Крюковые тягово-сцепные устройства: конструкция, расчет деталей
Тягово-сцепное устройство автомобиля тягача КамАЗ-5320: 1 – масленка; 2 – крюк; 3 – ось защелки крюка; 4 – собачка защелки; 5 – ось собачки; 6 – защелка; 7 – гайка; 8 – цепочка шплинта; 9 – упругий элемент; 10 – гайка крюка; 11 – шплинт; 12 – защитный кожух; 13, 14 – шайбы; 15 – корпус; 16 – крышка корпуса
Защелка, стопорящаяся собачкой, препятствует самоотпиранию крюка, а резиновый элемент предварительно сжат и имеет нелинейную характеристику, поэтому его жесткость когда автопоезд трогается с места относительно невелика, а при движении возрастает, т. е. оптимизирует нагрузку при работе крюка.
Недостатком крюковых устройств является быстрый износ зева крюка, что приводит к его поломке и появлению поперечных колебаний автопоезда.
Минимальный диаметр тягового стержня крюка в наиболее опасном сечении:
- макс. Сила, действ на крюк
=Ма*g
Ma – полная масса автомобиля тягача
σ – статическое напряжение растяжения
R0 – радиус кривизны бруса
Суммарные напряжения в точке С можно определить по формуле:
А – площадь поперечного сечения рога крюка;
l– расстояние от центра кривизны бруса до рассчитываемой точки;
l1 – расстояние от центра кривизны бруса до нейтрального слоя.
20. Седельно-сцепные устройства: требования к ним, конструкция, расчет захватов.
Седельно-сцепные устройства состоят из разъемно-сцепного механизма, обеспечивающего гибкость автопоезда и деталей крепления.
Основной классификационный признак седельно-сцепных устройств –конструкция сопряженной пары. Различают:
– шкворневые устройства;
– роликовые устройства.
Шкворневые устройства бывают:
– однозахватные;
– двухзахватные;
– автоматические;
– полуавтоматические;
– не обеспечивающие устранение зазора;
– обеспечивающие устранение зазора с ручной или автоматической его регулировкой.
Наиболее широко распространено двухзахватное, полуавтоматическое, без устранения зазора седельно-сцепное устройство, показанное на рис. 3.3.
На подрамнике тягача закреплены два кронштейна, в проушины которых с резинометаллическими втулками входят две оси седла. Втулки обеспечивают амортизацию и поворот седла в поперечном направлении до 3°. Поворот седла в продольной плоскости свободен.
Два захвата установлены на осях и фиксируются запорным кулаком со штоком и пружиной, защелкой с пружиной, а также предохранительной планкой.
Горизонтальная гибкость автопоезда обеспечивается возможностью поворота шкворня в захватах.
Рис. 3.3.Седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача. КамАЗ-5410: 1 – ось предохранительной планки; 2 – предохранительная планка; 3 – кронштейн; 4 – седло; 5, 9, 10 – масленки; 6 – ось шарнира; 7, 16 – пружины; 8 – ось захвата; 11, 13 – захваты; 12 – шплинт; 14 – рычаг; 15 – запорный кулак; 17 – защелка.
Горизонтальная гибкость автопоезда обеспечивается возможностью поворота шкворня в захватах.
При сцепке шкворень, после входа в захваты, закрывает их, а кулак, войдя в пазы захватов, фиксирует соединение.
При расцепке необходимо вывести кулак из пазов захватов, которые свободно раскрываются и "выпускают" шкворень.
За рубежом широко распространены однозахватные седельно-сцепные устройства с косой прорезью на захвате для удержания шкворня. Захват поворачивается на оси и в закрытом положении фиксируется от поворота запорным кулаком.
В седельно-сцепных устройствах наиболее вероятны следующие деформации:
– опорная площадь захвата, контактирующая с замком – смятие;
– пальцы захватов – срез.
