Классы грузовых автомобилей и прицепного состава
Классы грузовых автомобилей и прицепного состава
Класс Полная масса, т
1 <1.2
2 1.2…2
3 2…8
4 8…14
5 14…20
6 20…40
7 >40
8 прицепы
9 полуприцепы
Виды АТС
1-л/а
2-автобусы
3-бортовые гр/а
4-седельные тягачи
5-самосвалы
6-цистерны
7-фургон
8-резерв
9-специальные
Условия эксплуатации АП и режимы работы
-транспортные
-дорожные
-климатические
Транспортные условия-факторы,которые характеризуют:
1)вид,объем,расстояние и организацию перевозок;
2)условия погрузки-разгрузки;
3)условия ТО и ремонта АП;
4)условия хранения грузов;
5)партионность перевозок
Дорожные условия:
Категория Дорог | Дорожн. одежды | Виды покрытия | Доп.нагр. На дорогу,кН | Доп. Интенсивность Движ.,авт/сутки | Расч.скор. Км/ч | Макс.прод. уклон | Число полос движ |
1а 1б | Капита льные | Цем.бето нные,мо нолитн Ые,жел. бетонн., асфал.- бетон. | >7000 3000..7000 1000...3000 | 150(120, 80) 120(100, 60) 100(80, 50) | 30(40,60) 40(50,70) 50(60,80) | 4,6,8 | |
Облегчен. Перех одные | Щебень Гравий Грунт | 100..1000 | 80(60,40) | 60(70,90) | |||
Низшие | Грунт | <100 | 60(40) |
Климатические условия:
-температура воздуха(плотность смазок,топлива,емкость АКБ)
-осадки(видимость)
-запыление дорог
-влажность,обледенение(сцепление колес с дорогой)
ГОСТ 16350 устанавливает климатическое районирования территории стран СНГ исходя из температуры и относительной влажности воздуха:
-умеренный
-холодный
-очень холодный
-жаркий
Режимы работы:
1.скоростные(ср.скорость движения)
2.нагрузочные:
Узел | Пар-ры нагрузки | Условия дорожные | ||||
ДВС | Число оборотов Об/км | 1,0 | 1,08 | 1,56 | 1,95 | 3,11 |
Сцеплен. | Число вкл/выкл/100км | 1,0 | 1,5 | 6,85 | 2,58 | 2,29 |
КП | Число перекл./100км | 1,0 | 1,5 | 6,85 | 2,58 | 2,29 |
Вщ.мост | Кр.момент + - | 1,0 1,0 | 1,3 1,0 | 1,65 1,43 | 2,45 1,43 | 2,56 2,0 |
Компоновка АП общего назначения. Ограничения на компоновочные параметры.
Компоновочные схемы гр/а и тягачей:
1.кабина за двс(капотная компоновка)
2.безкапотная(кабина над двс)
3.кабина перед двс
Особенности схем:
1.число звеньев(2,3 и более)
2.тип АП(прицепной,седельный)
3.расстояние грузоперевозок
Основные задачи общей компоновки:
1.повышение грузоподъемности
2.-//-грузовместимости
3.приспособление АП к конкретным условиям эксплуатации
4.снижение стоимости производства и эксплуатации
Повышение грузоподъемности:
1.применение компоновки «кабина над ДВС»
2увеличение расстояния между сближенными осями колес
3.увеличение числа звеньев АП
4.увеличение числа осей
Ограничения на полную массу АТС в СНГ:
Расст.между
Крайними осями,м не менее 6 8 10 12 14 17 20
Доп.полная масса,
Т не более 24 32 35 39 42 47 52
В ЕС:
2осный-18т
3осный-25(26)т
4осный-32т
2осный прицеп-18т
3-//- -24т
5(6)седельный АП-40т(44 т контейнеровоз)
2осный тягач+2осный прицеп-36т(38т)
Габаритные ограничения:
-ширина 2,5м
-высота 4м
Длина:
-12м-одиночный авто
-16,5-седельный АП
-18,35-прицепной АП
Макс.длина 24м
Тенденции развития компоновок АП общего назначения.Модульный принцип компоновки.
