала опасного участка, а второй - не менее чем за 50 м.
Для лучшего запоминания эти шесть знаков следует разбить на три пары с условными названиями:
а) два переезда (со шлагбаумом и без него);
б) две «воды» («Разводной мост» и «Выезд на набережную»);
в) «Дети» и «Дорожные работы».
Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.
Знаки приоритета.
Знаки приоритета определяют очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Установленные перед перекрестком они действуют только на этот перекресток. А те, которые установлены для определения очередности проезда на узком участке дороги, действуют только на этот участок.
К знакам приоритета относятся знаки 2.1 «Главная дорога», 2.2 «Конец главной дороги», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги», 2.6 «Преимущество встречного движения», 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Знак 2.4 «Уступите дорогу» обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. В населенном пункте его устанавливают непосредственно перед перекрестком, а на дорогах вне населенного пункта дважды: первый на расстоянии 150-300 м от перекрестка, как правило, с дополнительной информационной указательной табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта» (рис. 3.22,а), второй – перед перекрестком.
Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» в отличие от остальных знаков этой группы имеет красный фон и форму правильного восьмиугольника. Он представляет особое значение, так как его устанавливают на пересечениях дорог, где по условиям безопасности водитель, прежде чем пересечь дорогу или выехать на нее, должен обязательно остановиться перед стоп-линией, а если её нет – перед краем пересекаемых проезжих частей. Благодаря специфической форме знака водитель даже в сложных метеорологических условиях по его конфигурации всегда определит, что требуется обязательная остановка перед перекрестком или железнодорожным переездом.
2. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие группы дорожных знаков вы знаете?
2. Каково назначение предупреждающих знаков?
3. На каком расстоянии устанавливаются предупреждающие знаки в населенных пунктах и за их пределами?
4. Какие предупреждающие знаки дублируются при установке их вне населенных пунктов?
5. Каково назначение знаков приоритета?
6. Каковы внешние признаки предупреждающих знаков и знаков приоритета?