Моя свекровь – Екатерина Ивановна Делюнова

Катерина Назарова родилась 16 января 1914 года в п.Парголово, в Заманиловке, в семье крестьян.

Заманиловка, Старожиловка, Каболовка – эти деревни с давних времен образовались в районе Шуваловского парка. Когда-то здесь селились финны-чухны. И этот «чухонский» язык передавался из поколения в поколение, дойдя до наших времён. Катерина со своей старшей сестрой Анной пользовались знанием этого языка, и, когда им надо было поговорить без свидетелей, переходили на свой язык.

Их мама Елена Николаевна в молодости была веселой красавицей. Вышла замуж, рано овдовела. С двумя детьми от Ивана Качалова – Ксенией и Анной она снова вышла замуж и уже от Ивана Назарова родила еще троих детей: Катерину, Марию и Николая. Первый муж начал строить дом в Заманиловке, а второй муж достраивал его.

Жили небогато. Ребята подрастали. Мария работала на Торфах, Анна – в санатории, который располагался в Шуваловском дворце, Катерина окончила курсы фотографов и работала в городе. Все сестры были веселыми, доброжелательными. До войны в Шуваловском парке стояла воинская часть. Около дома Назаровых устраивали танцы – заводили патефон, приходили солдаты, собиралась Заманиловская молодёжь.

Катерине было всего 19 лет, когда она вышла замуж за Делюнова Николая. Оба были молодые, красивые, веселые. Свидания назначались в Шуваловском парке у трех дубов. Николай жил недалеко за железнодорожным переездом (по Выборгскому шоссе).

Катерина пришла в дом к мужу, где было большое хозяйство, пожилые родители. Старшие сестры мужа жили в городе, приезжали со своими семьями в Парголово отдыхать на выходные дни и на все лето. Сестры не очень жаловали молодую невестку, считая, что их брат достоин лучшей пары. Так что досталось Катюше по полной.

Родила дочку – Ниночку. Девочка оказалась больной. Возили по всем врачам – диагноз в то время поставить было трудно. Девочка так и не смогла ходить. Носили её на руках. Нина умерла в 14 лет.

А муж Николай был в семье кормильцем. Работал в ЛОМО, процветая в изобретательской деятельности, был автором многих изобретений, продвигался по служебной лестнице.

***

Годы войны

Наступил 1941 год, блокада Ленинграда. Завод ЛОМО перестроился на военные рельсы – требовалось современное оружие, оснащённое новейшими оптическими приборами. Николай Федорович как опытный конструктор был оставлен на заводе. Предприятие работало день и ночь. Транспорт в городе не ходил, добраться из Парголова до завода голодному, обессиленному становилось все труднее. Николаю Федоровичу стали давать работу - задание на дом. Готовые разработки необходимо было в срок представлять на предприятие и получать новые заказы.

Когда Николай Федорович совсем обессилил от голода, жена Катерина возила его на завод на санках. Дома он сидел над чертежами день и ночь. Болели кости, не мог сидеть на стуле. Жена шила ему специальные подушки на стул.

За свою изобретательскую деятельность в период 1941-45 г. был награжден:

Орденом Красной Звезды от 1 августа 1945 года;

Медалью «За оборону Ленинграда» от 15 июля 1943 года;

Медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-45г.» от 19 ноября 1946 года

После войны Николай Федорович был направлен в Германию на Цейцовский завод для получения контрибуции. Сохранилась расписка, что майор Делюнов Николай Федорович являлся начальником эшелона по вывозу груза из Германии в Брест – 30 вагонов с оптическими приборами и стекло-лабораторной посудой.

***

Семья Назаровых тоже пережила блокаду в Ленинграде. Отец Иван Васильевич умер (16.05.1940г), дети стали взрослыми.

Старшая Анна была замужем, жили в городе. Её муж Василий Иванович был (?) на крупном предприятии. Когда началась блокада, они вместе с заводом были вывезены в эвакуацию в г.Саратов. Их маленькой дочке – Галке – тогда было 3 года.

Ксения Ивановна работала в городе. Её муж Алексей умер от голода, хотя сам работал в блокадном городе на распределении продуктов. Предельно честный, он не брал себе лишней крошки.

Брат Николай Иванович – 15-летний мальчишка – был в эвакуации с заводом.

Анна Ивановна была в семье старшей, и заботилась о сестрах и брате всю жизнь, разрешая все проблемы, принимая нужные решения.

Мария Ивановна в войну работала на Торфах. После войны, выйдя замуж за Владимира Дмитриевича, с мужем-офицером и сыном Валерой долгие годы жили в Таллине, в Саратове, в Венгрии.

***

Началась послевоенная жизнь. Катерина после смерти больной дочери Нины, боялась иметь еще детей. Но родились двое сыновей – Жора и Коля, на радость здоровые, крепкие, смышленые.

Родители Николая Федоровича были уже пожилыми. Катерина нянчила и детей, и родителей. Николай Федорович продолжает трудиться на родном ЛОМО. В 1951 году за огромный вклад в развитие оптики ему присуждена Сталинская премия 3-ей степени и присвоено звание «Лауреата Сталинской премии». За заслуги он получает награды: телевизор, мотоцикл, машину Москвич (телевизор был первым во всём Парголове).

Мотоцикл быстро освоила жена Катерина и, сшив себе шаровары, лихо гоняла по делам по Парголову, на удивление всем соседям. Она до 60 лет каталась на велосипеде, на лыжах, не хотела ни в чем уступать мужу.

Сыновья учились в школе, занимались в кружках. По настоянию Катерины Николай Федорович сдал предприятию свой дом в Парголове, и им дали 2х-комнатную квартиру на Костромском проспекте, д.39. Это был дом от завода ЛОМО, где продолжал работать Николай Федорович. В годы развития космоса он делал конструкторские разработки для космоса, приборов, был знаком по работе с Королевым.

Умер Николай Федорович 28 декабря 1979 года. Похоронен на Шуваловском кладбище.

***

Наши рекомендации