Особенности компоновки модульных АП:
-Сочленённые модули образуют АП в составе одноосного тягача (модули 1,2,3) и полуприцеп (модули 4,5,6).
-Тяговые модули можно распределять по длине АП,размещая их на прицепных звеньях
-Равномерное распределение осевых нагрузок и ни хуя не могу разобрать поччерк
1−Тяговый модуль; 2−Кабина; 3− Верхняя рама; 4−Грузовой модуль; 5− Рама выкатной тележки; 6−Подъёмная ось.
Модульный АП состоит из:
-тяговый модуль
-кабина
-рама
-грузовой модуль
-ведомая ось
Преимущества модульных АП:
1.возможность получения большой гаммы АП разного назначения,грузоподъемности
2.возможность компоновать АП подбором нужного числа модулей для приспособления АП к конкретным условиям эксплуатации
3.повышение грузоподъемности АП за счет увеличения допустимой осевой нагрузки на управляемые колеса
4.увеличение грузовместимости благодаря отсутствию промежутка между кабиной и полуприцепом
5.снижение расхода топлива за счет более аэродинамической формы АП и применения односкатных широкопрофильных шин
Недостатки:
1.сложность систем управления и согласования работы нескольких тяговых модулей многозвенных АП
2.затрудненный доступ к отдельным модулям,узлам и системам тягового модуля
Рис. 1. Трубовоз-плетевоз
При многорядной укладке трубы увязывают на кониках предохранительным канатом. Натяжение увязочного каната обеспечивается или устройствами винтового типа, или специальной ручной лебедкой, вмонтированной в одну из стоек каждого коника. Задний коник роспуска и коник тягача снабжены канатными устройствами 4 и 8 для удержания труб от сползания вперед или назад при рывках и резких торможениях тягача. Погрузка—разгрузка труб (плетей) производится автокранами или кранами-трубоукладчиками.
Рисунок 2.14 – Трубовоз МАЗ – 7910 для труб длиной до 12 м
Панелевозы
Панели должны перевозится вертикально или под наклоном к вертикале не более 8о.Из-за ограничения высоты применяются низкорамные полуприцепы. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ пулупр-ы комплектуются лестницами, мостиками, ограждениями. Если база полупр-а большая, то он может иметь управляемую от тягача тележку. Опорное устройство обычно гидравлическое с управлением с кабины водителя
Фермовозыпредназначены для перевозки ферм и балок.
Железобетонные фермы при транспортировании не должны воспринимать усилия (кручение и продольный изгиб), которые передаются на раму транспортного средства при движении по неровной дороге. Современные фермовозы - это, как правило, полуприцепы низкорамные кассетного типа. Рама состоит из 3-х секций.
Полупр-ы бывают одноосные для ферм длиной 12-18 м и двухосные для ферм 18-24 м.
Рисунок1 – Полуприцеп-фермовоз УПФ-1218
Особенности конструкций полуприцепов-плитовозов обусловлены прежде всего тем, что данный специализированный подвижной состав относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозок в первую очередь крупногабаритных железобетонных изделий в горизонтальном положении. Поэтому полуприцепы-плитовозы, как правило, выполняют по высокорамной схеме с погрузочной высотой до 1,8 м. Подвижной состав для перевозок плит должен комплектоваться специальными приспособлениями: кониками, грузовыми площадками и т. п., обеспечивающими правильное опирание груза при транспортировании и его надежное крепление на транспортном средстве. Коники и грузовые площадки должны раздвигаться по ширине для обеспечения перевозок нескольких изделий одновременно или изделий увеличенного поперечного габаритного размера.
Блоковозыслужат для перевозки блоков комнат. Полуприцепы низкорамные.
Конструкция блоковозов благодаря специальным раздвижным и опорным площадкам обеспечивает опирание блоков по углам или по их длинным сторонам и позволяет совмещать центр тяжести объемного блока с продольной осью симметрии блоковоза, а также обеспечивает, транспортировку блоков различной длинны с соблюдением распределения нагрузок на седельно-сцепленное устройство и тележку полуприцепа.
Конструкция блоковозов обеспечивает надежное крепление блоков от смешения при транспортировке, легкость перекладки блоковозов и перевозки объемных блоков различной типоразмеров. Блоковозы, могут быть использованы для перевозки других строительных конструкций и грузов. По своим размерам и массе эти грузы не должны превышать размеры грузовой площадки и грузоподъемности блоковоза.
