Основные подходы к компоновке автопоездов для перевозки металлопроката и труб. Особенности их конструкции.
У металловозов предусматривается крепление (увязка) груза, для предотвращения смещения и перегрузки колес с одной стороны автопоезда.Для перевозки металла широко используют бортовые автомобили с прицепами-роспусками и седельные тягачи с полуприцепами.Стойки коников выполняют откидывающимися, а основание – наклоняющимся с помощью гидроцилиндра, как правило, телескопического типа.
Длинномерные грузы перевозят также на полуприцепах-роспусках с различными механическими разгрузочными устройствами (сбрасывателями). Такие самосвальные устройства используют силу тяжести. Платформа может наклоняться в сторону относительно центральной оси поперечной балки, а в транспортном положении фиксируется специальными рычагами. При удалении рычага из-под башмака сбрасыватель опрокидывается в сторону этого башмака.
Автомобильные трубовозы-плетевозы представляют собой специальные автопоезда, предназначенные для перевозки труб и плетей (сварных секций из труб) и состоящие из тягача и прицепной тележки-роспуска.
Тягачи и роспуски трубовозов и плетевозов оснащены специальным навесным оборудованием для укладки и крепления перевозимых труб и плетей. Тяговое усилие на груженый прицеп-роспуск передается: у трубовозов — через тяговосцепной прибор и жесткое дышло, у плетевозов — непосредственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и роспуске. Количество одновременно перевозимых труб устанавливается исходя из грузоподъемности автопоезда.
Плетевоз (рис. 1) состоит из автотягача 1 и двухосного прицепа-роспуска 7. Тягач оборудуется надрамником 3 с предохранительным щитом 2 и поворотным коником 5 с двумя переставными стойками-упорами для укладки передних концов перевозимых труб. Прицеп-роспуск имеет рессорно-балансирную подвеску и два коника 5 (аналогичные конику тягача) для размещения задних концов перевозимых труб. Стойки-упоры коников тягача и роспуска переставляют в зависимости от количества и диаметра транспортируемых труб (плетей) и фиксируют в нужном положении шкворнями. Рама роспуска оборудована дышлом для соединения с буксирным устройством автомобиля при холостом пробеге и для крепления страхового каната 6 при транспортировке труб и плетей.
Рис. 1. Трубовоз-плетевоз
При многорядной укладке трубы увязывают на кониках предохранительным канатом. Натяжение увязочного каната обеспечивается или устройствами винтового типа, или специальной ручной лебедкой, вмонтированной в одну из стоек каждого коника. Задний коник роспуска и коник тягача снабжены канатными устройствами 4 и 8 для удержания труб от сползания вперед или назад при рывках и резких торможениях тягача. Погрузка—разгрузка труб (плетей) производится автокранами или кранами-трубоукладчиками.
Рисунок 2.14 – Трубовоз МАЗ – 7910 для труб длиной до 12 м