С основными сенсорными эталонами: форма
Знакомство ребенка раннего возраста с понятием формы необходимо начинать с плоскостных геометрических фигур. Детям раннего возраста педагог называет одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети раннего возраста вместо сенсорного эталона – круг чаще говорят – «колесо». В дальнейшем рассматривая предмет, ребёнок скажет: колесо похоже на круг, круглое.
Дети раннего возраста любят конструировать из геометрических фигур Дьенеша. Попросите ребёнка сначала отобрать все колеса (круги), а затем разложить их на две группы: для большой и маленькой машины. Затем отберите крыши для больших и маленьких домиков (треугольная форма), окошки (квадраты), дверки (прямоугольники) и т.д. Так, обучая малыша группировать предметы по разным признакам и наполняя деятельность ребёнка смыслом, вы привьете интерес к конструированию с самого раннего возраста.
Дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры. Для усложнения задания возможно использование моделей. По правилам игры ребенок называет все признаки колеса. Дети с удовольствием играют в игру «Добавь, чего не хватает». Главное, чтобы ребёнок проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)». После знакомства и закрепления плоскостных геометрических фигур педагог предлагает рассмотреть один из блоков и, сравнив геометрическую фигуру и блок, доказать, что это и есть объемная фигура, соответствующая плоскостной (метод наложения). Образец, представленный в виде плоскостного рисунка и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, и формирует зачатки абстрактного мышления. Ребенок запоминает новые слова для обозначения величины: большой, маленький; для обозначения формы: круглое, треугольное, квадратное; для обозначения цвета: красный, синий, жёлтый; для обозначения функции: катится, стоит. Это помогает развитию восприятия качеств предмета.
Расширение познавательной деятельности ребенка проявляется в детских вопросах: «А зачем?», «Что это?». Например, Игра “Угадай, что это”. Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать или просим найти определенную фигуру.
Для детей раннего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам, как форма, цвет, размер, толщина. Предлагаем для работы педагогам игры с пособием «Логические блоки Дьенеша».
Примерные игровые упражнения:
игра “Найди меня” (классификация по одному признаку):
найди фигуры желтого (красного, синего) цвета;
найди фигуру такого же цвета, как у меня (педагог показывает ребёнку фигуру нужного цвета; спрашивает, какого она цвета);
найди геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника);
найди фигуры такой же формы, как у меня (показывает ребёнку фигуру нужной формы; спрашивает, какая это форма);
найди маленькие (большие) фигуры;
найди фигуры такой же величины, как у меня (показывает ребёнку фигуру определённой величины; уточняет величину фигуры);
найди тонкие (толстые) фигуры;
найди фигуры такой же толщины, как у меня (показывает ребёнку фигуру нужной толщины; уточняет, какая она).
Вторая группа игр связана с освоением понятия «не такой, как»:
игра “Найди меня” (классификация по признаку: найди фигуру, которая не соответствует определенному признаку):
найди фигуры не красные (синие, желтые);
найди не такую по цвету фигуру, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенного цвета, предлагает найти фигуру с цветом, отличным от заданного);
найди фигуру не круглую (квадратную, треугольную, прямоугольную);
найди фигуру не такую по форме, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенной формы, предлагает найти геометрическую фигуру с формой, отличной от заданной);
найди фигуру не маленькую (большую);
найди фигуру не такую по размеру, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенного размера, предлагает найти фигуру с размером, отличным от заданного);
найди фигуру не толстую (тонкую);
найди фигуру не такую, как у меня, по толщине (педагог показывает ребенку фигуру определенной толщины, предлагает найти все фигуры с толщиной, отличной от заданной);
какая у меня фигура по цвету (форме, размеру, толщине).
Педагог имеет возможность использовать игровое пособие в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста, организуя дидактические и подвижные игры. Данное пособие обеспечивает наглядность, системность и доступность в содержании образовательного процесса, а также позволяет сделать игры детей разнообразней и интересней. Вариативность игр обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Работа с игровым пособием предусматривает не только формирование элементарных математических представлений, но и развитие мелкой моторики, зрительное и пространственное восприятие. Главное, чтобы ребенку было интересно, а занятия воспринимались им как игра.
Чтобы повысить эффективность работы по познавательному развитию воспитанников, особое внимание необходимо уделить работе с семьёй. Система сотрудничества с семьёй включает традиционные и современные формы работы: дни открытых дверей, круглые столы, родительские гостиные, родительские собрания, родительские газеты, тематические выставки, праздники. Эти формы работы с семьёй способствует установлению партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса: дети – педагоги – родители.
В учреждениях дошкольного образования работают специалисты, любящие детей и свою работу. В основе деятельности педагогов лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, развития их творческих способностей. Важно, чтобы педагог проявлял гибкость в планировании своей деятельности, а содержание деятельности было направлено на развитие каждого ребёнка в соответствии с его запросами, возможностями и интересами. Развитие интересов и способностей детей может стать движущей силой познавательного развития и важным фактором воспитания личности.
Примерное перспективное планирование занятий
по образовательной области «Искусство» с использованием