Рисунок 2.9 – Полуприцеп-блоковоз ЧМЗАП – 9399
Полуприцепы-сантехкабиновозы предназначены для транспортировки шахт лифтов, железобетонных колодцев. Полуприцепы-сантехкабиновозы выполняют, как правило, по низкорамной схеме кассетно-ферменного или платформенного типа.
Рисунок 2.8 – Полуприцеп-сантехкабиновоз ПЭ-1209
Полуприцепы-сантехкабиновозы комплектуют подкладками, обеспечивающими опирание кабин по двум боковым сторонам, а также перевозку изделий с выступающей присоединительной арматурой. Кроме того, в их конструкции предусматривают приспособления для крепления перевозимых грузов и предотвращения их от продольного и поперечного смещения в процессе транспортирования.
17. Двигатели могут быть:
-с рядным расположением цилиндров ( 6 цилиндров)
-с V-образным расположением (6 или 8 цилиндров)
Коробки передач конструктивно могут быть:
-механические( с делителем, демультипликатором, 5-16 передач)
-автоматизированные
-гидромеханические
Ведущие мосты могут быть:
-одиночные
-двойные ( с планетарным колесным редуктором или двойным центральным)
Различаются по передаточному числу, которые выбирается исходя из типа автопоезда:
-магистральные АП имеют ПЧ в районе 3, для обеспечения высокой скорости
-лесовозы имеют ПЧ в районе 6.
Кабины бывают:
-малые
-средние
-большие
18. Тягово-сцепные устройства АП: классификация, требования к конструкции, основные элементы шкворневого устройства, его достоинства и недостатки
Тягово-сцепные устройства:
1. крюковые
2. шкворневые
Тягово-сцепные устройства должны обеспечивать:
1. надежное соединение автомобиля-тягача с прицепом или полуприцепом;
2. возможность относительного их перемещения;
3. плавность передачи усилий от автомобиля-тягача к прицепу при трогании с места;
4. возможность быстрой сцепки и расцепки.
Полуавтоматическое тягово-сцепное устройство автомобиля Татра-Ш: а - положение затвора перед сцепкой; б - положение затвора после сцепки.
Перед началом сцепки автомобиля, имеющего полуавтоматическое тягово-сцепное устройство, с прицепом сцепная петля 1 давит на шкворень 4 поджимаемый поводком 5 с пружиной 6. При дальнейшем движении сцепной петли шкворень вначале приподнимается, а при совпадении с отверстием в петле входит в него. При этом поводок 5 освобождается. Для расцепки необходимо шкворень поднять при помощи-рукоятки 7. Для устранения увеличенного зазора между петлей и шкворнем (вследствие износа) необходимо заменить втулку 2 в петле 1. В корпусе 8 сцепного устройства имеются направляющие выступы 3.
Шкворневые полуавтоматические тягово-сцепные устройства при снижении гибкости автопоезда значительно упрощают и делают безопасной процесс сцепки и расцепки автопоезда, обеспечивают беззазорную сцепку или очень малый зазор. При вхождении петли прицепа в вилку шкворень автоматически опускается, фиксируя сцепку (петля приподнимает шкворень и спускает затвор). Шкворень фиксируется предохранителем.
