Тема: Неопределённое время глаголов

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, развивать умение правильно ставить к глаголам в неопределенной форме вопросы что делать? что сде­лать?и учить ставить глаголы в начальную форму.

Организационный момент

Минутка чистописания

ть ти чь

• Пропишите сочетания букв.

Выполните упражнение для пальчиков: большие пальцы ле­вой и правой руки скрепите между собой, остальные пальцы выпрямите и, не сгибая их, пропишите в воздухе сочетание ть. Выполните упражнение 3-5 раз, чередуя со свободными движе­ниями пальцев рук.

решать нести беречь

• Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Как связаны слова с предыдущими сочетаниями букв? Устно к сло­вам решать, нести, беречь поставьте вопрос. Запишите слова. Обведите кружочком сочетания ть, ти, чь.

Игра - ________________, звон - ______________, корм - _____________, сад - __________.

• Прочитайте. От данных существительных образуйте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Вешать но.., дать сл..во, х..дить на г..л..ве.

• Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения? Устно подбе­рите к ним синонимы. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Выполнение упр. 121

Важно, чтобы дети правильно поставили к ним вопросы (что сделать? осилить, что делать? го­товить).

Вывод: определить время, число глаголов в неопределенной форме невоз­можно, глаголы в неопределенной форме не указывают на время и число, поэтому данная форма глагола и называется неопределенной.

Чтение правила на с. 79

Выборочный диктант — записываются только глаголы в неопределенной форме.

Твой друг — книга

Книгу нужно читать аккуратно. Ее следует содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Нельзя вырывать листы из книги, писать на страницах. Книгу нужно сохранять для других.

Закрепление изученного материала

Развитие умения различать неопределенную форму глаголов совершенного и несовершенного вида.

Выполнение упр. 122

К каждому глаголу несовершенного вида нужно подобрать однокоренной глагол совершенного вида с данной приставкой.

Глаголы в форме инфинитива оканчиваются на -ть, -ти или -чь.

Выполнение упр. 123

Тема текста «Апрель» — описание приро­ды весеннего леса. В тексте детям впервые встречается фор­ма инфинитива на -ться. Этот случай нужно оговорить осо­бо: предложить ребятам подобрать аналогичные глаголы, поставить к ним вопросы.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:упр. 124.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Неопределенная форма — начальная форма глагола

Цель: уточнить знания учащихся о неопределенной фор­ме как о начальной форме глагола; развивать синтаксический строй речи детей, обогащать их словарный запас глагольной лексикой.

Организационный момент

Минутка чистописания

т а н о т

р с п р

• Разгадайте путаницу. Какое слово в ней зашифровано? Что обозначает слово транспорт? Составьте и напишите свою пута­ницу с этим словом.

Тр..мвай, ..втобу…, ..вт..м..биль, тр..л..ейбус, в..л..с..пед.

• Прочитайте. Какие буквы пропущены? Спишите, вставлял пропущенные буквы. Какие ещё виды транспорта вы знаете? Из какого литературного произведения следующие строки?

И прибежала зайчиха,

и закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик, мой мальчик

попал под трамвай!»

Сообщение темы и целей урока

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 125

Учащимся предлагается прочитать толкова­ния слов и попытаться объяснить, почему в словарях глаголы находятся в неопределенной (начальной) форме.

Отработка навыка правильного употребления глаголов класть — положить.

Выполнение упр. 126

Оба стихотворения на одну тему — о труде, только первое рассказывает о труде строителей, а второе — о труде моря­ков. Глаголы выписываются вместе с вопросами (что делает? кладет).

¾ Составьте предложения с глаголами класть — положить. (Предложе­ния могут быть такими: Вещи нужно класть на место. Не забывайте положить в портфель дневник.)

Выполнение упр. 127

Дети рассматривают рисунки на с. 82 и чи­тают текст. Затем предложения читаются по цепочке, ребята находят в них глаголы, ставят к ним вопросы.

¾ В чем заключается главный закон порядка?

¾ Соблюдаете ли вы этот закон?

¾ Знает ли закон порядка мальчик, изображенный на первом рисунке? А на втором?

Учащиеся дают мальчикам имена и устно составляют по рисункам небольшие рассказы.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр.128.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Не с глаголами

Цель:актуализировать умение раздельного написания не с глаголами; закрепить умение распознавать глаголы, от­вечающие на вопросы что делать? что сделать?

Организационный момент

Минутка чистописания

_______________________________________

_______________________________________

• Обведите и пропишите узор.

Выполните упражнение для пальчиков: указательные и сред­ние пальцы обеих рук соедините вместе и, не сгибая их, напиши­те в воздухе слово не, остальные пальцы разведите максимально в стороны. Упражнение чередуйте со сжиманием и разжиманием пальцев в щепотки, выполните 3—5 раз.

не боюсь не идёт

• Прочитайте слова. Устно с этими словами составьте предло­жения. Как пишется не с глаголами? Запишите слова. Слово не обведите кружочком.

Лет..м без дела с..деть – з..мой хе..ба (не) иметь.

• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объ­ясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки.

Наши рекомендации