Классификация и виды современных автобусов
Сегодняшние автобусы классифицируются по многим признакам – по вместимости, длине, назначению, конструкции и компоновке. Начнем с классификации по назначению. Итак...
По назначению автобусы подразделяются на:
- клубные (служебные);
- перонные (аэродромные);
- сельские (местного сообщения);
- вездеходы;
- вахтовые (экспедиционные);
- городские;
- грузовые (грузопассажирские);
- школьные (для перевозки детей);
- междугородные;
- почтовые (автобусы связи);
- шахтные (подземные);
- пригородные;
- экскурсионные;
- ритуальные;
- спальные;
- тропические;
- туристические.
Как видно, эта классификация довольно обширна, включает в себя пассажирский транспорт, унифицированный для перевозки людей по тем или иным специальным маршрутам.
Школьникам больше ни приходится долго простаивать на остановках, рискуя пропустить или вообще не попасть в школу – для них есть специальное транспортное средство. Для людей с ограниченными способностями автобусостроительные предприятия также придумали или модифицировали специальные автобусы (обычно, делается низкая посадка (снижается дорожный просвет), вход оборудуется специальными поручнями, салон – площадками для колясок).
Примечательно, что, например, туристическим автобусом может быть как малый, так и средний и большой класс. Классификация по назначению очень удобна – позволяет выбрать и купить автобус, руководствуясь предполагаемым маршрутом и спецификой работы.
Следуем далее, по длине пассажирские транспортные средства разделяются на:
- особо большие (16,5 м и более).
- большие (10,5 - 12,0 м);
- средние (8,0 - 9,5 м);
- малые (6,0 - 7,5 м);
- особо малые (до 5 м).
Категорию «особо большие» целиком и полностью занимают сочлененные автобусы. Классификация по длине тоже весьма удобна – здесь можно выбрать необходимый транспорт исходя из загруженности маршрута, стесненности предполагаемых условий и других факторов. Существует еще один вид систематизации автобусов – классификация по компоновке и конструкции.
Итак, по конструкции и компоновке выделяют следующие автобусы:
- переднемоторные;
- заднемоторные;
- терминальные;
- высокопольные (высокопалубные);
- капотной компоновки;
- бескапотной компоновки;
- низкопольные;
- одиночные;
- сочленённые;
- полутораэтажные;
- центральномоторые;
- двухэтажные;
- челночные (двухпостовые);
- полуприцепы;
- прицепы.
Такую классификацию обычно используют тоже исходя из предполагаемых условий эксплуатации. Например, если в городе дороги в хорошем состоянии, нет ухабов, выбоин и колдобин, то можно выбрать низкопольный автобус, который из-за заднего расположения двигателя способен вместить большее число пассажиров. У таких автобусов низкая посадка, что облегчает доступ в салон и сокращает время простаивания на остановочных станциях.
Сочлененные автобусы выбирают для работы в более-менее «просторных» условиях, то есть там, где есть место для маневра. Сочлененная рама позволила совместить в этих машинах основные показатели подвижного транспорта – большую вместимость и маневренность. Ведь они состоят из двух частей, соединенных гибким сочленением, и имеют общее пассажирское помещение – это позволяет автобусам успешно маневрировать в городских условиях, при этом, вмещая непревзойденное количество пассажиров.