Аэродинамические обтекатели
Основным направлением улучшения аэродинамики магистральных автопоездов является совершенствование их аэродинамических характеристик путем оптимизации влияющих на обтекаемость конструктивных параметров, в число которых входят:
- отработка формы кабины в целом и ее лобовой панели с устранением находящихся на ней мелких выступающих элементов;
- уменьшение величины превышения кузова над кабиной;
- увеличение угла наклона лобового стекла кабины;
- применение укороченной, обтекаемой, высокой кабины с размещением в ее верхней части спального места водителя;
- использование гладких цельнометаллических кузовов и уменьшение количества находящихся на них мелких конструктивных элементов;
- увеличения радиуса закругления фронтальных кромок кабин (увеличенной высоты - до 75... 150 мм, высоких обтекаемых - до 150.. .450 мм);
- уменьшение расстояния между кабиной и кузовом (для седельных автопоездов) и между тягачом и прицепом (для прицепных) до минимально необходимого для обеспечения кинематики поворота автопоезда;
- оптимизация сочетания кабины и кузова с учетом их формы и взаимовлияния при работе в составе автопоезда;
- уменьшение расстояния от переднего буфера до дороги и использование элементов плоского днища на тягаче для снижения аэродинамических потерь в подднищевой зоне;
- отработка систем забора и выпуска воздуха для охлаждения двигателя и вентиляции кабины;- улучшение характера обтекания кормовой части автопоезда для уменьшения зоны отрицательных давлений на задней стенке кузова и спутного следа за ним; Номенклатура аэродинамических устройств, рекомендуемых для установки на магистральных автопоездах
Наименование аэродинамического устройства | Место установки устройства | Эффект, обеспечиваемый данным устройством |
Верхний лобовой обтекатель | Крыша кабины | Устранение отрицательного влияния превышения кузова над кабиной и зазора между ними путем направления воздушного потока непосредственно на крышу и боковые стенки кузова |
Фронтальные аэродинамические закрылки | Верхняя и боковые передние кромки кабины | Уменьшение отрывных течений и зон пониженного давления за передними верхней и боковыми кромками кабины |
Нижний лобовой обтекатель | Передний бампер | Устранение отрывных течений за бампером, снижение расхода воздуха под тягачом, упорядочение воздушных потоков под ним и исключение их взаимодействия с выступающими элементами ходовой части и трансмиссии |
Задние боковые закрылки на кабине | Задняя стенка кабины | Частичное перекрытие зазора между кабиной и кузовом для улучшения его обтекаемости и устранения отрицательного влияния бокового ветра |
Верхний дефлектор кузова | Задняя кромка крыши кузова тягача | Уменьшение отрицательного влияния зазора между кузовами тягача и прицепа |
Нижние боковые щитки | Ниже боковых стенок кузовов тягача и прицепа | Уменьшение сопротивления колесного движителя и отрицательного влияния бокового ветра на выступающие элементы ходовой части и трансмиссии |
Задний обтекатель | Задняя стенка кузова | Уменьшение разрежения на задней стенке кузова и спутного следа за автопоездом |
Верхний обтекатель
1. щитовой плоский
2. щитов. сферический
3. выпуклый
4. объемный драгфейлер
5.объемный призма
22. Требования к прицепному составу. Конструкция осей и подвесок колес.
Технические требования ГОСТ 3163
1. Габаритные размеры и массы прицепов и полуприцепов должны обеспечивать требования безопасности дорожного движения.
2. Присоединительные размеры полуприцепов должны соотв. ГОСТ 12105.
3. Размеры и расположение тягово-сцепного и поворотного устройства прицепов (кроме тяжеловозов) должны удовлетворять требованиям по маневренности
4. Дорожный просвет прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов) должен быть не менее, чем у основного тягового автомобиля.
5. Конструкция прицепов и полуприцепов (кроме прицепов и полуприцепов, скорость которых ограничена требованиями отраслевой нормативно-технической документации) должна обеспечивать движение автопоезда полной массы со скоростью, равной максимальной скорости основного тягового автомобиля.
Телескопический
Применяется наиболее часто
Преимущество больше ход, простота конструкции
Недостатки сложность в изготовлении.
Поворот на 90 градусов
X, Yo, – берутся в точке 1.
Если нет кругового участка, то
Проекции основной координаты на оси координат:
ОП: если 0< <180 и , то ОП= )
Если =0, то ОП=
Yп=ОП sin
Поворот на 180 градусов
ОП=Xc+Romin;
Xп=Xc+Romin.
33. Кинематика криволинейного движения автопоезда на переставке: расчётная схема и формулы.
При переставке:
А) для кругового участка на входе:
Если нет кругового участка, то
Проекции основной координаты на оси координат:
ОП: если 0< <180 и , то ОП= )
Если =0, то ОП=
Yп=ОП sin
Б) для кругового участка на выходе:
Xc вых= Lпер – (Хо – Romin*sin )
Yc вых = Yп – (Yo + Romin*cos )
Lпер = 2* ОП*(1+cos ) – длина переставки
34. Кинематика кругового движения автопоезда на переставке: расчётная схема и формулы для габаритных и произвольных точек.