Опорные площадки захватов под замок проверяются на смятие
R – сила,под действ. кот. сминается площадка захвата
S и t размеры площадки
a,b – расстояния
Захваты сделаны из сталей 40, 45, 50 и действ. в них напряжения смятия входят в диапазон от 50 до 80 МПа
Пальцы рассчитывают на срез
Аэродинамические обтекатели
Основным направлением улучшения аэродинамики магистральных автопоездов является совершенствование их аэродинамических характеристик путем оптимизации влияющих на обтекаемость конструктивных параметров, в число которых входят:
- отработка формы кабины в целом и ее лобовой панели с устранением находящихся на ней мелких выступающих элементов;
- уменьшение величины превышения кузова над кабиной;
- увеличение угла наклона лобового стекла кабины;
- применение укороченной, обтекаемой, высокой кабины с размещением в ее верхней части спального места водителя;
- использование гладких цельнометаллических кузовов и уменьшение количества находящихся на них мелких конструктивных элементов;
- увеличения радиуса закругления фронтальных кромок кабин (увеличенной высоты - до 75... 150 мм, высоких обтекаемых - до 150.. .450 мм);
- уменьшение расстояния между кабиной и кузовом (для седельных автопоездов) и между тягачом и прицепом (для прицепных) до минимально необходимого для обеспечения кинематики поворота автопоезда;
- оптимизация сочетания кабины и кузова с учетом их формы и взаимовлияния при работе в составе автопоезда;
- уменьшение расстояния от переднего буфера до дороги и использование элементов плоского днища на тягаче для снижения аэродинамических потерь в подднищевой зоне;
- отработка систем забора и выпуска воздуха для охлаждения двигателя и вентиляции кабины;- улучшение характера обтекания кормовой части автопоезда для уменьшения зоны отрицательных давлений на задней стенке кузова и спутного следа за ним; Номенклатура аэродинамических устройств, рекомендуемых для установки на магистральных автопоездах
Наименование аэродинамического устройства | Место установки устройства | Эффект, обеспечиваемый данным устройством |
Верхний лобовой обтекатель | Крыша кабины | Устранение отрицательного влияния превышения кузова над кабиной и зазора между ними путем направления воздушного потока непосредственно на крышу и боковые стенки кузова |
Фронтальные аэродинамические закрылки | Верхняя и боковые передние кромки кабины | Уменьшение отрывных течений и зон пониженного давления за передними верхней и боковыми кромками кабины |
Нижний лобовой обтекатель | Передний бампер | Устранение отрывных течений за бампером, снижение расхода воздуха под тягачом, упорядочение воздушных потоков под ним и исключение их взаимодействия с выступающими элементами ходовой части и трансмиссии |
Задние боковые закрылки на кабине | Задняя стенка кабины | Частичное перекрытие зазора между кабиной и кузовом для улучшения его обтекаемости и устранения отрицательного влияния бокового ветра |
Верхний дефлектор кузова | Задняя кромка крыши кузова тягача | Уменьшение отрицательного влияния зазора между кузовами тягача и прицепа |
Нижние боковые щитки | Ниже боковых стенок кузовов тягача и прицепа | Уменьшение сопротивления колесного движителя и отрицательного влияния бокового ветра на выступающие элементы ходовой части и трансмиссии |
Задний обтекатель | Задняя стенка кузова | Уменьшение разрежения на задней стенке кузова и спутного следа за автопоездом |
Верхний обтекатель
1. щитовой плоский
2. щитов. сферический
3. выпуклый
4. объемный драгфейлер
5.объемный призма
22. Требования к прицепному составу. Конструкция осей и подвесок колес.
Технические требования ГОСТ 3163
1. Габаритные размеры и массы прицепов и полуприцепов должны обеспечивать требования безопасности дорожного движения.
2. Присоединительные размеры полуприцепов должны соотв. ГОСТ 12105.
3. Размеры и расположение тягово-сцепного и поворотного устройства прицепов (кроме тяжеловозов) должны удовлетворять требованиям по маневренности
4. Дорожный просвет прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов) должен быть не менее, чем у основного тягового автомобиля.
5. Конструкция прицепов и полуприцепов (кроме прицепов и полуприцепов, скорость которых ограничена требованиями отраслевой нормативно-технической документации) должна обеспечивать движение автопоезда полной массы со скоростью, равной максимальной скорости основного тягового автомобиля.