Прочитайте. Подчеркните местоимения 3-го лица.
В лесу я заметил ужа и наклонился над ним, чтобы получше его рассмотреть. Но он быстро уполз в траву.
Замени выделенное имя существительное местоимением.
Апрель — второй месяц весны. В календаре (апрель)___________ следует за мартом.
5. Запишите местоимения в нужном падеже. Обозначьте падежи.
Подошёл к (он) _____________, посмотрел на (они) ___________, позвонил (она) ____________, отвечал (они) _______________, поздравляют (он) _____________, возвратился с (она) _____________.
_____________________________
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Прочитайте. Подчеркните местоимения.
Мама, ты, цветами, ему, во сне, доволен, я, прыгает, она, на улице, для, неё, меня, кажется.
Соедините линиями местоимения и лицо, к которому они относятся.
ты, вы,
он, она, оно, они
я, мы
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
Прочитайте. Подчеркните местоимения 3-го лица.
В лесу я заметил ужа и наклонился над ним, чтобы получше его рассмотреть. Но он быстро уполз в траву.
Замени выделенное имя существительное местоимением.
Апрель — второй месяц весны. В календаре (апрель)___________ следует за мартом.
5. Запишите местоимения в нужном падеже. Обозначьте падежи.
Подошёл к (он) _____________, посмотрел на (они) ___________, позвонил (она) ____________, отвечал (они) _______________, поздравляют (он) _____________, возвратился с (она) _____________.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Изменение глаголов по временам
Цель:развивать умение различать временные формы глаголов и правильно употреблять их в речи.
Организационный момент
Минутка чистописания
свет светит
• Прочитайте слова. Как связаны между собой эти слова? Определите части речи. Запишите слова. Выделите корень.
В..сной со..нце светит и греет.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. К глаголам устно поставьте вопрос. Определите время глаголов.
З..мой оно мало св..тило и хуж.. грело.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Чем это предложение отличается от предыдущего? Определите время глаголов. Слово светило разберите по составу.
Летом со..нце будет ярко св..тить и сильно греть.
• Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите время глаголов.
Сообщение темы и целей урока
Закрепление умения определять время глаголов
Выполнение упр. 108 (коллективно, используя прием комментирования.)
Актуализация изученного материала
Выполнение упр. 109 (выполняется в соответствии с заданиями)
Учитель может предложитьдетям привести примеры глаголов и составить с ними предложения.
Отработка навыка изменения глаголов по временам.
Выполнение упр. 110
Выполнение упр. 111
Воспитательное значение.
¾ Рассмотрите рисунки и продолжите начатые предложения: «Если ты потерялся в незнакомом городе...», «Если тебя укусила змея...» и др.
Выслушиваются все предложения, составленные учащимися, выбираются из них самые удачные, при необходимости дополняются.
Записанные предложения могут быть примерно такими: «Если ты потерял ключи от квартиры, то подумай, где ты мог их обронить или оставить» и т. д.
Диктант с грамматическим заданием.
Учитель читает предложения и предлагает учащимся записать их, употребляя глаголы в настоящем времени.
В лесу
Я сидел у костра и слушал голоса птиц. Вдали посвистывали кулики, крякали утки. На сухих болотах курлыкали журавли. Тихо ворковали в кустах горлинки. Хорошо в лесу!
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 112.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени
Цель:обобщить и углубить знания учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по числам, а в единственном числе — по родам; работать над развитием речи детей.
Организационный момент
Минутка чистописания
__________________________________
• Рассмотрите узор. Какая буква входит в состав узора? Пропишите букву л в воздухе ручкой, поэтапно ускоряя темп письма. Какой частью слова может являться эта буква? Почему?
Обведите и пропишите узор. Обратите внимание, что узор пишется безотрывно.
танцевал танцевала
• Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? В чём их отличие? Устно к этим словам поставьте вопросы. Запишите слова. Разберите их по составу.
игр л солнечный луч..
игр л всеми цв..тами радуги прозрач..ная сосулька.
• Прочитайте. Составьте слова по схемам. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы там, где это необходимо. Схемы замените словами.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Выполнение упр. 113
Выполняя задание, дети обозначают окончания глагола, делают вывод об изменении по родам глаголов прошедшего времени, стоящих в единственном числе.
Особое внимание обращается на вопросы к глаголам.
Выполнение упр. 114 (выполняется в соответствии с заданиями учебника)
После выполнения упр. ученики находят окончания глаголов прошедшего времени: стоял — стояла — стояло — стояли, играл — играла — играло — играли (образец содержится в правиле).
Работа с рубрикой «Говорите правильно!»
Отработка орфоэпической нормы произнесения глаголов.
Дети читают их хором, затем по цепочке.
¾ Придумайте и разыграйте с соседом по парте диалоги со словами, данными в рамках. Например:«Ты понял правило изменения глаголов в прошедшем времени?» — «Понял, а ты поняла?» Два предложения (по выбору) записываются.
Выполнение упр. 117
В стихотворении «Парус» (упр. 117)
Работа со словамилазурь, мятежный.Учащиеся ищут в словаре их толкование (лазурь — светло-синий цвет, синева; мятежный — тревожный, беспокойный, бурный).
Один ученик работает у доски, а остальные дети по очереди диктуют ему глаголы, которые встретились в тексте. Записывают, указывая их время, число, в прошедшем времени — число и род.
Выполнение упр. 118
Чтениетекста учителем. (Описание шторма следует читать эмоционально, возвышенно, чтобы заинтересовать детей прекрасной повестью А. Грина «Алые паруса»).
¾ Что было изображено на картине?
¾ Почему маленький Грэй много раз приходил смотреть на картину?
¾ Кем, по вашему мнению, решил стать Грэй?
Выполнение задания к упр.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 120
РУССКИЙ ЯЗЫК