1 случай: ось ПП проходит через основание перпендикуляра из центра поворота на продольную ось ПП. Полуприцеп будет вписываться в габаритную ширину.
Ck1=Ro -
Bг=
Где – радиус поворота основной точки
– габаритная ширина тягача;
– база тягача;
- передний свес тягача;
– габаритная ширина самого широкого прицепного звена.
2 случай:ось ПП расположена так, что меньше чем радиуса ( < ).
CkII = -
При управляемых колесах полуприцепа
Если задний свес(С2) слишком велик, то
Если > , то
3 случай: задняя ось ПП расположена так, что (частный вариант второго случая).
4 случай: задняя ось ПП расположена так, что Это возможно при большой базе и большом свесе ПП. При проектировании этот случай стремятся исключить.
Радиус любой точки на круговой траектории:
АП – фургоны.
Прямоугольная форма кузова с плоским полом ( при массе груза до 1,5т допускается выступание внутренних колесных арок)
Размеры должны соответствовать стандартным контейнерам и поддонам
Прочность пола фургона грузоподъемностью более 4,5 т должна обеспечивать въезд погрузчика 2,5т
Погрузочная высота на авто 0,7 0,9 1,1 1,25 1,3 м; на прицепе – 1,3 или 1,35 м,
На полуприцепе – 1,3 или 1,45.
По назначению: универсальные и специальные.
Требования: подножки, трапы, поручни.
Наличие 2 дверей (сзади и с правой стороны) с фиксацией в открытом положении
Внутренний объем должен быть защищен от пыли, влаги и ОГ.
Запаска крепится все фургона.
Срок службы фургона до капремонта должен быть не меньше чем у шасси авто.
Двухпроводный привод
Кроме пневматических приводов применяются комбинированные приводы. Они применяются на авто особо большой массы.
Силовая часть – пневматическая, управляющая –гидравлическая.
Преимущество 2-ух проводного привода:
1) Выше давление в приводе прицепа
2) Меньше время срабатывания в 1.5 -1.9 раза
3) ??????(повышенный) уровень давления в ресивере прицепа
Электропневматический (электронная часть –управляющая, пневматическая –силовая). Наиболее подходящая для многозвенных АП.
Недостатки пневмогидравлического привода:
1) Отказ всего привода при отказе одной части.
2) Сложность конструкции
3) Увеличенное число разных деталей.
4) Большой объем ТО.
П/п цистерны
При создании автоцистерн учитываются физико-химические свойства(вязкость и электризуемость, давление насыщенных паров, содержание примесей в грузе,температура застывания)
ГОСТ 19433 – Конструкция цистерн
Классы:
· Взрывоопасные в-ва
· Газы
· Легковоспламеняющиеся жидкости
· Легковоспламеняющиеся в-ва и материалы
Доп. Требования к автопоездам для перевозки опасных грузов:
1) Выпускная труба ДВС должна быть вып. Вперед с отверстием вниз или вправо
2) Топливный бак макс. Отдален от ДВС, вып. Трубы и электропроводов и дополнительно защищен металлическими щитками с ячеистой структурой
3) Наличие автоматического отключения АКБ
4) Обязательное заземление АП
5) Огнетушители –минимум 2 (1 в кабине водителя)
6) Автопоезд должен иметь информац. Табл. Обозначение АТС, аварийную карточку, специальную окраску и надписи.
АЦ - 4.2 - 4308
А- Автопоезд , Ц- цистерна. 4.2 – номинальная вмест. В куб. метрах. 4308- марка шасси
М-масло, С-спирт,В-вода, СЖ-специальные жидкости
Классы грузовых автомобилей и прицепного состава
Класс Полная масса, т
1 <1.2
2 1.2…2
3 2…8
4 8…14
5 14…20
6 20…40
7 >40
8 прицепы
9 полуприцепы
Виды АТС
1-л/а
2-автобусы
3-бортовые гр/а
4-седельные тягачи
5-самосвалы
6-цистерны
7-фургон
8-резерв
9-специальные